АвтоЭволюция

Международный Форум «АвтоЭволюция» по развитию автомобилестроения и производства автокомпонентов в России, организованный газетой «Ведомости» при участии правительства Калужской области и поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, в этом году прошел в пятый раз и собрал рекордное число участников.

Калуга стала удобной площадкой, где производители автомобилей и компонентов могут ежегодно встречаться друг с другом, с представителями правительственных структур, с аналитиками и журналистами. Здесь проходит серия мероприятий, на которых участники делятся опытом, находят новые контакты и идеи для развития бизнеса.

В этом году время проведения конференции особое. Рынок встревожен небывалым падением спроса на автомобили и начавшимся чуть позже падением курса рубля. Первая тема насторожила всех участников, именно она считалась самой главной, вокруг нее вращались все остальные вопросы, и даже падение рубля расценивалось как «отягчающее обстоятельство».

Проблема в том, что вроде все знают, что нужно делать в принципе, «в мировом масштабе», но мало кто понимает, каков следующий шаг. Как только дело доходило до конкретных предложений по оживлению отрасли, то разговор постоянно скатывался на «Программу утилизации» в ее последнем, расширенном варианте. Это понятно. Именно она позволила месяц назад переломить ход падения и отыграть обратно несколько процентов. Однако утилизация – это наше прошлое. Попытками нащупать пути к будущему были заняты участники конференции.

Но с какой бы стороны ни обсуждалось падение спроса, какие бы меры для его оживления ни предлагались или отвергались, все так или иначе рано или поздно начинали говорить об автокомпонентах. Похоже, что все проблемы, с которыми столкнулась отрасль сейчас, были бы нивелированы, если бы в стране было вовремя организовано производство достаточного количества высококачественных автомобильных комплектующих, у которых очень высокая «рублевая составляющая» – небольшая зависимость от импорта, от курсового колебания валют.

Несмотря на то что производство автомобилей второй год падает и даже побило рекорд падения 2008 года, наблюдается стабильная положительная динамика производства автомобильных комплектующих в России. И все-таки этот рост производства комплектующих оказался недостаточен для автомобильной промышленности в целом.

Попытаемся проследить, что говорили об автомобильных комплектующих и локализации их производства выступающие, которые так или иначе в своих докладах затрагивали развитие отрасли. Достаточно понять, как видят проблему на трех уровнях: правительственном, региональном и уровне автосборочного предприятия. Итак.

Правительство РФ о производстве автокомпонентов в России

Директор департамента транспортного и специального машиностроения Министерства промышленности и торговли Александр Морозов рассказывал о быстрых и решительных мерах правительства, направленных на стимулирование спроса автомобилей. Однако он отметил, что производители автокомпонентов и материалов не пользуются правительственными субсидиями. Считается, что поставщикам второго и третьего уровней не всегда удается мониторить ситуацию «наверху» и знать о предоставляемых мерах. Это положение придется быстро исправлять. В правительстве срочно разрабатывается «Стратегия развития автокомпонентов в России». В декабре начнутся обсуждение этой Стратегии на разных уровнях и разработка мер законодательной поддержки.

Губернатор Калужской области о производстве автокомплектующих

Пока правительство только подходит к проблеме развития производства автокомплектующих, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов рассказал, что уже сейчас можно сделать для производства автокомпонентов на региональном уровне.

В Калуге и области уже сейчас работает много предприятий автокомпонентов. Несколько из них, например новый завод Continental, были открыты в этом году. Вот-вот Volvo запустит завод кабин, а Volkswagen достраивает завод двигателей. И тем не менее администрация должна сделать все, чтобы таких предприятий появлялось все больше и больше, чтобы им было выгодно и удобно работать на нашей территории.

Что может еще сделать область? Оказывается, не так мало:

  • Сконцентрировать все средства поддержки на обрабатывающих отраслях. Не допускать размытия этих средств.
  • Развивать логистические возможности. В Калужской области заканчивается строительство крупнейших в стране транспортно-логистических комплексов «Ворсино» и «Росва», где производители будут получать весь комплекс услуг по доставке, переработке и оформлению грузов.
  • Расширять технопарки. Как показала практика последних лет, государству очень выгодно заниматься технопарками. Они уже сейчас начали давать большие поступления в государственный бюджет, в то время как на их создание государство не тратит ни копейки. На территории Калужской области открыта особая экономическая зона «Людиново». И губернатор собирается выходить в правительство с предложением о расширении этой зоны.
  • Готовить специалистов для автомобильного кластера силами учебных заведений области. Для этого пришлось существенно изменить систему образования.

Автосборочное предприятие и производство автокомпонентов в России

О нуждах автосборочного предприятия, входящего в калужский кластер, наиболее полно и интересно рассказал Жан-Кристоф Маршаль – генеральный директор Peugeot Citroen Mitsubishi Rus (MPSA). Полагаю, что под основными положениями его выступления, которые приведены ниже, могли бы подписаться многие автопроизводители.

Несмотря на серьезные трудности, связанные с катастрофическим падением спроса на ряд автомобильных марок MPSA, руководство предприятия стремится к еще большей интеграции при производстве автокомпонентов с российскими предприятиями и считает, что локализация поможет справиться с текущей ситуацией. Стоимость деталей, произведенных в России, не зависит (в меньшей степени зависит) от обменного курса рубля. Закупать детали в Европе или в России, но с привязкой цены к курсу евро или доллара при падении курса рубля становится невыгодно. Поскольку слабый рубль убивает доходы автосборочного предприятия, ориентированного на импорт, то самое главное сейчас – больше закупать автокомплектующих в России. Это поможет снизить и логистические затраты, так как сейчас запчасти поступают со всего мира.

В планах MPCA Rus увеличить количество российских автозапчастей в 2015 году на 10%. Этот план локализации поможет снизить зависимость от колебания курса. Чем больше будет закуплено в России, тем лучше это скажется на бизнесе.

Компания MPCA Rus хочет больше закупать российских компонентов, но добилась в этой области очень небольших успехов. Почему-то большая часть ресурсов, из которых изготавливают запчасти в России, импортируется, а значит, их цена также подвержена курсовым колебаниям.

Поэтому с трибуны конференции Жан-Кристоф Маршаль обратился ко всем провинциальным поставщикам, собравшимся в зале, и заявил, что MPCA Rus готова работать с ними. MPCA готова работать не только с международными компаниями, а даже с малыми и средними предприятиями. Самое главное для компании – это качество продукции и ее конкурентоспособность. MPCA никогда не согласится на низкое качество и недостаточную конкурентоспособность российских изделий по сравнению с импортом.

MPCA не будет проводить дополнительную сертификацию своих партнеров, если они уже работают с каким-либо другим автомобильным производителем, который их сертифицировал. MPCA готова рассмотреть любые предложения. Причем этот призыв относится и к поставщикам второго, третьего уровней, и к поставщикам сырья. Кроме того, MPCA готова сотрудничать с предприятиями, расположенными на всей территории Таможенного союза, а не ограничиваться только одной Российской Федерацией.

Что касается малых и средних предприятий, то область их деятельности может быть сосредоточена в предоставлении услуг. Например, в России очень трудно осуществить сборку и наладку технологического оборудования. Нет российских компаний, которые могут составить в этой сфере конкуренцию западным фирмам. Развитие таких услуг в Калуге очень поможет всем автопроизводителям.

Конференция «АвтоЭволюция» в очередной раз показала, что в развитии производства автокомпонентов в России заинтересованы представители всех уровней – от правительства до автосборочных предприятий. Но достаточно ли предлагаемых ими мер для резкого рывка отрасли?

Время покажет. 

29.12.2014 в 13:56 0
Посмотрите похожие материалы
Подписаться на новостную рассылку
x
Вход на сайт
x
Регистрация
Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.
User Roles
Юридическая информация
x
Новостная рассылка

С нами уже 751 профессионалов

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Введите символы с картинки