Автомобильные масла:  защищаемся от подделок

Автомобильные масла: защищаемся от подделок

01.12.2022 - 11:03
Приблизительное время чтения: 12 минуты. Интересно, но нет времени читать?

Масла подделывают. Довольно активно. Моторные, трансмиссионные и все прочие. Это, пожалуй, наиболее сильно страдающий от контрафакта сегмент автотоваров. К сожалению, ни автовладельцы, ни представители профессионального сообщества напрямую влиять на ситуацию не могут и потому вынуждены противостоять проблеме самостоятельно. А чтобы их противостояние стало эффективнее, расскажем о том, какие способы лучше всего помогают выявлять фейковые лубриканты.

В общем-то, нет ничего удивительного в том, что именно технические жидкости, и особенно моторные масла, заслужили такую популярность у мошенников. Подделка канистры, этикетки и даже QR-кода, ведущего на какой-нибудь сомнительный сайт «удостоверения подлинности», при современных технологических возможностях, при текущем уровне доступности высококачественной полиграфии не вызывает никакого труда. Причем стоимость их изготовления вполне умеренная.
 

1

 

А вот получаемый профит – очень высокий. Ведь моторные масла – это, по сути, расходник номер один. Менять их надо регулярно, и интервал замены совсем невелик. Причем емкость рынка моторных масел уверенно растет из года в год, невзирая на экономические и политические кризисы. Так, согласно данным исследования маркетингового агентства ROIF Expert, в 2021 году стоимостный объем российского рынка моторных масел увеличился на 26 миллиардов рублей. Огромная цифра, не правда ли? Но в отличие, например, от фильтров, которые также необходимы при регламентном техобслуживании, лубриканты, во-первых, дороже и, значит, прибыльнее. Во-вторых, производство фейка на порядок проще и дешевле – достаточно просто залить в канистру некую жидкость, отдаленно напоминающую моторное масло, и, считай, дело в шляпе. Вероятность того, что кто-то будет разбираться постфактум, чрезвычайно низка. Да и доказать что-либо крайне сложно. К тому же логистика, как правило, настолько витиевата, что распутать клубок перепродаж и выйти на первоисточник у пострадавшего вряд ли получится. И еще большой вопрос, станет ли он в принципе искать «концы», если понесенный ущерб, на первый взгляд, не слишком критичен (но надо понимать, что негативные последствия непременно дадут о себе знать). Всем этим и пользуются нечистые на руку дельцы, клепающие поддельные масла многотысячными партиями.

Это должен знать каждый

К сожалению, далеко не все автомобилисты задумываются о качестве и оригинальности компонентов смазки, полагая, что любой продукт может справиться со своими задачами. Это в корне неверное мнение. Оно радикально ошибочно и, более того, очень опасно для автомобиля. Если прежде основная задача моторного масла состояла исключительно в уменьшении трения между деталями двигателя, то теперь его функции заметно расширились. Современное моторное масло делает гораздо больше. Оно:
• защищает от коррозии;
• уменьшает износ двигателя;
• охлаждает рабочие узлы;
• очищает поверхности от сажи и прочих загрязнений.

Для этого в состав моторного масла вводят разнообразные присадки, доля которых может составлять до 30% всего объема масла (остальное – высококачественная базовая основа). Все началось почти 100 лет назад – на рубеже 30-х гг. прошлого века появились первые моющие присадки. Их использовали (и до сих пор используют) для очистки и нейтрализации масляных загрязнений, которые обычно вызывают отложения (масляный шлам) на жизненно важных компонентах двигателя. Типичными моющими средствами являются сульфонаты магния. История не сохранила имя новатора. Единственное дошедшее до нас официально подтвержденное свидетельство – выпуск компанией Chevron под брендом Oronite в 1935 году первой моющей присадки на основе фосфонатов. Его-то и берут в качестве отправной точки многие современные исследователи, хотя, кто и когда по-настоящему был первым, повторимся, так и остается неизвестным. И вряд ли мы теперь когда-нибудь это узнаем. Но, как бы там ни было, за этим анонимным первопроходцем и «Шевроном» последовали другие. В итоге на сегодняшний день разнообразие и функциональность присадок достигли огромных масштабов. Благодаря им формируется необходимая защита от коррозии, замедляется деградация базового масла, модифицируются вязкость и трение, сокращаются износ и образование задиров, гасится пенообразование и т.д. Собственно, именно присадками сейчас и определяются технологические характеристики моторных масел, поэтому качество присадок должно быть безупречным. А вот этого-то как раз фальсификаторы обеспечить не в состоянии – подделки оригинальных смазочных материалов никогда не смогут похвастаться достойным качеством, поскольку при их изготовлении априори не используются высокотехнологичные методы производства и компоненты. Обычно сырьем для контрафакта служат промышленное масло, веретенка или автол, иногда смазочные материалы для сельскохозяйственной техники...

О какой функциональности тут вообще может идти речь? Как следствие, применение подобных продуктов приводит к стремительному росту износа трущихся поверхностей и всего двигателя в целом. Но автовладелец заметит это не сразу. Что и опасно. Пройдет какое-то время, прежде чем повреждения достигнут критичных размеров. Вот наиболее типичные симптомы:

• громкий шум при запущенном двигателе – подделки быстро теряют свою плотность и недостаточно хорошо смазывают детали, они начинают тереться друг о друга;
• трудности при запуске двигателя в холодное время года;
• износ, нагар и отложения на деталях из-за низкой эффективности антикоррозионных присадок.

Если вовремя не обратить внимания на эти признаки и не заменить поддельное моторное масло, автомобиль выйдет из строя через 20–30 тыс. км пробега. Поэтому вывод очевиден: любой, кто так или иначе связан с автомобильной техникой, должен знать как и уметь проверить моторное масло.

Классические способы проверки

Самостоятельно провести точный анализ моторного масла невозможно, для этого необходимы специальные лабораторные приборы соответствующего уровня точности измерений. Но классические способы проверки позволят очень быстро выявить наиболее грубые подделки.

1. Цвет и запах
Производители смазочных материалов не имеют единого стандарта в отношении цвета моторных масел. Продукт может иметь оттенок от светло-коричневого до темно-миндального, в зависимости от добавляемых присадок и базовой основы. Например, лубрикант на основе графита может быть почти черным. Производители также добавляют в блендинг различные пигменты для индивидуальной идентификации. Чтобы определить подлинность моторного масла, сравните цвет выбранного образца и оригинала. Настоящее моторное масло имеет чистый цвет от охристого до коричневого без дополнительных включений, без примесей, взвешенных твердых частиц и осадков, а также обладает хорошей текучестью при встряхивании. Часто возможен янтарно-желтый оттенок. Оно обязательно прозрачно! Это свидетельствует о качестве продукта. Если моторное масло темное, в нем присутствуют определенные взвешенные вещества или осадок на дне канистры – это указывает на сомнительное происхождение моторного масла. Кроме того, обязательно понюхайте масло. Оно может иметь слабый аромат, но не резкий запах, которым характеризуется контрафакт.

2. Этикетка и ее внешний вид
Для борьбы с подделками производители моторных масел часто меняют дизайн упаковки и этикетки. Поэтому всегда проверяйте на официальных сайтах, как они должны выглядеть. Впрочем, на складах могут иметься запасы канистр и со старым дизайном, их не стоит бояться – главное, чтобы дата выпуска не противоречила дизайну: банки со старой этикеткой должны быть изготовлены в соответствующий период времени. Много подделок может иметь очень примитивную наклейку, на которой часто отсутствует даже самая элементарная информация о продукте и производителе. Среди обязательных сведений всегда:

• индекс вязкости в соответствии со стандартом SAE; указан под маркой моторного масла с цифрой и буквой, двузначным числом. Если это всесезонный продукт (или зимний), на нем написана буква W. Например, 5W-40. При допустимом использовании моторного масла только в теплое время года буква W на этикетке не будет обозначена. Большинство производителей выпускают смазочные материалы различной вязкости;
• информация о типе двигателя (бензиновый, дизельный);
• дата изготовления и срок годности;
• описание технологических особенностей смазки;
• данные о сырьевой составляющей моторного масла (минеральное, полусинтетическое, синтетическое); указаны, как правило, на лицевой стороне этикетки;
• спецификация, обычно аббревиатурами API и ACEA; нередко спецификация OEM;
• список производителей ДВС, которые разрешают использование конкретного масла;
• тип транспорта, для которого предназначена смазка:
• номер телефона службы поддержки клиентов и прочие контактные данные. Кроме того, на этикетке не должно быть орфографических ошибок.

3. Защитные коды
Большинство смазочных материалов в розничной таре, которые доставляются в магазины и автомастерские, маркируются дополнительными символами безопасности. Это могут быть матрица данных, QR-код, водяной знак, голограмма и т.д. Мошенники также могут использовать подобные элементы, они даже создают фейковые сайты, на которые попадают покупатели после сканирования кодов или ввода фальшивых ссылок. Поэтому при малейшем подозрении на подделку тотчас связывайтесь с производителем напрямую – только через официальный портал или клиентский кол-центр.

4. Зависимость цены от качества
«Не гонялся бы ты, поп…». Эта присказка актуальна и поныне – ни в коем случае не покупайте дешевое моторное масло. Если продукт продается по цене ниже рыночной, это должно вас насторожить. Скорее всего, моторное масло, цена которого более чем на 10% ниже, является подделкой. Вы также можете проверить среднюю стоимость продукта на официальном сайте производителя. Качественный бренд никогда не будет продаваться по смешной цене. Гоняясь за экономией средств, автовладелец рискует своим автомобилем. Если двигатель выйдет из строя, затраты на его ремонт будут гораздо больше.

Прикладные способы проверки

Наряду с классическими способами проверки существуют еще и прикладные.

1. С помощью магнита.
Качество моторного масла можно проверить обыкновенным магнитом. Масла потребуется немного, около 40 граммов. Вам нужно положить в него маленький магнит и оставить на некоторое время. Все ферромагнитные частицы, содержащиеся в моторном масле, прилипнут к магниту. Это можно увидеть и почувствовать, прикоснувшись к нему. При высоком содержании частиц железа необходимо заменить моторное масло на более качественное.

2

2. Со стеклянными пластинами.
Для определения механических примесей в моторном масле можно использовать две стеклянные пластины. На одну из них капают 2–3 капли масла, вторую кладут сверху и неспешно растирают. Если слышны скрип и хруст, это означает, что в масле есть механические примеси, – скорее всего, это подделка. Некоторые особенно чуткие умельцы, пытаясь обнаружить твердые включения, растирают моторное масло между пальцами. В принципе, так тоже можно, но хотите ли вы пачкать руки? Да и достаточно ли чувствительны ваши пальцы? Стеклянные (именно стеклянные – не металлические, не пластиковые и т.д.) пластины благодаря своей твердости тем и хороши, что позволяют обнаружить даже самые мельчайшие включения.

3. С бумагой.
Возьмите лист бумаги, наклоните его под углом 30–45° и капните две-три капли жидкости. Часть масла впитается, другая потечет по листу. Внимательно изучите оставшиеся следы. Они не должны быть очень густыми или темными, как деготь (мы об этом уже говорили). На них не должно быть черных точек, которые являются механическими включениями. Стекающая капля должна быть однородной, оставляя за собой практически незаметную линию. Если моторное масло темного цвета, но в то же время жидкое и чистое, то его можно залить в двигатель. Каждый смазочный продукт, попадая в моторный отсек, через некоторое время темнеет, с этим ничего не поделаешь.

4. С помощью воронки.
Возьмите для тестирования новое масло и масло из картера. Пропустите одну и другую жидкость через сухую воронку. Учитывайте время, необходимое для слива каждого моторного масла. Образец, который стекает быстрее, менее вязкий. Эта информация может дать хорошую почву для размышления.

3

 

5. Дать маслу отстояться.
Для оценки нового моторного масла можно провести тест на небольшом количестве жидкости. Налейте около 100 граммов масла в стакан и оставьте на несколько часов. Если вы купили подделку, то со временем она начнет расслаиваться на фракции.

Тяжелые 24 Автокомпоненты . Сентябрь-Октябрь . 2022 Сервис. Эксплуатация. Оборудование опустятся на дно, легкие останутся наверху. Такие смазочные материалы не должны использоваться в двигателе. В свою очередь, однородность структуры – очевидное свидетельство качества моторного масла.

6. Замораживание масла.
Еще один хороший способ проверить качество моторного масла в домашних условиях. Способ в буквальном смысле бытовой. Просто заморозьте небольшое количество масла в морозильной камере. Такой тест покажет, как ведет себя продукт при низких температурах. Дешевые поддельные моторные масла обычно не проходят этот экзамен.

7. Нагревание.
Для всепогодных смазочных материалов фактическим испытанием является нагрев на электрической плите или в духовке при температуре 100 градусов. Опыт показывает, как быстро может выгорать моторное масло и разделяется ли оно на компоненты при высоких температурах.

8. Взвешивание.
Как показывает практика, вес поддельного масла всегда отличается от настоящего. Эту удивительную особенность надо использовать себе во благо. Взвесьте канистру подозрительного продукта и на официальном сайте производителя проверьте, сколько должно весить настоящее масло (такая информация обязательно есть на порталах добросовестных брендов). Любые расхождения (чаще всего – в большую сторону; подделки обычно тяжелее) – свидетельство контрафакта.

Рыночная ситуация

Проверка моторного масла на подлинность и качество приобретает особую актуальность в нынешнее непростое время. Крупнейшие иностранные бренды официально ушли с рынка (но дистрибьюторы еще распродают остатки; по оценкам экспертов, складских запасов хватит до начала следующего года), их место занимает продукция малоизвестных и ранее не очень популярных марок (часто низкосортная), да, откровенный контрафакт, переживающий буквально второе рождение благодаря легализации параллельного импорта и отсутствию контроля правообладателей. В этой ситуации многие российские автовладельцы и СТО начали постепенно переключаться на российских производителей. Однако те с трудом справляются с увеличивающимся спросом из-за сокращения производства, вызванного потерей давно налаженных каналов поставок компонентов. Главным образом, естественно, пакетов присадок, львиная доля которых (по разным оценкам – до 90%) сконцентрирована в руках лишь четырех транснациональных гигантов: Lubrizol, Infineum, Chevron Oronite и Afton. Эти корпорации также покинули российский рынок и прекратили поставки сырья. Найдут ли российские бренды альтернативу им? Скорее всего – да. Поиски идут энергично, и первые контракты уже заключены. Но надо понимать, что эта альтернатива подойдет отнюдь не для всех продуктов. Большинство компаний, изготавливающих присадки и расположенных в странах, либо ограниченно, либо совсем не поддерживающих санкции против России (Китай, Индия, ОАЭ и проч.), к сожалению, не владеют передовыми технологиями, лежащими в основе самых свежих редакций спецификаций моторных масел автопроизводителей и глобальных сертифицирующих органов (API, ACEA и проч.). Поэтому данная ниша долгое время останется незаполненной. Конечно же, проблема не будет иметь массового характера и затронет не более 10–15% отечественного парка автотранспорта. К тому же с течением времени она будет нивелирована за счет расширения доступности технологий. Но в данный момент в сегменте наиболее прогрессивных моторных масел последних спецификаций нас однозначно ждет серьезный дефицит и, как следствие, наиболее мощный приток контрафакта. Так что основное внимание и меры противодействия подделкам должны быть сосредоточены именно здесь.

3

 


Посмотрите похожие материалы: