Federal-Mogul: все включено

Federal-Mogul: все включено

15.08.2015 - 11:32
Приблизительное время чтения: 11 минут. Интересно, но нет времени читать?

Корпорация работает в двух сегментах бизнеса, поэтому несколько лет назад в структуре компании были выделены подразделения Federal-Mogul Powertrain и Federal-Mogul Motorparts. Первое занимается поставками на первичную комплектацию систем зажигания и деталей двигателя. Подразделение Federal-Mogul Motorparts также осуществляет поставки на первичную комплектацию (речь идет о поставках компонентов тормозной системы, систем подвески и рулевого управления, а также уплотнений и стеклоочистителей). Эту часть продукции, а также системы зажигания, фильтры и детали двигателя Federal-Mogul Motorparts поставляет и на вторичный рынок автокомпонентов. Из объема всей продукции, производимой корпорацией, около 65% поставляется на конвейеры автосборочных предприятий, а еще 35% реализуется на вторичном рынке автозапчастей.  

Корпорация Federal-Mogul – один из крупнейших производителей автокомпонентов. Компания была основана в 1899 г., ее штаб-квартира располагается в городе Саутфилде (США, штат Мичиган), а главный европейский дистрибьюторский центр – в бельгийском городе Контих. Оборот компании составил в 2014 г. 6,8 млрд евро. В структуре корпорации работает почти сотня производственных площадок, расположенных по всему миру, а также 18 центров разработки, 24 дистрибьюторских центра. Штат компании составляет 50 000 человек.

«Основная часть производственных мощностей Federal-Mogul сосредоточена в США и Европе, – рассказывает Максим. – В России у подразделения Federal-Mogul Powertrain есть три совместных предприятия – производство поршней, гильз цилиндров и колец для компании «КАМАЗ» в Набережных Челнах, в Тольятти производится цилиндропоршневая группа для автомобилей LADA, кроме того, ведется производство и на заводе «ДЗВ» («Дмитровоградский завод вкладышей»). Отмечу, что Federal-Mogul размещает свои производственные мощности с учетом максимально эффективной доставки продукции на заводы автопроизводителей».

Ассортимент продукции Federal-Mogul для вторичного рынка включает в себя все необходимые для ремонта автомобиля узлы и агрегаты: хорошо развитую линейку деталей двигателя, подшипники скольжения, распределительные валы, прокладки, а также компоненты тормозной и гидравлической систем, детали систем рулевого управления и подвески, компоненты системы зажигания, стеклоочистители, фильтры и многое другое. «Такой широкий ассортимент – одно из многочисленных преимуществ работы с Federal-Mogul, – уверен Максим. – Работая с нашей компанией, дистрибьюторы получают весь спектр продукции, используемой на вторичном рынке. Могу вас заверить, что на любом европейском автомобиле имеется как минимум несколько компонентов, произведенных Federal-Mogul».

Одним из значимых в развитии компании событий стало приобретение в 2012 г. нескольких заводов фирмы BorgWarner по производству систем зажигания. На одном из них, расположенном во французском городе Шазель, в настоящее время осуществляется производство свечей Champion и Beru. С 2013 г. на основании соглашения, заключенного с компанией BorgWarner BERU Systems GmbH, Federal-Mogul становится эксклюзивным независимым дистрибьютором продуктов BERU для систем зажигания на вторичном рынке.

Обеспечить широту ассортимента позволяют бренды, входящие в портфель Federal-Mogul. Их на сегодняшний день свыше 20, и в России представлена большая часть из них. Среди этих торговых марок – пять экспертных брендов деталей двигателя, история большинства из которых исчисляется уже сотней лет. Это марки Nural (поршни и гильзопоршневые комплекты), Goetze (поршневые кольца, гильзы, прокладки, сальники), AE (детали газораспределительного механизма, приводные ремни), Glyco (вкладыши и втулки) и Payen (прокладки, сальники, болты ГБЦ). За десятилетия работы эти компании накопили большой опыт разработки новых систем и технологий, что обеспечило лидерство как в поставках на конвейер, так и на вторичном рынке. Помимо этого, на российском рынке представлены такие бренды, как Ferodo (компоненты тормозной системы легковых автомобилей и коммерческого транспорта), Moog (детали подвески и рулевого управления), Champion (свечи зажигания и накаливания, фильтры, стеклоочистители), Beru (компоненты системы зажигания, включая свечи зажигания, свечи накаливания и катушки зажигания, датчики двигателя, компоненты системы охлаждения), Beral (элементы тормозной системы для коммерческой техники), FP Diesel (детали для тяжело нагруженных двигателей).

«На мировом рынке OE корпорация Federal-Mogul является лидером по поставкам поршневых колец, направляющих клапанов, вкладышей и втулок, а также компонентов тормозных систем», – уточняет Максим.

В 2014 г. вышел новый каталог по кольцам Goetze, в который были добавлены много новых артикулов. Теперь в каталоге представлено свыше 1000 наименований, включая и 56 новых комплектов колец, за счет которых удалось существенно расширить покрытие марки – дополнительно 15 млн автомобилей азиатских брендов. Все разработки для продукции марки Goetze разрабатываются в главном конструкторском центре в Буршайде (Германия). В этом же городе осуществляется производство гильз и колец под брендом Goetze. Ежемесячно появляются новые артикулы продукции Goetze, которые оперативно добавляются в онлайн-каталог марки. «Отмечу также, что в печатной версии каталога Goetze рядом с артикулами колец появились специальные значки, обозначающие ту или иную технологию, по которой выполнено это кольцо, к примеру технология LKZ в отношении маслосъемных колец», – объясняет Максим.

Стоит особо подчеркнуть, что продукция, выпускаемая предприятиями Federal-Mogul, идет и на первичную комплектацию, и на вторичный рынок. А это значит, что за качеством продукции, представленной на вторичном рынке, стоят те же самые технологии, обеспечивающие качество продукции для первичных поставок.  

Развитие отрасли современного двигателестроения определяют несколько глобальных тенденций. Среди прочего это ужесточение экологических норм, которое потребовало от разработчиков компонентов двигателя создания соответствующих технологий. Примером таких ноу-хау стала технология LKZ-Ring для маслосъемных поршневых колец марки Goetze. «КПД современного двигателя внутреннего сгорания составляет около 30%, у моторов с непосредственным впрыском топлива и нагнетателем воздуха КПД чуть выше, – объясняет Максим. – Все остальное – это потери. Около 17% всех потерь приходится на потери на трение, из которых 65% составляют  потери на трение в кольцах, поршнях и подшипниках. Из этого объема 25% потерь приходится на поршневые кольца, а их существенная часть (почти 60%) возникает в маслосъемных кольцах. Примером целевых технологий, направленных на нивелирование таких потерь, может являться технология изготовления маслосъемных поршневых колец Goetze LKZ-Ring, которая явилась  настоящим технологическим прорывом в современной автоиндустрии».

Технология LKZ-Ring позволила компании Goetze выпустить уникальные двухкомпонентные поршневые кольца. Рабочая кромка такого кольца имеет специальный ступенчатый профиль, что обеспечивает до 50% снижение расхода масла в двигателе по сравнению с маслосъемными кольцами традиционной конструкции. Особая форма кольца требует меньше прижимных усилий, а это в итоге приводит к снижению потерь на трение до 15%. Так, технология LKZ-Ring позволила двигателям автомобиля соответствовать главным тенденциям в области двигателестроения: снижение выбора вредных веществ, уменьшение размеров моторов при повышении их отдачи.

В июле 2014 г. Federal-Mogul Motorparts завершила сделку по приобретению подразделения по производству компонентов тормозной системы Honeywell Friction Materials. Это еще больше усилило позиции компании по поставкам фрикционных материалов на конвейеры мировых автопроизводителей.

В области покрытий колец у Goetze также есть революционные технологии. В 2013 г. появилось покрытие CarboGlide. Это алмазоподобное углеродное покрытие, которое наносится методом физического осаждения из паровой фазы (PVD) и химического осаждения паров в плазменной среде (CVD).  Применение покрытия CarboGlide позволило добиться снижения потерь на трение до 15% и уменьшения царапин по сравнению с нитридными и другими распространенными типами покрытий. С 2014 г. используется второе поколение покрытий – DuroGlide, представляющее собой аморфный углеродосодержащий слой твердостью до 5000 HV и толщиной до 25 микрон. Это жаростойкое покрытие способно выдержать воздействие высоких температур (до 500°C), однако главнейшее его преимущество – низкий коэффициент трения, который едва превышает 0,01, что более чем в четыре раза ниже по сравнению с коэффициентом трения колец с нитридным покрытием.  Результаты тестов показали снижение расхода топлива на 1,5%.

Другая революционная технология – это технология DuraBowl, используемая для поршней Nural преимущественно для дизельных моторов легковых автомобилей. Суть такой технологии заключается в повторном расплавлении алюминиевого сплава вокруг кромки камеры сгорания поршня и резком (в 1000 раз быстрее) охлаждении сплава. За счет этой процедуры в 10 раз уменьшается размер частиц кремния в поверхностной микроструктуре сплава и увеличивается усталостная прочность материала. За счет этого конструкторы могут максимально высоко расположить канал системы охлаждения поршня, что, в свою очередь, способствует эффективному охлаждению верхней кромки камеры сгорания поршня и канавки верхнего поршневого кольца.  К числу достоинств поршней Nural DuraBowl можно отнести увеличенный более чем в четыре раза срок службы, а также их способность выдерживать температуры свыше 400°C и максимальную нагрузку до 125 л.с. на один литр рабочего объема двигателя. Кроме того, для юбки поршня Nural DuraBowl используется специальное покрытие EcoTough, в состав которого входят твердые смазочные вещества (в том числе карбон, графит, дисульфид молибдена). За счет такого антифрикционного покрытия разработчикам удалось снизить потери на трение в поршне до 18%, а также до 3% уменьшить совокупные потери в двигателе, что эквивалентно снижению расхода топлива до 0,8% при штатных режимах эксплуатации.  Другое ноу-хау бренда Nural – поршни для бензиновых моторов Elastomeric. Максим подчеркивает, что Elastomeric является первым поршнем с каналом охлаждения для бензинового двигателя. К числу преимуществ поршней Elastomeric необходимо отнести высокую износостойкость и способность выдерживать высокие температуры. Залогом таких характеристик стало использование нирезистовой вставки в канавке верхнего поршневого кольца, а также овальной юбки с покрытием EcoTough. Использование системы охлаждения поршня позволило снизить температуру головки поршня на 25–30°C, а температуру в зоне канавки верхнего поршневого кольца уменьшить на 60°C. Поршни Elastomeric применяются в высоконагруженных бензиновых двигателях с непосредственным впрыском топлива и нагнетателем, в высокофорсированных малогабаритных двигателях, а также в двигателях, работающих в режиме «старт-стоп» и с отключением цилиндров.

«Новая технология появилась и в нанесении покрытий гильз Goetze, – рассказывает Максим. – Стало использоваться специальное металлонитридное покрытие высокой прочности. Его толщина составляет около 8 микрон. Технологический процесс нанесения этого типа покрытия полностью экологичен: без использования токсичных смесей газов, солей и аммиака. При этом изменился цвет гильзы, он стал светло-серым или серебристым в отличие от традиционного темно-серого или черного».

Другая ранее анонсированная компанией технология – это специальное полимерное покрытие IROX на стальной или алюминиевой основе. Подшипники скольжения Glyco IROX предназначены для использования преимущественно в двигателях, работающих в режиме «старт-стоп».  С 2014 г. данная технология уже стала широко применяться на сборочных конвейерах многих автопроизводителей и доступна на вторичном рынке. За счет покрытия IROX более чем в пять раз увеличивается срок службы вкладышей и коленчатого вала по сравнению с традиционными типами покрытий. Подшипники IROX обладают повышенной демпфирующей способностью и износостойкостью в нестабильных режимах смазки, а также способны выдерживать кратковременную эксплуатацию без смазки.

И, конечно же, нельзя обойти вниманием и новую технологию зажигания ACIS, основанную на принципах высокочастотного плазменного поджига бедных и сильно обедненных топливных  смесей.  По словам Максима, эту технологию сейчас тестируют многие автопроизводители, так что, возможно, в ближайшее время она также появится в первичной комплектации. По результатам тестирования технология ACIS обеспечивает почти мгновенный поджиг и показывает снижение расхода топлива на 10% по сравнению со стандартной искровой системой зажигания. Ожидается, что такая свеча будет предназначаться на весь срок эксплуатации автомобиля. 

Говорить о разработках Federal-Mogul можно очень долго. Как отмечает Максим, за период 2005–2014 гг. компания получила около 3000 патентов и четыре процента от своего оборота ежегодно  инвестирует в НИОКР.  Отметим главные технологические достижения.

В линейке фрикционных компонентов это отмеченная международными наградами технология Eco-Friction, используемая в тормозных колодках Ferodo. Разработав колодки Ferodo Eco-Friction с низким или нулевым содержанием меди во фрикционной смеси, компания Federal-Mogul стала первым производителем, реализующим будущие тенденции оригинальных комплектующих до вступления в силу новых законодательных ограничений по содержанию меди во фрикционных смесях. Тормозные колодки Eco-Friction отличаются улучшенными фрикционными характеристиками, качеством и эффективностью торможения по сравнению с колодками Ferodo Premier, соответствуют самым строгим стандартам качества и безопасности автопроизводителей. Колодки Eco-Friction без содержания меди установлены на Mercedes-Benz C-Class – впервые такая инновационная технология одновременно появилась на рынке оригинальных комплектующих и на вторичном рынке. До конца 2015 г. планируется представить полный ассортимент тормозных колодок Ferodo Eco-Friction.

В линейке щеток стеклоочистителей Champion – каркасные щетки Easyvision и бескаркасные щетки Easyvision с креплением Multiclip «7 в 1» для европейских типов рычагов или с особым креплением «под крючок» Retrofit, а также каркасные, бескаркасные и гибридные щетки Aerovantage премиум-качества, обеспечивающие охват 99% автомобилей.

В ассортименте фильтров Champion – масляные фильтры с использованием нового типа наполнителя из микростекловолокна. Такой тип наполнителя используется в оригинальных масляных фильтрах двигателей нового поколения (Euro 5->), требующих более высоких показателей эффективности и емкости фильтрации. Наполнитель из микростекловолокна обеспечивает лучшую циркуляцию в контуре системы смазки двигателя, позволяет использовать вспомогательные присадки в масло и способствует снижению потерь давления в контуре системы смазки до 50%. А кроме того, такой материал может фильтровать частицы размером до 5 микрон, что наиболее критично для предотвращения износа двигателя.

В линейке фильтров Champion – топливные фильтры с новым многослойным наполнителем, полученным аэродинамическим способом из расплава, гарантирующим фильтрацию частиц до 3 микрон. Эти фильтры обладают большей емкостью фильтрации и более длительным сроком эксплуатации по сравнению с фильтрами из однослойного наполнителя.

Все вышеперечисленные ноу-хау и технологии, конечно же, свидетельствуют и о той значимости, которую Federal-Mogul придает сфере новых разработок, и о прочных позициях компании на автокомпонентном рынке. Но хотелось бы подметить другой, весьма очевидный нюанс: открывая российскому рынку свои новые технологии, компания напрямую влияет на темпы роста качества авторемонтной сферы. Ведь, если почти в каждом автомобиле используются высокотехнологичные детали Federal-Mogul, то механикам на СТО требуется регулярно повышать уровень своей компетенции. К слову, и в этой области Federal-Mogul предлагает сразу несколько возможностей для обучения и профессионального роста технических специалистов, от выездных семинаров и тренингов до доступного всем обучающего портала FM Campus.

 


Посмотрите похожие материалы: