Воспоминания о будущем

Своими взглядами на перспективное развитие автомобилестроения и смежной области горюче-смазочных материалов с читателями журнала «Автокомпоненты» делятся ведущие специалисты концерна Shell.

shell

Безусловно, основные направления и тенденции этого развития хорошо известны. Мы неоднократно писали о них на страницах нашего журнала. Вот что говорит по этому поводу генеральный директор «Шелл Нефть» Вильям Козик:

– Последние тенденции в области двигателестроения – уменьшение рабочего объема двигателей и повышение требований к эффективности их работы – ставят перед производителями смазочных материалов трудные задачи. Именно поэтому разработка новых технологий является для нас приоритетным направлением деятельности.

Но как на эти тренды отвечают инженеры и конструкторы? К чему они готовятся? Какие решения и на базе чего могут предложить? Прежде чем ответить на эти и многие другие вопросы, нужно предельно точно понять, для какой среды, для какого социума предстоит внедрять эти решения.

Многообразие путей

Доктор Вольфганг Варнеке, главный научный сотрудник подразделения мобильности концерна «Шелл», а также старший технический менеджер концерна «Шелл» в области долгосрочных разработок топлив и инноваций, четко обозначает границы рассматриваемой временной перспективы 2050 годом. По его мнению, основанному на экспертных оценках специалистов в различных областях деятельности, к этому времени население Земли вырастет до 9 млрд человек, произойдет двукратный рост спроса на энергоносители, доля городского населения достигнет 75%, а число автомобильной техники составит 2 млрд единиц. Это приведет к увеличению потребления энергии, и, следовательно, возрастет потребность в топливе и смазочных материалах. При этом все создаваемые продукты, конечно же, должны соблюдать постоянно ужесточающиеся требования по охране окружающей среды. Совокупность озвученных факторов представляет собой энергетическую проблему, решение которой невозможно без использования инновационных технологий.

В «Шелл» процесс разработки инноваций поставлен буквально на поток, поскольку данная отрасль развивается фантастическими темпами. Этот механизм можно представить в виде некой турбины, обеспечивающей непрерывное совершенствование. Отправной точкой для старта любого проекта в области НИОКР служат бизнес-факторы – основные, передовые, перспективные. После их оценки и анализа запускаются научно-изыскательные работы, которые подразделяются на четыре этапа: открытие, разработка, демонстрация и внедрение. Данная схема очень эффективна, но требует значительных финансовых вложений. Например, в 2013 г. инвестиции концерна в НИОКР составили 1,3 млрд долларов.

shell_1

К тому же надо понимать, что даже самые передовые разработки не сразу получают широкое применение и распространение в повседневной жизни. Вольфганг Варнеке приводит такие примеры. В частности, скажем так, «инкубационный период» (отработка технологий, создание первых опытных образцов, оценка полученных результатов, осторожное внедрение первых промышленных объектов и т.д.) атомной энергетики, прежде чем она вышла на поставку энергоресурсов в промышленных объемах, продолжался около 20 лет, с 60-х до 80-х гг. прошлого века. Примерно такие же сроки характерны для СПГ (сжиженного природного газа), солнечной энергетики. У биотоплива первого поколения, ветроэнергетики этот период занял еще больше времени.

То есть внедрение инноваций в современную реальность занимает достаточно много времени. Вольфганг Варнеке:

– Не стоит ждать, что, например, использование биотоплива (имеется в виду биотопливо второго поколения. – Прим. ред.) в промышленных масштабах начнется через 2–3 года. Оно обязательно придет в нашу жизнь, но случится это через 20–30 лет.

Это действительно так, потому что список задач, стоящих перед современным транспортным сектором, достаточно многообразен. В контексте наличия энергоносителей и топлива надо понять, какие энергоносители смогут оптимально обеспечить растущие потребности. С точки зрения владельцев транспортных средств, важность имеет оптимальное сочетание ТС и топлива, обеспечивающее доступную мобильность. В целом рост населения Земли и урбанизация требуют выработки новых концепций мобильности, которые, скорее всего, серьезно изменят транспорт в крупных городах.

Вопросы экологии: снижение вредных выбросов и парниковых газов – ставят вопрос о сочетании ТС и топлива, обеспечивающем наименьший уровень выбросов. Развитие новых технологий в автомобилестроении нуждается в удовлетворении его потребностей в русле передовых, инновационных решений, таких как ТС с автоматическим управлением, непрерывное сетевое управление, системы безопасности (ночного видения, активного торможения, автоматического управления дистанцией, системы устойчивости ТС…). Ну и наконец, смена потребительских предпочтений и общество диктуют новый подход к мобильности – «транспорт по требованию». При этом надо понимать, какие факторы влияют на принятие обществом новых видов топлива и ТС.

Доктор Вольфганг Варнеке

Доктор Вольфганг Варнеке назначен на должность главного научного сотрудника подразделения мобильности концерна «Шелл» в 2011 г. Он является одним из 10 ведущих научных сотрудников концерна, чьи профессиональные знания, опыт, экспертиза в области добычи и переработки нефти, разработки масел и топлив признаны во всем мире.

Доктор Вольфганг Варнеке непосредственно подчиняется главному техническому директору концерна «Шелл» Джеральду Схотману. Зона ответственности доктора Вольфганга Варнеке охватывает все сферы, связанные с разработкой горюче-смазочных материалов для гражданского автомобильного транспорта, автоспорта, авиационного, железнодорожного и морского транспорта с целью повышения мобильности населения. Кроме того, Вольфганг Варнеке является старшим техническим менеджером концерна «Шелл» в области долгосрочных разработок топлив и инноваций. 

Вольфганг Варнеке родился в 1956 г. в Гамбурге, Германия. Окончил Технический университет Ганновера (специализируется на изучении двигателей внутреннего сгорания). В 1987 г. получил докторскую степень в области автомобилестроения.

Поступив на работу в гамбургское подразделение концерна «Шелл» в 1987 г., Вольфганг начал свою карьеру в качестве ученого, занимающегося разработкой смазочных материалов и испытанием двигателей. Затем он перешел в технологический центр Shell UK на позицию старшего научного сотрудника. После чего вернулся в Гамбург, чтобы возглавить направление разработки смазочных материалов и испытания двигателей.

Последующими подразделениями концерна «Шелл» в карьере Вольфганга Варнеке стали служба технической поддержки в Германии и служба маркетинга ГСМ в Лондоне. После руководства разработкой топлив и масел в Гамбургском технологическом центре Вольфганг стал отвечать за глобальные разработки концерна «Шелл» в данной сфере.

Опыт доктора Вольфганга Варнеке в области двигателестроения и разработки моторных масел и топлив признан в профессиональном и научном сообществе. Так, в 2005 г. он и доктор Вольфганг Штайгер из концерна «Фольксваген» были удостоены «Премии профессора Фердинанда Порше» за разработку синтетических топлив.

Но каковы бы ни были запросы, требования, предпочтения и проч., уже сейчас понятно, что на ближайшую обозримую перспективу как минимум единая альтернатива для автотранспортного топлива из нефти отсутствует. То есть универсального решения попросту нет. Технологическое поле представляет собой своего рода мозаику – мозаику возможных решений в отношении видов ТС и топлива. Разные страны и регионы будут выбирать различные варианты. Поэтому предполагается использование разных вариантов ТС и топлива в каждой отдельной стране. И пока в транспортном секторе преобладает топливо, полученное из нефти, есть возможность параллельно опытно-прикладным путем исследовать все варианты двигателей и видов топлива, включая водород и электричество.

Исследователей подстегивают законодательство и прочие рыночные факторы. Как уже было отмечено, ужесточаются нормативы в области топливной экономичности и уровня выбросов CO2. Происходят соответствующие изменения в технологии двигателей и автомобилей, включая двигатели с турбонаддувом. Обновляются отраслевые требования и стандарты, появляются новые типы топлива и сортов ГСМ. А уж о непрерывном повышении технических и эксплуатационных характеристик автомобилей и говорить не приходится. Причем в России значительное влияние имеет еще и такой фактор, как высокий средний возраст автопарка. По данным «Автостата», средний возраст автомобилей российского производства в России – 14,9 года, средний возраст автомобилей иностранного производства – 9 лет.

shell_2

Впрочем, Вольфганг Варнеке уверен – в рассматриваемой перспективе доминирование жидкого топлива для ТС сохранится. Да, сектор легковых автомобилей претерпит самые кардинальные изменения, но преобладать по-прежнему будут машины с двигателем внутреннего сгорания, несмотря на то что доля автомобилей с электрическими и водородными двигателями увеличится. Биотопливо и дизтоплива будут занимать где-то по 25% каждое, на бензин придется около 20%, примерно 5% отвоюет себе водород, и оставшуюся четверть в различных долях разделят все остальные виды жидкого топлива с доминированием авиакеросина.

Говоря об особенностях каждого из видов такого топлива, Вольфганг Варнеке указывает:

– Синтетическое жидкое топливо обеспечивает диверсификацию источников поставок дизельного топлива и является альтернативой стандартному дизтопливу. Может использоваться в смеси с обычным дизтопливом и/или биотопливом и в одних и тех же автомобилях и инфраструктуре. Увеличится роль природного газа в диверсификации источников транспортного топлива за счет использования сжиженного природного газа и компримированного природного газа (КПГ). Причем смешивание компонентов жидкого углеводородного топлива с устойчивыми видами биотоплива является наиболее реалистичным решением по снижению выбросов CO2 в транспортом секторе в ближайшие 20 лет.

Двигатели на водородных топливных элементах могут внести серьезный вклад в снижение уровня вредных выбросов и диверсификацию транспортного сектора после 2025 г. При этом их влияние на общие объемы выбросов CO2 зависит от технологии производства и поставок водорода. Электромобили не дают выбросов при использовании, но их вклад и вклад а/м с гибридными двигателями в снижение уровня выбросов CO2 в значительной степени зависят от мер по снижению выбросов CO2 при производстве электроэнергии.

Более подробно рассматривая различные виды топлива, Вольфганг Варнеке подчеркивает, что СПГ как транспортное топливо имеет не только преимущества, но и ряд определенных сложностей, связанных с его широким распространением. С одной стороны, в месторождениях в Северной Америке имеются значительные запасы. По стоимости СПГ дешевле дизельного топлива. А применение СПГ гарантирует снижение уровня выбросов окислов азота, оксида серы и твердых примесей.

Но технологии СПГ пока еще в стадии разработки. К тому же требуются вложения в создание надежной инфраструктуры и законодательная база для ускорения процесса создания инфраструктуры и рынка.

Поэтому, по мнению Вольфганга Варнеке,  наиболее перспективная технология ближайших лет – газожидкостная конверсия (Gas-To-Liquids (GTL)),  позволяющая конвертировать природный газ в синтетическое жидкое топливо, превосходящее по своим свойствам продукты нефтепереработки. «Шелл» является мировым лидером в разработке и применении этой  технологии, на разработку которой специалистам концерна потребовалось более 35 лет.

Передовая технология

Первый завод, использующий технологию GTL, был построен концерном  «Шелл» в 1993 г. в Малайзии. Объем производства синтетического жидкого топлива составлял  14,7 тыс. баррелей продукции в сутки. В 2011 г. в Катаре «Шелл» открыл крупнейший в мире завод по производству синтетических жидких продуктов из природного газа. Ежедневно предприятие уже производит около 140 тыс. баррелей синтетического жидкого топлива.

Существует несколько причин, способствующих развитию GTL-технологий. Первой из них, а может быть, и главной, является доставка газа из отдаленных районов добычи. По оценкам специалистов, до 60% разведанных запасов газа расположены на большом расстоянии от конечного потребителя. Прокладка газопроводов к ним зачастую экономически необоснованна, несмотря на то что издержки их строительства неуклонно снижаются. Если бы этот газ можно было с низкими затратами преобразовывать в жидкость, его транспортировка до потребителя приобрела бы большую привлекательность. Помимо этого, в ряде других случаев это поможет решить и экологические вопросы, так как отпадет необходимость сжигать попутный нефтяной газ, как это делается, например, на месторождениях Западной Африки. Тем более это позволит использовать ранее уничтожавшиеся углеводороды.

shell_3

Вторым из аспектов являются растущие цены на нефть. В середине 1990-х, когда мировая цена на нефть составляла 15 долл./баррель, GTL-технологии казались непривлекательными. Сегодня, когда она колеблется на уровне 100 долл./баррель, применение их кажется насущной необходимостью. Тем более уже идут дискуссии, в каком году мировое производство нефти достигнет своего максимума. Однако специалисты нефтедобывающих компаний сходятся в том, что снижение мирового производства нефти можно будет наблюдать уже через 5–10 лет. Для того чтобы, по крайней мере, возместить это снижение, потребуется увеличение объемов производства продуктов, полученных из других – не «нефтяных» – углеводородных источников.

Третьей причиной является качество продуктов переработки. Общеизвестно, что GTL-синтез лучше, чем очистка. В синтезируемых продуктах намного легче контролировать уровень содержания примесей. Это значит, что они в принципе намного чище, чем нефтепродукты, произведенные традиционным путем. Это может быть актуально для европейских производителей дизельного топлива, которые вынуждены были резко увеличить издержки на его очистку в связи с введением ограничений на содержание серы и ароматических составляющих топлива. При этом доля поставок сырой нефти с низким содержанием серы на европейский рынок снижается из года в год, и эта динамика, по всей видимости, продолжится. К тому же синтетическое дизельное топливо, производимое из сжиженных углеводородов, имеет более высокое цетановое число – около 70, в сравнении с 55 для топлива, полученного обычным путем. Таким образом, экономия на очистке составляет 5–10 долл./баррель.

Результаты деятельности «Шелл» в 2013 г.

  • Оборот «Шелл» составил 451,2 млрд долларов.
  • Чистая прибыль концерна – 16,5 млрд долларов.
  • Капитальные инвестиции – 44 млрд долларов.
  •  «Шелл» добывает 3,2 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки.
  • Продажи СПГ составили 19,6 млн тонн.
  • Концерну «Шелл» принадлежат 43 000 АЗС, работающих под единым брендом.
  •  «Шелл» владеет более чем 30 НПЗ и химическими заводами.

По большому счету существуют три типа технологий, позволяющих превращать углеводороды из природного газа в синтетические жидкие продукты, это:

– прямая конверсия природного газа;

– непрямая конверсия через синтез-газ;

– синтез метанола из синтез-газа.

Прямая конверсия метана позволяет производить дешевый синтез-газ, но сама реакция конверсии, имея высокую энергию активации, практически не поддается контролю. Был разработан ряд процессов прямой конверсии, но они так и не нашли широкого коммерческого применения. В результате предпочтение отдается двум другим способам, ключевым звеном в которых является получение синтез-газа.

При получении синтез-газа природный газ преобразуют в водород и угарный газ путем частичного окисления, парового риформинга или комбинации обоих процессов. Ключевым критерием использования того или иного процесса является соотношение водорода и угарного газа. При применении наиболее эффективного синтеза – процесса Фишера – Тропша (Fischer-Tropsch synthesis) это соотношение составляет примерно 2:1, при паровом риформинге оно составляет 5:1. Для удаления водорода в этом случае используются мембраны или метод адсорбции, основанный на колебаниях давления (pressure swing adsorption). Ради экономии избыточный водород утилизируется на соседних нефтеперерабатывающих или аммиачных производствах.

В отсутствие такой возможности наиболее предпочтительным процессом является  процесс Фишера – Тропша. Здесь возможны два варианта: использование чистого кислорода и использование кислорода воздуха. Во втором случае полученный синтез-газ  менее насыщен, а в первом требуется строительство воздухоразделительной установки, что увеличивает объемы требуемых инвестиций и издержки.

Технология Фишера – Тропша сама по себе дорогая. Ее разработка и применение оправдывались большей частью стратегическими целями государств, у которых не было доступа к нефтяным запасам, например Германия времен войны. Однако с развитием промышленности и технологий появлялись процессы, основанные на технологии Фишера – Тропша, издержки использования которых были существенно ниже.

shell_5

Технология Фишера – Тропша основана на реакции восстановительной олигомеризации монооксида углерода, и типы продуктов реакции зависят от температуры самой реакции.

По большому счету существуют три типа конверсионных реакторов для этой технологии. Самый старый из них – реактор с неподвижным слоем типа Arge, где используются трубки с наполненным катализатором; суспензионно-пузырьковый реактор, где используются катализаторы, находящиеся в восковой матрице; и реактор на жидкой основе, где газ продувается через подвижную основу твердых частиц катализаторов.

Синтез продуктов средней фракции Shell является одним из видов процесса Фишера – Тропша и направлен не на получение бензина, а на синтез продуктов средней фракции, таких как керосин и газойль. Данный процесс известен уже 50 лет, но только в 1993 г. он нашел коммерческое применение – на уже упоминавшемся заводе в Малайзии. В сущности, он состоит из трех этапов: производство синтез-газа с соотношением водорода и угарного газа 2:1; конверсия синтез-газа до углеводородов с высокой молекулярной массой посредством использования процесса Фишера – Тропша и применения высокоактивных катализаторов; гидрокрегинг и гидроизомеризация для максимизации содержания продуктов средней фракции.

К основным GTL-продуктам относятся:

 ● синтетическая нефть (обладает очень низким содержанием серы и благоприятным соотношением углеводородных компонентов, превосходит по характеристикам основные марки нефти: арабскую, Brent, WTI);

 ● базовые масла (полупродукт для получения смазочных материалов для двигателей; компания Shell является мировым монопольным производителем масла по технологии GTL);

shell_6

 ● парафины и церезины (используются для производства синтетических моющих средств, причем ими можно заменить аналогичные парафины, производимые на нефтеперерабатывающих заводах из дефицитных керосиновых фракций переработки нефти);

 ● газойль (используется для выпуска высококачественного дизельного топлива, практически не содержащего серы и имеющего низкое содержание ароматических углеводородов);

 ● керосин (имеет высокие эксплуатационные характеристики, может быть использован в качестве топлива для реактивных самолетов или как добавка к нефтяному реактивному топливу).

Деятельность концерна «Шелл» в рамках партнерств имеет своей целью объединение научно-исследовательских мощностей и достижение результатов, которые были бы невозможны при самостоятельной работе:

  • моделирование;
  • накопление информации;
  • экспериментальная деятельность;
  • создание опытных партий топлив и смазочных материалов;
  • оптимизация топлива, смазочных материалов и технических средств.

Среди интересных примеров такого партнерства  можно выделить, например, сотрудничество с компанией GORDON MURRAY DESIGN (GMD) по созданию смазочных материалов будущего.

Компания GMD разработала легкий, инновационный и экологичный городской автомобиль T.25 для решения двух задач: снижения уровня выбросов и загруженности автодорог. Работа Shell с GMD заключалась в разработке и испытаниях нового масла для демонстрации возможности экономии топлива за счет улучшения свойств масла. Были проведены сравнительные испытания масла сверхнизкой вязкости 0W-10 и масла 10W-30 (стандартный европейский продукт среднего уровня). Они показали, что спецификации «Шелл» для масла – концепта 0W-10 отличаются от общепринятых характеристик стандартных масел: экономия топлива составила: 4,6% – для смешанного цикла, 6,5% – для городского цикла.

Еще один пример – передовое моторное масло SHELL HELIX ULTRA, предложенное для автомобилей гоночной серии «Формула-1» команды Ferrari.

Согласно новому техническому регламенту, экономичность и надежность двигателей приобретают еще большую важность, чем когда-либо. На всех 19 этапах «Формулы-1» каждый пилот может использовать не более пяти двигателей, что стимулирует усилия по повышению ресурса двигателей. Температура нового турбокомпрессорного двигателя в машине Scuderia Ferrari F14 T может достигать1000ºC, что значительно ужесточает требования к защитным и охлаждающим свойствам моторного масла. Масло SHELL HELIX ULTRA прекрасно удовлетворяет всем этим требованиям.

В заключение остается сказать, что «Шелл» провел испытания в таких перенасыщенных транспортом  мегаполисах, как Лондон, Берлин и Шанхай, и эксперимент показал, что транспорт, работающий на синтетическом жидком топливе, экологически чище. С целым рядом потребителей в крупных городах уже заключены контракты на поставки синтетического жидкого топлива.

shell_7

16.05.2014 в 14:02 161
Посмотрите похожие материалы
jolanda.enzor, добавлено 15.03.2016 в 18:52

I really love your website.. good colors & theme. Do you create this amazing site yourself or have you employ someone to make it happen for you?
Plz answer back as I'm seeking to construct my own, personal blog and want to
know where u got this from. many thanks

Feel free to visit my page ... GailPRecar

jolanda.enzor, добавлено 15.03.2016 в 18:52

I really love your website.. good colors & theme.
Do you create this amazing site yourself or have you employ someone
to make it happen for you? Plz answer back as I'm seeking to construct
my own, personal blog and want to know where u got this from.
many thanks

Also visit my page - GailPRecar

franklin-han90, добавлено 16.03.2016 в 15:25

Lidespan Development (5th ed.). Retrieved from the College of
Phoenix eBook Assortment database.

Here is my web page :: self development quotes

franklin-han90, добавлено 16.03.2016 в 15:25

Lifespan Development (5th ed.). Retrieved from the College of Phoenix
eBook Assortment database.

Feel freee to surf to my page; self development quotes

neva.laycock, добавлено 08.04.2016 в 06:39

You may name the latter sharp advertising however within the context of their historical past
it is simplly one other indication.

My web-site :: internet marketing salary

neva.laycock, добавлено 08.04.2016 в 06:39

You may name the latter shaarp advertising however within tthe context of their historical passt it is
simply one otuer indication.

My webpagve :: internet marketing salary

shanel_cunningham53, добавлено 10.04.2016 в 17:41

With this software you will not must know html, nevertheless there are limitations in its use.

My website; seo software free mac

shanel_cunningham53, добавлено 10.04.2016 в 17:41

With this software you will not must know html, nevertheless tere are
limitations in its use.

Here is my web page seo software free mac

latrice-cudmore, добавлено 07.05.2016 в 20:16

five hundredtwonuclear familyItextended family five
hundredwonuclear familywillrevolting disgustingextended familyfive
hundred twoextended familyrevolting disgustingfamiliarizenuclear family
five hundredtwoextended familyrevolting disgustingyouextended familyfive hundred twonuclear familkywithrevolting disgustingnuclear famillytwo five hundredtwoextended familyrevolting disgustingallextended family fve hundredextended familyrevolting disgustingstepsrevolting disgustinggextended familytwo involved five hundredextended familyrevolting disgustinginrevolting disgustingextended famolytwo extended familypositioningrevolting disgustingextended familpy the company five hundredtwoextended familyrevolting disgustinginnuclear
familytwo native nuclear familysearchrevolting
disgustingnuclear familyfive hundred.

Here is mmy site - local seo guide 2016

latrice-cudmore, добавлено 07.05.2016 в 20:16

five hundredtwonuclear familyItextended family five hundredtwonuclear familywillrevolting disgustingextended familyfive hundred twoextended familyrevolting disgustingfamiliarizenuclear family
five hundredtwoextended familyrevolting disgustingyouextended familyfive hundred twonuclear familywithrevolting disgustingnuclear familytwo
five hundredtwoextended familyrevolting disgustingalledxtended
family five hundredextended familyrevolting disgustingstepsrevolting disgustingextended familytwo involved five hundredextended familyrevolting disgustinginrevolting disgustingextended familytwo extended familypositioningrevolting disgustingextended family the company five hundredtwoextended familyrevolting
disgustinginnuclear familytwo native nuclear familysearchrevolting disgustingnuclear familyfive
hundred.

Also visit my homepage ... local seo guide 2016

karryjacobson18, добавлено 27.05.2016 в 15:40

I’ll immediately clutch your rss as I can not to find
your e-mail subscription hyperlink or newsletter service.
Do you’ve any? Please let me recognize so that I may subscribe.
Thanks.

Also visit my webpage :: Jane

karryjacobson18, добавлено 27.05.2016 в 15:41

I’ll immediately clutch your rss as I can not to find your e-mail subscription hyperlink or newsletter service.
Do you’ve any? Please let me recognize so that I may subscribe.
Thanks.

Feel free to visit my blog post ... Jane

athenaandrew, добавлено 27.05.2016 в 17:15

Ahaa, its fastidious discussion regarding this post at this place at this web site, I have read all that, so now me also commenting here.

Feel free to visit my website Jason

athenaandrew, добавлено 27.05.2016 в 17:15

Ahaa, its fastidious discussion regarding this post at this
place at this web site, I have read all that, so now me also commenting here.

My blog; Jason

carmen.snowden, добавлено 21.07.2016 в 10:11

Hi there, I discovered your web site by means of Google at
the same time as searching for a related subject, your website came
up, it appears to be like good. I've bookmarked it in my google bookmarks.

my page: belt drive garage door opener

carmen.snowden, добавлено 21.07.2016 в 10:11

Hi there, I discovered your web site by means of Google at the same
time as searching for a related subject, your website came up,
it appears to be like good. I've bookmarked it in my google bookmarks.

Take a look at my blog post :: belt drive garage door opener

norinewheelwright, добавлено 23.10.2016 в 12:31

Fantastic post, I’m looking forward to hear more from you!!

Look at my weblog; indoor golf net (Angelita)

norinewheelwright, добавлено 23.10.2016 в 12:31

Fantastic post, I’m looking forward to hear more from you!!

Here is my website indoor golf net (Angelita)

carrierossetti64, добавлено 03.11.2016 в 07:14

Super-Duper website! I am loving it!! Will be back
later to read some more. I'm bookmarking your feeds also.

My site; Otis

carrierossetti64, добавлено 03.11.2016 в 07:14

Super-Duper website! I am loving it!! Will be back later to read some more.
I'm bookmarking your feeds also.

my website; Otis

m.lependin, добавлено 06.11.2016 в 16:09

Thanks for some othber informative website. The
рlace else may I ցet that кind oof info writtten in ѕuch а perfect means?
I'ѵe a venture that I ɑm simply now running оn, andd I'νe been on the look
out for suсh info.

Heгe іs my webpage: ασφαλεια αυτοκινητου τι χρειαζεται (http://bmw-Ark.ru)

m.lependin, добавлено 06.11.2016 в 16:09

Thanks ffor sⲟme other informative website.
Ꭲhe place eⅼse may Ι get that kind of info աritten іn suсh a perfect means?
Ι'vе а venture thhat I am ssimply now running ⲟn, and I'vе been on thе ⅼooк ߋut ffor
such info.

Also visit mү website ασφαλεια αυτοκινητου τι χρειαζεται (http://bmw-Ark.ru)

phyllislillico, добавлено 08.11.2016 в 14:18

Also visit my website vuze templates

phyllislillico, добавлено 08.11.2016 в 14:18

Here is my website - vuze templates

bernadine, добавлено 29.11.2016 в 17:47

Touche. Solid arguments. Keep up the great work.

Stop by my web page ... Weight loss, soulknife.Net,

bernadine, добавлено 29.11.2016 в 17:47

Touche. Solid arguments. Keep up the great work.

Feel free to surf to my site Weight loss, soulknife.Net,

bennieavey7, добавлено 04.12.2016 в 02:09

Its like you read my mind! You seem to know a lot about this, like you wrote the book in it or something.
I think that you could do with some pics to drive the message home a bit, but instead of that, this is fantastic blog.

A fantastic read. I'll definitely be back.

My blog post seo tips

bennieavey7, добавлено 04.12.2016 в 02:09

Its like you read my mind! You seem to know a lot about this, like you wrote the book in it or something.
I think that you could do with some pics to drive the message home a bit, but instead of that, this is fantastic blog.
A fantastic read. I'll definitely be back.

Review my web page :: seo tips

brianna.cambage3, добавлено 14.12.2016 в 19:56

Great blog! Is your theme custom made or did you download it from somewhere?
A theme like yours with a few simple adjustements would really make my blog jump out.

Please let me know where you got your design. Cheers

my weblog - Steak And Eggs Diet Cheese

brianna.cambage3, добавлено 14.12.2016 в 19:56

Great blog! Is your theme custom made or did you download it from
somewhere? A theme like yours with a few simple
adjustements would really make my blog jump out.
Please let me know where you got your design. Cheers

Here is my webpage; Steak And Eggs Diet Cheese

nani2, добавлено 23.12.2016 в 22:04

Having said that, for the finest detail a higher resolution is essential - this tends to make the
camera extra costly and can take up a lot of storage space.

Here is my website; sony cctv security cameras india (https://www.facebook.com/cctvcameradealersinhyderabad)

nani2, добавлено 23.12.2016 в 22:04

Having said that, for the finest detail a higher resolution is essential - this tends to make the camera extra costly and can take up a
lot of storage space.

Also visit my web blog :: sony cctv security cameras india (https://www.facebook.com/cctvcameradealersinhyderabad)

chancezinnbauer, добавлено 28.12.2016 в 18:25

This design is incredible! You obviously know how to keep a reader entertained.

Between your wit and your videos, I was almost
moved to start my own blog (well, almost...HaHa!) Wonderful job.
I really loved what you had to say, and more than that, how you presented it.
Too cool!

Also visit my webpage - http://www.sxqy99.com/

chancezinnbauer, добавлено 28.12.2016 в 18:25

This design is incredible! You obviously know how to keep a reader entertained.
Between your wit and your videos, I was almost
moved to start my own blog (well, almost...HaHa!) Wonderful job.
I really loved what you had to say, and more than that, how you presented it.
Too cool!

Take a look at my web blog: http://www.sxqy99.com/

miloslava.lepneva, добавлено 01.01.2017 в 19:27

Based in The golden state as well as Helsinki, the business's creators assert that in between them they have actually
worked on games that have attained greater than 2 billion downloads,
and this puzzle game has actually been beautifully made with solid character characterisation and a soundtrack that was made up by Heitor Pereira (Despicable Me) as well as carried out by the Budapest
Art Band.

My page; click here (Elizbeth)

miloslava.lepneva, добавлено 01.01.2017 в 19:27

Based in The golden state as well as Helsinki, the business's creators assert that
in between them they have actually worked on games that have attained greater than 2
billion downloads, and this puzzle game has actually been beautifully
made with solid character characterisation and a soundtrack that was made up by
Heitor Pereira (Despicable Me) as well as carried out by the Budapest Art Band.

Look into my web blog - click here (Elizbeth)

ralfhaviland, добавлено 03.01.2017 в 21:12

I loved as much as you'll receive carried out right
here. The sketch is tasteful, your authored material stylish.
nonetheless, you command get bought an impatience over that you
wish be delivering the following. unwell unquestionably
come more formerly again as exactly the same nearly a
lot often inside case you shield this increase.

my website :: http://www.gz1y.com/

ralfhaviland, добавлено 03.01.2017 в 21:12

I loved as much as you'll receive carried out right here.

The sketch is tasteful, your authored material stylish.

nonetheless, you command get bought an impatience over that you wish be
delivering the following. unwell unquestionably come more formerly again as exactly the same nearly a lot often inside
case you shield this increase.

Feel free to visit my web site http://www.gz1y.com/

fallon-sroka41, добавлено 04.01.2017 в 15:40

I was curious if you ever considered changing the structure of your blog?
Its very well written; I love what youve got
to say. But maybe you could a little Discover More About Losing 20 Pounds Over 50 With Best Weight Loss Meal Plans That Works For Ladies in the
way of content so people could connect with it better.
Youve got an awful lot of text for only having one or 2 images.
Maybe you could space it out better?

fallon-sroka41, добавлено 04.01.2017 в 15:40

I was curious if you ever considered changing the structure of your blog?

Its very well written; I love what youve got to
say. But maybe you could a little Discover More About Losing 20 Pounds Over 50 With Best Weight Loss Meal Plans That Works For Ladies in the way of content so people could connect with it better.
Youve got an awful lot of text for only having one or 2 images.
Maybe you could space it out better?

annmcconnell40, добавлено 05.01.2017 в 03:31

hey there and thank you for your info – I've certainly picked up anything new from right here.

I did however expertise some technical issues using this website, since I experienced to reload the site lots
of times previous to I could get it to load properly.

I had been wondering if your web host is OK? Not that I am
complaining, but sluggish loading instances times will
often affect your placement in google and could damage your quality score if ads and marketing with Adwords.
Anyway I am adding this RSS to my e-mail and could look out for a lot
more of your respective interesting content. Ensure that you update this again very soon.

Visit my web page http://www.hendersonvillecurrent.com/

annmcconnell40, добавлено 05.01.2017 в 03:31

hey there and thank you for your info – I've certainly picked up anything new
from right here. I did however expertise some technical issues using this website, since I experienced to reload the site lots of times previous to I could get it to load properly.

I had been wondering if your web host is OK?

Not that I am complaining, but sluggish loading instances times will often affect your placement in google
and could damage your quality score if ads and marketing with Adwords.
Anyway I am adding this RSS to my e-mail and could
look out for a lot more of your respective interesting content.

Ensure that you update this again very soon.

Also visit my blog: http://www.hendersonvillecurrent.com/

roosevelt_pruett, добавлено 05.01.2017 в 19:37

First off I would like to say fantastic blog! I had a quick question in which I'd like to ask if you do not mind.
I was curious to find out how you center yourself and clear
your head prior to writing. I have had trouble clearing my mind in getting my ideas
out. I do enjoy writing however it just seems like the first 10 to 15 minutes tend
to be wasted simply just trying to figure out how to begin. Any suggestions or hints?
Kudos!

my web-site ... losing weight after 50 (http://phpweb.doukaixin.cn/comment/html/index.php?page=1&id=50282)

roosevelt_pruett, добавлено 05.01.2017 в 19:38

First off I would like to say fantastic blog!

I had a quick question in which I'd like to ask if you do not mind.
I was curious to find out how you center yourself and clear your head prior to writing.
I have had trouble clearing my mind in getting my ideas out.
I do enjoy writing however it just seems like the first 10 to 15 minutes tend to be
wasted simply just trying to figure out how to begin. Any suggestions or
hints? Kudos!

Check out my website - losing weight after 50 (http://phpweb.doukaixin.cn/comment/html/index.php?page=1&id=50282)

makar.razganov.97, добавлено 06.01.2017 в 01:20

By replacing these IT projects with Robotics
as the end service, project prices, timelines along with the work on team can be reduced considerably.

my page click here

makar.razganov.97, добавлено 06.01.2017 в 01:20

By replacing these IT projects with Robotics as the end service, project prices, timelines along with the work on team
can be reduced considerably.

Feel free to surf to my page :: click here

sadye-roller, добавлено 14.01.2017 в 05:09

You could certainly see your skills in the article you write.
The arena hopes best diets for women even more passionate writers like you
who are not afraid to say how they believe. Always follow your heart.

sadye-roller, добавлено 14.01.2017 в 05:09

You could certainly see your skills in the article you write.
The arena hopes best diets for women even more passionate writers like you who are not
afraid to say how they believe. Always follow your heart.

alba-muir, добавлено 16.01.2017 в 23:08

A person necessarily help to make critically articles I might state.
This is the first time I frequented your web page and up to now?
I surprised with the analysis you made to create this particular submit amazing.
Fantastic job!

My webpage - best dies for women over 50; http://www.lookweb.it/,

alba-muir, добавлено 16.01.2017 в 23:08

A person necessarily help to make critically articles I might state.
This is the first time I frequented your web page and up to now?
I surprised with the analysis you made to create this particular submit amazing.

Fantastic job!

my page - best dies for women over 50; http://www.lookweb.it/,

Подписаться на новостную рассылку
view counter
x
Вход на сайт
x
Регистрация
Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.
User Roles
Юридическая информация
x
Новостная рассылка

С нами уже 721 профессионалов

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Введите символы с картинки