ТО в деталях – ремни

Ременный привод в современных автомобилях играет одну из ответственных и ключевых ролей. Его аварийный выход из строя способен нанести вред мотору на тысячи, если не десятки тысяч рублей. Именно по этой причине выбору компонентов данной группы уделяется столь большое внимание.

Приводным ремням, применяемым в автомобилестроении, журнал «Автокомпоненты» уже уделил немало внимания на своих страницах. Однако осветить все стороны данной темы в одной-двух статьях просто невозможно. Тем более, что одной из ключевых особенностей наших публикаций является полноценная подача материала без «утаивания» или сокращения полезной как рядовому автолюбителю, так и владельцу торговой точки  информации. А о том, что даже, казалось бы, незначительные «мелочи» играют при выборе запасных частей главенствующую роль, знают не только наши читатели, но и эксперты, которые делятся с нами своими знаниями. Итак, сегодня мы продолжаем освещать тему приводных ремней и поговорим об относительно новом направлении в данном сегменте запасных частей – эластичных приводных ремнях.  

Прежде чем приступить к освещению данной темы, ответим на вопрос – почему данный тип ремней сегодня набирает все большую и большую популярность в среде конструкторов автомобильных двигателей? Одной из причин является то, что эластичные приводные ремни в отличие от традиционных не требуют каких-либо дополнительных устройств, обеспечивающих их натяжение. В роли последних, как известно, широко используются всевозможные ролики, посаженные на подпружиненные рычаги. Натяг может задаваться и отклонением одного из приводных агрегатов относительно оси его крепления. Как правило, таковым в большинстве случаев является генератор. Этот метод, пожалуй, самый простой и распространенный, и именно по этой причине он долгое время был основным практически во всех силовых установках автомобилей и специальной техники.  С одной стороны, отсутствие устройств натяжения ремня не просто упрощает конструкцию силового агрегата, приводит к уменьшению его стоимости, что важно в массовом производстве, но и повышает его надежность. Ведь известно, что чем меньше узлов и деталей, тем ниже вероятность выхода привода и, соответственно, мотора из строя. Кроме того, не будем забывать и то, что уменьшение производственной цепочки на несколько операций, а это монтаж натяжного устройства и собственно регулировка натяжения ремня, позволяет минимизировать производственные затраты. В массовом производстве это опять-таки выливается в круглую сумму, исчисляемую сотнями тысяч рублей.

Долговечность современных поликлиновых приводных ремней сильно зависит от качества использованного при их изготовлении корда и армирующего материала. Чем тоньше ремень, тем меньше возникающие в нем внутренние напряжения и выше его долговечность.

Долговечность современных
поликлиновых приводных
ремней сильно зависит от
качества использованного
при их изготовлении корда
и армирующего материала.
Чем тоньше ремень, тем
меньше возникающие в нем
внутренние напряжения и
выше его долговечность.

Возникает резонный вопрос – а нельзя ли заменить традиционный ремень, требующий наличия в конструкции привода элементов натяжения, на более современный,  эластичный, и забыть о том, что его необходимо подтягивать? Отвечаем – это невозможно ни при каких обстоятельствах, так как, по сути, мы вносим в конструкцию мотора серьезные конструктивные изменения, и каким образом они отразятся на его надежности, не возьмется сказать ни один конструктор. Итак, еще раз подчеркнем, что при проведении технического обслуживания мотора устанавливаем только те ремни, которые предусмотрены конструктивно и никакой самодеятельностью не занимаемся. Если конструктором предусмотрена установка неэластичного ремня, то именно такой и должен быть смонтирован. Если конструкция предусматривает применение эластичного ремня, то именно он и должен занять свое место на шкивах. Выбор типа ремня остается исключительно за конструктором силового агрегата, а не за автолюбителем или мастером, производящим работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля. А можно ли случайно перепутать ремни, и к чему это приведет? Да, действительно, при подборе ремня, когда продавец ориентируется не на фирменный каталог производителя компонентов, а на такие параметры, как длина, ширины ремня и количество выполненных на его рабочей поверхности ручьев, существует вероятность того, что вами будет приобретена запасная часть с несоответствующими технической документации  параметрами. Однако спешим вас успокоить. Если в привод, предусматривающий монтаж эластичного ремня, за неимением такового пытаться установить неэластичный, то натянуть его на шкивы просто не удастся. И все из-за того, что его каркас (нити корда) не удлиняются при приложении к ним нагрузки. Во втором случае, когда на место нерастяжимого ремня будет устанавливаться эластичный, замена может быть произведена. Однако как отразится это на ресурсе подшипников навесных агрегатов, того же генератора, компрессора климатической установки или насоса гидравлического усилителя рулевого управления предсказать невозможно. Именно по этой самой причине, выбирая приводной ремень от альтернативного производителя (не оригинал), следует внимательно сверить его маркировку с той, которая соответствует оригинальному изделию. Как правило, маркировки «родной» детали и альтернативного компонента даются вместе. Одна из них, разумеется, будет указана в скобках.    

Теперь немного теории. Принципиальное различие между традиционными «нерастяжимыми» и эластичными ремнями заключается, прежде всего, в материале корда. В первом случае он изготовлен из практически нерастяжимых полимерных нитей, а во втором – из композитных материалов, допускающих деформацию растяжением. Именно это качество и позволяет производить установку эластичного ремня на шкивы с обеспечением требуемого уровня его натяжения. От того, насколько сильно растягивается корд и, соответственно, ремень, а также от силы, с которой он стремится вернуться в первоначальное состояние (сжимается), зависит натяг его ветвей и нагрузка на подшипники навесных агрегатов, которые он приводит, а также величина передаваемого крутящего момента. Заметим, что усилие это весьма и весьма значительное. Кроме того, упомянем следующее: несмотря на то, что ремень называется эластичным, вручную его не растянуть. Для его монтажа на шкивы требуется специальное приспособление. Оно может быть как одноразовым и прилагаться в комплекте к ремню, так и многоразовым. Последние предназначены для профессионального применения и используются на станциях технического обслуживания. Самое распространенное устройство для установки эластичного ремня на шкивы представляет собой особой кронштейн, позволяющий предварительно присоединить (закрепить/зафиксировать) ремень на шкиве. Процесс посадки осуществляется проворачиванием коленчатого вала и, соответственно, движением ремня по шкивам. Съем ремня производится его срезанием любым остро заточенным ножом. Несмотря на кардинальные различия в материале корда, эластичные и неэластичные ремни имеют резиновые смеси и армирующие материалы профилей примерно одинакового химического состава.

ремень привода ГРМ

Подбирая ремень привода ГРМ, нельзя ориентироваться
только на его длину, ширину и количество зубьев, так 

как важна и сама их форма. Если не соблюсти это
требование, то ремень быстро износится, появится
«плавание» фаз газораспределения и мотор будет
неустойчиво работать, плохо пускаться. Интенсивный
износ зубьев чреват их срезанием, проскальзыванием
на шестеренках и встрече клапанов с поршнями.

А какой срок службы эластичных ремней? Ременная передача классической конструкции с нерастяжимым ремнем позволяет в случае износа последнего и проскальзывания его на шкивах (сопровождается визгом) произвести корректировку натяжения при помощи соответствующего устройства или отклонением навесного агрегата относительно оси его крепления. После этого «визг» (проскальзывание ремня) исчезает, и передача вновь выполняет свою функцию. Разумеется, при этом ремень не должен иметь микротрещин, разрывов, расслоений или иных повреждений корда, а также покровной резины. Если же подал голос эластичный ремень, то никакие ухищрения по продлению срока его службы не избавят вас от замены. А ухищрения состоят в обработке ремня определенными химическими составами. Среди народных средств значится известный газированный напиток. Как правило, срок службы эластичного ремня регламентирует автопроизводитель. Причем интервал замены учитывает некие средние условия эксплуатации машины, поэтому для автомобилей работающих, например, в холодном климате (Север), применяется поправка, уменьшающая пробег ремня. Справедливости ради отметим, что учесть все нюансы эксплуатации автомобиля невозможно и нередко сбои в работе ременной передачи вызывает не истирание ремня, а износ приводных шкивов. По этой самой причине этим важным элементам привода следует уделять внимание при пробеге автомобиля более 100 тысяч километров, а то и ранее, если машина эксплуатировалась в запыленных районах. При попадании абразива, которым и являются пыль с грязью, между ремнем и шкивом металл последнего постепенно истирается, меняется геометрия контакта приводного ремня. Именно по этой причине при больших пробегах имеет смысл совместить техническое обслуживание с заменой приводных шкивов. Также отметим, что даже при эксплуатации автомобиля в «идеальных» условиях пренебрегать заменой эластичного приводного ремня, отклоняясь от установленного регламентом пробега, нельзя. В отличие от традиционных, эластичные приводные ремни на дороге, на коленке, без специальных приспособлений заменить не представляется возможным.

А теперь пару слов о том, какой ремень купить взамен изношенного? Разумеется, лучший вариант есть оригинальный, поставляемый на конвейер и идущий в запасные части по линии фирменных сервисных станций. Однако, как уже ни раз указывал на своих страницах журнал «Автокомпоненты», на сборочные конвейеры детали поставляют несколько дублирующих друг друга поставщиков. Это необходимое требование по обеспечению бесперебойности поступления автокомпонентов на склад (сборочный конвейер). Само собой разумеется, ко двору допускаются только проверенные временем известные бренды, чье имя гарантирует качество изделия. А поскольку емкость по потреблению сборочного производства и фирменных сервисных центров ограничена, то «излишки» своей продукции поставщики выбрасывают на рынок запасных частей. Естественно, в этом случае их ремни носят логотипы и маркировку родителя, а не каталожные номера автопроизводителя. Что из этого следует? Правильно – на замену фирменной детали можно смело приобретать продукт альтернативного производителя, главное чтобы это была фирма с именем, историей и традициями. О них журнал «Автокомпоненты» постоянно рассказывает на своих страницах, поэтому можете смело доверять данной информации. Что еще следует учитывать при покупке приводного ремня?  Пожалуй, то, что, как и у любого товара, у ремней есть срок годности. Так, для большинства из них производители устанавливают временную планку в пять лет и это при условии, что ремень будет храниться правильно, а не валяться на складе как попало. Увы, но и на дату производства, и на целостность упаковки автовладельцы редко обращают внимание. Для большинства из них важно как можно быстрее и за меньшие деньги купить нужную запасную часть и установить ее на автомобиль. А о том, что ремень, заметим – установленный по всем правилам (!), может преждевременно порваться, никто не задумывается. Кстати, правила хранения ремней должны соблюдать и автолюбители, которые приобретают «расходники» задолго до того как наметили посещение автосервиса с целью проведения очередного технического обслуживания. А раз так важно соблюдать эти самые условия то, разумеется, мы должны их озвучить.

 приводные ремни

По возможности приобретать приводные ремни следует
комплектом. В этом случае фирма изготовитель ремня 
отвечает и за детали с ним сопрягаемые, например,
ролик натяжителя. А, как известно, от качества этого
элемента привода во многом зависит надежная работа
мотора. Случаи, когда в результате заклинивания или
разрушения подшипника, происходил обрыв ремня или
его соскакивание со шкивов, увы, не такие и редкие.

Основное это – ремни должны храниться таким образом, чтобы на них не воздействовал солнечный свет. Как известно, ультрафиолетовое излучение негативно влияет на практически все резинотехнические изделия, вызывая их разрушение на молекулярном уровне. Из этого следует, что до монтажа ремни по возможности следует не вынимать из картонной заводской упаковки. Также важна и температура окружающего воздуха, при которой осуществляется хранение. На неотапливаемых складах трудно обеспечить температурный режим  от 15 до 25 оC, а именно такой в большинстве случаев задают производители приводных ремней. Не стоит думать, что только холод способен нанести вред резинотехническим изделиям, высокие температуры также оказывают на них негативное воздействие. Так, хранение приводных ремней вблизи радиаторов отопления или тепломагистралей снижает срок их службы. Само собой разумеется, изготовленные из резины компоненты не должны храниться рядом с горюче-смазочными материалами. Нефтепродукты, даже в виде паров, также, как и ультрафиолетовое излучение, негативно воздействуют на резиновые смеси, ухудшая их свойства и качества. Небольшое, но важное дополнение – если ремни на складе хранились без упаковок, то не исключено, что некоторые из них под весом наваленных сверху деталей были согнуты (деформированы) больше допустимого. А это могло привести к повреждению корда. Выходит ли такой ремень положенный срок? Именно по этой причине рекомендуем приобретать ремни, запакованные в картонные коробки прямоугольной формы. Как бы там ни было, а бумажная тара является хоть и хлипкой, но защитой для ремня.               

07.07.2013 в 14:17 143
Подписаться на новостную рассылку
view counter
x
Вход на сайт
x
Регистрация
Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.
User Roles
Юридическая информация
x
Новостная рассылка

С нами уже 739 профессионалов

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Введите символы с картинки