Антифризы: вопросы качества и угрозы суррогатов

Начнем с тривиальных на первый взгляд вопросов. Какими критериями определяется качество охлаждающей жидкости? Как отличить некачественный продукт? Почему так важно использовать качественные антифризы и чем опасны суррогаты?

Как отмечают специалисты компании «Техноформ», качество антифриза определяется пакетом присадок, входящих в его состав. Присадки – важнейший компонент охлаждающей жидкости, а потому авторитетные компании-производители антифризов уделяют им приоритетное значение. И, конечно же, прежде чем выпустить новый антифриз с тем или иным пакетом присадок, его состав проходит тестирование. И все это, как можно догадаться, является весьма трудоемким и затратным мероприятием.

Серьезных производителей присадок в мире относительно немного. Так, «Техноформ» использует для производства своих антифризов под маркой Coolstream присадки компаний ARTECO и KUKDONG. Напомним, что ARTECO входит в число европейских лидеров в разработке антифризов и является совместным предприятием промышленных гигантов Chevron и Total. KUKDONG – азиатский лидер в разработке и производстве антифризов и глобальный партнер корпорации Hyundai-KIA.

Говоря о вопросах качества, важно понимать, на что ориентироваться при выборе антифриза. Мы привыкли доверять продукции, на которой имеется надпись «Сделано по ГОСТу». Однако в отношении антифризов ГОСТ, увы, не является признаком качества. Нынешний ГОСТ 28084-89 по охлаждающим жидкостям был разработан и принят в 1989 году, он ориентирован на отечественные двигатели тех лет и не может применяться в современных автомобилях. Но понимая, что рядовой потребитель зачастую не хочет дотошно доискиваться до правды, многие неблагонадежные производители апеллируют к этому ГОСТу, заявляя о качестве своей продукции.

Остается единственный и главный ориентир – допуски автопроизводителей. Каждый крупный автоконцерн имеет свой перечень нормативов на охлаждающие жидкости, которые сформулированы исходя из конструктивных особенностей отдельных моделей автомобилей, а также особенностей системы охлаждения и интервалов ее обслуживания. Для того чтобы получить допуск автопроизводителя, разработчики присадок для антифризов реализуют комплексное тестирование продукции, включающее и долгосрочные испытания на автомобилях. К примеру, антифризы Coolstream производства компании «Техноформ» не только имеют допуски многих отечественных и зарубежных автопроизводителей (Mercedes Benz, Ford, MAN, FIAT, KIA, VW, Audi, Skoda, Renault, Peugeot, Citroen, Hyundai, BMW, Volvo, Deutz, MTU, АвтоВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ, МАЗ, ЛиАЗ и др.), но и заправляются на конвейерах большинства автозаводов России.

Как известно, в основе хорошего антифриза несколько компонентов. Помимо пакета присадок, это еще и моноэтиленгликоль (МЭГ), и вода. Такой водно-гликолевый раствор имеет больше преимуществ, чем недостатков. Среди плюсов – высокая температура кипения и низкая температура замерзания, а также низкий коэффициент объемного расширения, оптимальные теплопередающие свойства.

Однако на российском рынке антифризов в последние годы широкое распространение получили низкокачественные, суррогатные охлаждающие жидкости. В таких антифризах базовый компонент, моноэтиленгликоль, частично заменен на смесь глицерина и метилового спирта. Заменяя базовый компонент охлаждающей жидкости, недобросовестные производители получают заметную экономическую выгоду: себестоимость такого контрафактного продукта в разы ниже себестоимости качественной жидкости.

Необходимо напомнить, что метанол – это яд. Охлаждающие жидкости на его основе запрещены для производства и продажи. Существует соответствующее распоряжение Роспотребнадзора, которое запрещает использование метанола в бытовой химии и в автомобильных жидкостях.

С какой целью в антифриз добавляют метанол? Как мы уже писали выше, с целью получить максимально дешевый в производстве продукт. Для этого меняют состав компонентов смеси, к этиленгликолю добавляется глицерин. Это вещество имеет высокую вязкость, а потому охлаждающая жидкость на его основе получается в несколько раз более вязкой, чем антифриз на этиленгликоле. Кроме того, глицерин отличает и более высокая температура замерзания в зависимости от его концентрации.

Добавление метилового спирта к глицерину позволяет подвести значения вязкости и температуру замерзания охлаждающей жидкости под более или менее «нормальные» показатели. Однако такой эффект длится недолго. Когда такая суррогатная жидкость попадает в систему, метиловый спирт быстро разлагается с образованием летучих веществ, в т.ч. акролеина. Продукты разложения токсичны, коррозионно-агрессивны. Кроме того, глицерин сильно пенится, и по этой причине ухудшается отвод тепла.

Глицерино-метанольные смеси отличаются низкой температурой кипения и высокой температурой замерзания, они имеют также высокую вязкость и плотность. Температура кипения таких антифризов – 90–97 градусов, при том что минимальный порог нормы – это 108 градусов, то есть рабочая температура большинства современных моторов. Из-за такой температурной особенности метанольные антифризы на жаре или при езде в пробках быстро закипают. Из-за своей высокой коррозионной активности такая жидкость приводит в негодность компоненты двигателя, и в первую очередь элементы из алюминиевых сплавов.

Проблема с суррогатной продукцией заключается в том числе и в том, что потребитель чаще всего пребывает в заблуждении относительно того, какой именно продукт он покупает. Недобросовестные производители чаще всего не указывают, что в составе их жидкости есть метиловый спирт. На упаковке с контрафактным антифризом порой можно встретить пространную формулировку о том, что данный продукт рекомендован автопроизводителями. Такие маркетинговые ухищрения не должны вводить потребителя в заблуждение, равно как и рассуждения продавца о том, что охлаждающую жидкость необходимо выбирать по ее цвету. Об этом мифе мы писали в предыдущей статье («Автокомпоненты» №9, 2016 год).

На российском рынке антифризов по-прежнему много нерешенных проблем с недоброкачественной продукцией. А потому ответственный потребитель при покупке охлаждающей жидкости должен проверять наличие допусков у нее от конкретного автопроизводителя.

Методом решения проблемы на уровне всего рынка могли бы стать изменения в законодательстве. Так, с 1 июля 2017 года на территории СНГ планируется введение в действие нового межгосударственного стандарта (ГОСТ 33591-2015), регламентирующего технические требования к охлаждающей жидкости. Конечно, это не очистит рынок от недобросовестных продавцов контрафактной продукции, но будет одним из существенных шагов в этом направлении.

Компания «Техноформ» не только производит антифризы Coolstream, но и является членом и сооснователем отраслевой ассоциации «Союз производителей и потребителей автохимии» (СППА). Цели деятельности СППА:

– совершенствование нормативной документации;

– борьба с контрафактом;

– установление правопорядка на рынке охлаждающих и других автомобильных жидкостей с целью обеспечения качества продукции и безопасности для потребителя.

12.01.2017 в 14:59 0
 Подписаться на рассылку
x
Вход на сайт
x
Регистрация
Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.
User Roles
Юридическая информация
x
Новостная рассылка

С нами уже 755 профессионалов

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Введите символы с картинки