Российский автопром – 2017: три четверти пути

В конце октября «АСМ-холдинг» организовал круглый стол «Анализ итогов работы автомобильной промышленности России за 9 месяцев 2017 года. Производство и рынок».

В начале заседания выступил Владимир Костюченков, начальник отдела экономического анализа и мониторинга рынков Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, с докладом «Меры государственной поддержки и регулирования развития автомобильной промышленности в 2017 году. Итоги 9 месяцев 2017 года».

Согласно данным Минпромторга, за период с января по сентябрь 2017 года всего в России было продано 1190 тыс. автомобилей, прирост относительно аналогичного периода прошлого года составил 11,9%. Причем впервые за последние несколько лет положительную динамику продемонстрировали все сегменты автомобильной отрасли. Рынок легковых автомобилей вырос на 10,8%, легких коммерческих автомобилей – на 8,5%, автобусов – на 11,1%, грузовиков – на 48%.

Объем производства за этот период вырос еще больше, за 9 месяцев было выпущено 1107,3 тыс. автомобилей (+20,8%). Производство легковых автомобилей увеличилось на 21,9%, легких коммерческих автомобилей – на 11,5%, автобусов – на 9,5%, грузовиков – на 18,4%.

Как можно заметить, производство легковых автомобилей растет существенно быстрее рынка. Это свидетельствует о том, что дистрибьюторы и дилеры верят в перспективу дальнейшего роста и стали заказывать больше автомобилей. А вот производство грузовой техники растет медленнее. Это связано с тем, что многие перевозчики предпочитают покупать более дорогую, но и более производительную иностранную технику. При этом в целом доля автомобилей, произведенных в России, в общем объеме продаж выросла до 86%.

Благодаря программам господдержки было реализовано 622 548 авто, то есть более половины всех проданных машин. Из них 305 571 – по программе льготного кредитования, 326 005 – по программе обновления парка, 37 805 – по программе льготного лизинга. Всего на поддержку кредитов автомобильной отрасли в 2017 году было выделено 110,5 млрд рублей. Безусловно, программы сыграли свою положительную роль, хотя, конечно, нельзя утверждать, что если бы их не было, то спрос снизился бы вдвое.

Также 55,8 млрд рублей было выделено на различные программы, направленные на стимулирование спроса и обновления парка корпоративных транспортных средств.  

Далее Александр Ковригин, заместитель генерального директора ОАО «АСМ-холдинг», представил подробный анализ работы российского автопрома за предыдущие годы и рассказал о перспективах развития отрасли до 2025 года.

Как известно, в России в различное время были введены два инвестиционных режима поддержки развития автопрома: так называемая Промсборка №1, запущенная в 2005 году, и Промсборка №2, действующая с 2011 года. В результате реализации данных программ на российский рынок были привлечены иностранные инвестиции, создано 25 тысяч новых рабочих мест. Но есть и отрицательные результаты. За это время в три раза сократилось количество российских платформ, используемых при производстве автомобилей. Хотя производственные мощности выросли в 1,7 раза, они загружены только на 50%. Планируемого повышения уровня локализации фактически не произошло, реально он остался на отметке 30–40%. Импортные пошлины привели к отсутствию стимула локализации производства. В результате большая часть добавленной стоимости при производстве автомобилей остается за пределами России, не происходит передача компетенций.

При этом в целом первые 9 месяцев 2017 года оказались успешными для отечественного автопрома. По данным «АСМ-холдинг», производство всех автомобилей в России за этот период выросло на 12,9%. Рынок легковых автомобилей вырос на 13,8%. Увеличилась доля иномарок российской сборки, с 58,6 до 62,4%, впервые за долгие годы выросла доля автомобилей отечественных марок, с 20,7 до 21,1%, в основном благодаря успешному старту новых моделей LADA Vesta и LADA XRAY.

Согласно прогнозу «АСМ-холдинг», производство легковых автомобилей будет и дальше расти. Прогноз по итогам 2017 года – 1250 тыс. штук, 2018 год – 1330 тыс., 2019 год – 1450 тыс., 2020 год – 1570 тыс., 2025 год – 2100 тыс.

Потенциал для роста рынка большой, поскольку средний возраст легковых автомобилей у нас 13 лет, при этом 1/3 автомобильного парка старше 15 лет.

Помимо соглашений о Промсборке, срок действия которых заканчивается в ближайшие два года, в настоящее время также действуют так называемые специальные инвестиционные контракты (СПИК). Однако у них есть ряд существенных недостатков. Прежде всего, они рассчитаны только на создание новых предприятий, то есть для модернизации существующих заводов их невозможно применить. Второй существенный недостаток – невозможность использования льгот для масштабных проектов. В результате существующие СПИК трудно применить для развития автопрома. Пока по таким программам работают только две компании. «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус» строит завод по производству двигателей во Владивостоке, и «Мерседес-Бенц Рус» заключил соглашение по сборке легковых автомобилей в Подмосковье. На стадии рассмотрения в настоящее время находятся еще четыре проекта:

– BMW («Автотор») – производство легковых автомобилей в Калининграде;

– Volvo Group – производство автоматических трансмиссий для коммерческой техники в Калуге;

– «Хенде Мотор Мануфактуринг Рус» – производство двигателей;

– «Даймлер КАМАЗ Рус» – под строящийся завод каркасов и кабин для перспективных грузовых автомобилей.

В Правительстве РФ есть понимание, что действующий СПИК имеет ряд недостатков, поэтому в настоящее время Минпромторг разрабатывает для автомобильной отрасли альтернативный вариант СПИК – так называемый типовой автомобильный СПИК. В нем предусмотрены:

– увеличение минимального необходимого порога инвестиций (сейчас он составляет 750 млн рублей);

– установление определенной доли от выручки, которую необходимо вложить в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

– установление минимального объема экспорта продукции.

Типовой автомобильный СПИК направлен не на господдержку конкретных производителей, а на определенную номенклатуру продукции, произведенную на территории РФ, с выполнением следующих технологических операций:

– штамповка, сварка и окраска деталей кузова;

– производство коробок передач и редукторов мостов, включая изготовление валов, шестерен и картеров;

– производство двигателей, в том числе блоков цилиндров, головок блоков, поршневой группы, коленчатых валов;

– производство систем управления и диагностики двигателя, трансмиссии, бортовой электроники, систем безопасности и помощи водителю, телематических систем;

– производство электромоторов и накопителей электроэнергии.

Также в ближайшее время планируется принять Стратегию развития автомобильной промышленности РФ на период до 2025 года. К 2025 году ожидается рост объема производства примерно в два раза по сравнению с 2016 годом, до уровня 2,1–2,5 млн автомобилей. Для сохранения конкурентоспособной себестоимости к 2025 году планируется увеличить уровень локализации до 70–80% для разных сегментов транспорта, а также стимулировать развитие производства автокомпонентов в России. Для достижения экономии от масштабирования производства в рамках данной стратегии планируется сокращение существующих платформ до 6–8. К 2025 году ожидается увеличение экспорта примерно в четыре раза по сравнению с итогами 2016 года, до 240–400 тыс. штук, за счет заключения соглашений о свободной торговле, развития дистрибьюторских сетей, вовлечения российских производителей в глобальную цепочку поставок. Одним из глобальных трендов, который обладает наибольшим потенциалом влияния на развитие отрасли, являются электромобили, автономные транспортные средства, техника на газомоторном топливе. На реализацию данной Стратегии планируется сохранить объем господдержки на уровне 2017 года, по 65 млрд рублей ежегодно на период до 2025 года.

В заключение Олег Мосеев, президент РОАД, рассказал о состоянии дилерской сети в России.

Впервые за последние годы количество дилерских центров стало вновь расти. В конце 2016 года их было 3513, в июле 2017 года – 3530. Но при этом ситуация в отрасли продолжает оставаться сложной. За первое полугодие закрылось 189 центров, а открылось 206. При этом новые автосалоны в основном принадлежат китайским брендам, которые недавно вышли на российский рынок и занимаются формированием дилерской сети: Haval, Changan, Zotye, Hower, Foton. Еще один положительный фактор: объем продаж на один дилерский центр за 9 месяцев этого года в среднем вырос на 10%. Также официальные дилеры, несмотря на сильную конкуренцию, смогли увеличить свою долю на рынке автомобилей с пробегом с 11% в прошлом году до 13% в 2017 году. К 2020 году официальные дилеры планируют увеличить свою долю в этом сегменте до 30%. 

24.11.2017 в 13:05 0
 Подписаться на рассылку
x
Вход на сайт
x
Регистрация
Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.
User Roles
Юридическая информация
x
Новостная рассылка

С нами уже 755 профессионалов

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Введите символы с картинки