Герои нашего времени

Герои нашего времени

02.11.2017 - 15:08
Приблизительное время чтения: 6 минут. Интересно, но нет времени читать?

Сначала немного исторических фактов: первая сеть автосервисов Bosch начала формироваться еще в 1921 году. Сейчас в Германии уже 80% автосервисов входит в ту или иную сеть. В нашей стране не то что сетей и автосервисов, современных гаражей не было до середины прошлого века. Первые хорошо оснащенные сервисы появились в СССР в 1973 году, вскоре после начала производства автомобилей на заводе в Тольятти, кстати, оборудование для них поставляла знаменитая компания Magneti Marelli. Понятно, что в условиях плановой социалистической экономики создать развитую сеть независимых сервисов было невозможно. В начале 1990-х годов в стране, по существу, почти с нуля начал формироваться рынок автосервисных услуг. Он имеет свою специфику: в связи с почти полным разрушением оборонной промышленности в этот период многие квалифицированные, но не востребованные на рынке специалисты стали создавать свои небольшие гаражные сервисы. Высокий уровень образования и профессиональная подготовка позволяли им успешно конкурировать с государственными СТО. Многие из этих мастерских впоследствии развились в крупные предприятия, на основе некоторых даже были созданы дилерские центры, но при этом многие специалисты разочаровались в этом бизнесе. Тем не менее гаражный сервис имеет довольно большое значение и сегодня, в ряде регионов он остается доминирующим. Это связано с тем, что в стране было несколько экономических кризисов, в результате которых значительное количество сотрудников оставалось без работы, а жить на что-то надо было. В результате люди сами трудоустраивались. Во время недавнего кризиса даже появился такой термин, как «гаражная экономика».

В относительно сытых 2000-х годах особой потребности в современных независимых автосервисах не было. Кто был побогаче, покупали новые машины в дилерских центрах и там же их и обслуживали, кто победнее – ездили на старых «Жигулях» и ремонтировали их самостоятельно или у знакомых в гаражных сервисах. Отсюда еще одна особенность российского рынка – развитая сеть магазинов запчастей.

Ситуация стала меняться после кризиса 2008 года. С одной стороны, даже обеспеченные люди стали считать деньги, предпочитая обслуживаться в более дешевых независимых мастерских, с другой стороны, срок владения транспортными средствами увеличился, и, наконец, вырос процент относительно свежих автомобилей, ремонт которых невозможен без применения современного диагностического оборудования. Именно в это время в различных регионах страны стали появляться первые сетевые сервисы, объединенные под единым узнаваемым брендом. Поначалу у большинства дела шли не особо успешно. Понадобилось некоторое время, чтобы обкатать различные методики ведения бизнеса, набрать клиентскую базу, но постепенно дело наладилось, и сейчас уже в России 6–7% автомастерских входят в ту или иную сеть. По оптимистичным прогнозам, каждый год их количество будет удваиваться, и, по оптимистичным же прогнозам, к 2020 году в России половина всех мастерских будет входить в ту или иную сеть. Немалую роль в росте популярности сетевых сервисов сыграло то, что клиент постепенно привык к ним. Сейчас доверие к независимым сервисам даже больше, чем к официальным дилерам.

Существующие в России сетевые автосервисы делятся на несколько категорий: международные, федеральные и региональные. Международная фактически одна – «Бош Авто Сервис», но в ее состав входят 233 СТО, это сопоставимо с количеством всех мастерских, входящих в федеральные сервисы. Хотя последние динамично развиваются, например, одна из компаний планирует иметь к 2020 году до 1000 таких станций.

Также сетевые сервисы отличаются по своей бизнес-модели. Одни из них созданы производителем для продвижения продукции своего бренда, другие созданы дистрибьюторами или группами дистрибьюторов производителей запчастей и, по понятным причинам, предназначены для продвижения собственной продукции, и, наконец, есть сервисы, которые строят свой бизнес исключительно с целью коммерциализации, продажи франшизы. Помимо этого, в стране достаточно широко развиты сетевые шинные сервисы и мастерские по замене масла, а также СТО на базе сети автомагазинов. В последние годы широкое распространение получили региональные сети (3–10 мастерских в одном регионе), их создают владельцы, которые хотят масштабировать бизнес, но при этом не желают становиться зависимыми от дистрибьюторов и не готовы платить за франшизу.

Что дает владельцу сервиса вступление в ту или иную сеть и есть ли в этом необходимость? Начнем с того, что сейчас в стране примерно 40 000 действующих автомастерских, при том что, исходя из существующего автопарка, нужно не более 20 000. Это говорит о том, что, с одной стороны, на рынке острая конкуренция, с другой стороны, многие сервисы работают неэффективно. Практика показывает, что если в том или другом регионе открывается сетевой сервис с узнаваемым брендом, то клиенты постепенно начинают перемещаться туда и в безымянных СТО посещаемость падает. Именно поэтому мы в последний год наблюдаем повышенный интерес к франшизам среди владельцев независимых мастерских. К тому же вступление в ту или иную сеть на сегодняшний день фактически единственная возможность новичкам войти в рынок автосервисных услуг, иначе неопытного игрока конкуренты тут же съедят. Также это позволяет масштабировать бизнес без больших затрат и с минимальными рисками.

Теперь о том, какая бизнес-модель предпочтительнее для того или иного сервиса. Вхождение в международную сеть обеспечивает доступ к техническим, обучающим и маркетинговым программам ведущих мировых компаний. Помимо этого, сама вывеска престижного бренда положительно влияет на восприятие клиента. Из минусов – нет альтернативы, поскольку большинство международных сетей пока не представлены в нашей стране. Также такие бизнес-модели изначально разрабатываются для западного рынка, а затем адаптируются для регионов и не всегда работают идеально в конкретных условиях. В частности, цифровые технологии ведения бизнеса в международных сетях зачастую развиты хуже, чем не только в федеральных, но и в региональных сервисах. Это связано с тем, что изначально они создавались в те времена, когда о таких современных технологиях никто даже и не думал.

Рассмотрим федеральные сети на основе дистрибьюторов запчастей. Ключевые преимущества – дистрибьюторы предоставляют гарантию на свою продукцию. Каждый поставщик работает с несколькими мировыми брендами, что дает доступ к техническим и обучающим программам различных компаний. В результате зачастую уровень подготовки персонала сервисов, работающих по такой модели, даже выше, чем в официальных дилерских центрах, которые работают с одним автопроизводителем. Также поскольку дистрибьюторы зарабатывают в основном на продаже запчастей, то у них минимальная стоимость франшизы. Не надо содержать собственный склад и иметь собственный кол-центр. Обратная сторона медали – стоимость запчастей у дистрибьюторов зачастую выше, чем у региональных поставщиков. По этой же причине сервисам с большими объемами заказов выгоднее самостоятельно выходить на производителей запчастей и, возможно, формировать собственную сеть.

Основное преимущество сетей, ориентированных исключительно на продажу франшизы, – более современные технологии продаж. Стоимость франшизы у них выше, но и риски меньше. Поскольку трафик клиентов идет в основном по предварительной записи, через Интернет, то нет необходимости в строительстве сервисов на первой линии, что значительно снижает расходы. Отсутствие привязки к конкретному дистрибьютору запчастей на практике в ряде случаев помогает экономить деньги.

На сегодняшний день в России работает одна международная сеть, три федеральные и еще одна в настоящее время в стадии формирования. Данный сегмент рынка еще только начинает развиваться, и, как показывает мировой опыт, у него большое будущее. Из десяти крупнейших мировых сетей в нашей стране пока присутствует одна, не исключено, что и другие развернут здесь свой бизнес, а это значит, что конкуренция существенно возрастет, что приведет к переделу рынка с неизбежными банкротствами слабых игроков, слияниями, поглощениями и т.д. В результате на рынке останутся только сильнейшие, которые смогут сделать для клиентов более выгодные предложения. В целом это поможет сделать рынок автосервиса в России более цивилизованным и удобным для потребителя.                           


Посмотрите похожие материалы: