Искусство маленьких шагов

Искусство маленьких шагов

13.01.2020 - 13:57
Приблизительное время чтения: 7 минут. Интересно, но нет времени читать?

Александр Суходоля, ставший лучшим техническим тренером 2019 года, по итогам Премии МАК, рассказал нашему журналу о секретах профессии и о возможностях роста на сегодняшнем рынке.

- Расскажите о своем пути в профессию? Каковы были Ваши устремления, с какими трудностями пришлось столкнуться?

В детстве, мне очень хотелось работать врачом, я стремился помогать людям. Однако эта потребность может быть реализована разными способами. В моем случае – это проведение тренингов и семинаров, на которых я помогаю людям становиться сильнее в бизнесе автокомпонентов, получать новые знания и обретать больше конкурентных преимуществ. О важности моей работы говорит то, что многие участники мероприятий становятся моими друзьями и партнерами компании Hella.

Ещё 10 лет назад я не думал, что буду техническим тренером. Я — инженер, магистр техники и технологий, кандидат технических наук, специализировался на повышении износостойкости деталей машин и аппаратов, а также повышении долговечности лакокрасочных покрытий.

Во время обучения в магистратуре МАДИ мне посчастливилось работать в независимой автотеханической экспертизе. Эта работа дала мощный практический опыт: по локоть в масле, мы резали, готовили микрошлифы и разбирали автомобили, чтобы выяснить причину поломки той или иной детали. В последствии, будучи инженером по гарантии в представительстве Porsche Russland, я смог развить и приумножить эти навыки.

Суходоля

Моя жизнь кардинально изменилась, когда в 2012 году, я вернулся из Лондона, где в качестве волонтера работал на летней Олимпиаде. Я пришел на собеседование в компанию FWH-Vostok на должность технического специалиста. Позиция подразумевала наличие компетенций в вопросах гарантии и обучения. Шаг для меня был смелым. Так как именно в организации и проведении тренингов у меня не было практического опыта.

Да, за спиной у меня был багаж волонтерской работы, участия в команде КВН, студенческом профсоюзе, научных конференциях, но обучать сложившихся технических специалистов мне не приходилось. 

И мне дали шанс. Я до сих пор благодарен техническому директору той компании, он разглядел мой потенциал и фактически дал билет в новую жизнь. Важно давать людям шанс – с тех пор это стало и моим жизненным кредо.

- Ваши тренинги и семинары всегда собирают много слушателей, в чем секрет успеха?

Свою задачу я вижу в том, чтобы дать аудитории максимально прикладные знания, которые помогут ей развиться в профессии и работе. Я стараюсь анализировать потребности каждого слушателя, нередко общаюсь с ними и после мероприятий, чтобы никого не оставить без внимания. Это и есть мои маленькие ежедневные шаги, которые я делаю для успеха всей компании Hella. И, возможно, это и есть секрет успеха, о котором вы говорите – каждый день с удовольствием и любовью делать свою работу.

- Говорят, что работа с людьми забирает энергию, откуда вы черпаете вдохновение?

Думаю, в любом деле самое главное — интерес и вовлеченность. Мне искренне интересны те люди, с которыми я работаю. Конечно, многое приходится отдавать, но многое я получаю взамен: позитивную энергию и отзывы, новых друзей, новые знания.

Для самореализации очень важна атмосфера компании. Поэтому я горжусь, что работаю в Hella, ценю, что идеи нашей команды поддерживаются руководством, и есть возможность постоянно двигаться вперед и развиваться.

Мы плотно работаем с нашим маркетологом Алисой Евдокимовой, ведь маркетинг в таком сложном бизнесе, как продажа запчастей, связан с поддержкой клиентов, тренингами и обучением. Донести до аудитории сложные технические и бизнес-аспекты просто, ясно и интересно – пожалуй, это самое важное в нашей работе.

Очень вдохновляет, когда коллеги из других компаний высоко оценивают нашу работу, радуются нашим достижениям. Например, премия МАК - это признание наших достижений со стороны всего профессионального сообщества России.

Слово «наших» я говорю так часто не случайно. Я — командный игрок и просто влюблен в небольшой, но дружный коллектив российского представительства Hella. Потому что вместе мы притворяем в жизнь самые смелые проекты, которые до нас еще никто не делал.

Суходоля_2

Завершая разговор о вдохновении, скажу, что мой любимый писатель - Антуан де Сент-Экзюпери. Когда-то он написал замечательную молитву, в которой есть прекрасные слова об искусстве делать маленькие шаги и ценить каждый момент своей жизни. Для меня эта молитва особенная, ведь я ничего никогда не получал просто так, даже в лотерею никогда не выигрывал. И мне кажется очень важным не ждать чудес, а творить их самостоятельно, шаг за шагом. Каждое мое достижение было связано с трудом, но этот труд всегда был в радость.

-Что еще помогает вам добиваться успеха и находить общие интересы с людьми?

В коммуникации с профессиональным сообществом мне помогает базовое инженерное образование, опыт специалиста по гарантии и автотехнического эксперта. Ведь я могу общаться на одном языке с практиками. Не только механиками, но и владельцами сетей СТО, многие из которых прошли путь от мастера до руководителя.

Не менее важен и опыт волонтерской работы, публичных выступлений в институте. Он помогает раскрепоститься, не бояться сцены или микрофона. Это правда важно, нередко бывает, что технически подкованный человек, боится сцены и не знает, как общаться с людьми.

- Ваша профессия востребована рынком или ее вскоре заменят интернет-коммуникации?

Техническим тренером я работаю уже семь лет и вижу, как сильно меняется рынок. Во-первых, мы переходим в фазу тотальной диджитализации, появляется больше каналов для продвижения и обучения в сети. Это блоги, отраслевые сайты, информационные порталы по обслуживанию и ремонту автомобилей, маркетплейсы и коммуникационные площадки. Времена дефицита информации прошли. Теперь ее огромное количество. И это прекрасно!

Но и находить в этом изобилии что-то полезное стало сложнее. Именно поэтому возрастает ценность очного обучения: когда тренер, как наставник, помогает разобраться в качестве контента, в нюансах технологий ремонта и производства автокомпонентов. Именно на очных тренингах устанавливается связь спикера и аудитории, задаются вопросы, формируется долгосрочный контакт, а клиенты компании становятся ее друзьями.

Я вижу серьезную потребность в обучении у сложившихся специалистов и руководителей. Технологии меняются слишком стремительно, и о последних трендах можно узнать только напрямую у мировых лидеров в производстве автокомпонентов. К тому же существует огромный разрыв между тем, что сейчас преподают в университетах и колледжах, и теми решениями, которые предлагает рынок.

На тренинги люди приходят за знаниями, которые можно получить только «вживую», общаясь  с экспертами рынка, которые всегда держат руку на пульсе и в курсе мировых трендов. Так что, даже несмотря на бурное развитие интернета, уверен, что очные тренинги будут актуальными еще долгое время.

- Получается, что потребность в образовании только возрастает. Как, по Вашему мнению, рынок воспринимает процесс обучения?

За последние десять лет рынок СТО кардинально поменялся. Если раньше он был представлен, в основном, официальными дилерами и гаражными мастерскими, то сейчас появляется огромное количество независимых СТО – прекрасно оснащенных, клиентоориентированных, предлагающих оптимальные цены.

Но красивого здания, оснащения и хорошей локации недостаточно. Для успеха бизнеса нужны грамотные мастера, диагносты, приемщики и продавцы запчастей, в которых до сих пор существует дефицит.

Опытные руководители понимают ценность обучения сотрудников и готовы инвестировать в новые навыки и знания. Логика проста: квалифицированный специалист предоставляет более качественную, дорогую, а иногда и уникальную услугу, за счет чего прибыль СТО растет.

В индустрии автокомпонентов появляются новые технологии, повышающие безопасность, экологичность и комфорт транспортных средств. Обилие электронных систем, радаров и датчиков, которые необходимо калибровать и настраивать - это уже не завтрашний день, а потребность сегодняшнего. И сервисные станции должны быть готовы к таким запросам рынка. Без инвестиций в развитие персонала есть риск быстро остаться за бортом.

Тоже касается обслуживания электромобилей и гибридов, которых становится все больше. Только специалисты с соответствующими допусками могут работать с этим видом транспорта, принося прибыль работодателю. Кто-то может сказать, что электрифицированный транспорт – не так востребован в нашей стране, как в Европе. Но, поверьте, потенциал у этого сегмента очень велик, особенно, учитывая отсутствие конкуренции на нашем рынке.

-Что бы вы пожелали нашим читателям в наступающем Новом году?

Рынок должен стать более клиентоориентированным и конкурентным, а успех бизнеса будет базироваться именно на качестве и удобстве предоставления услуг. Сейчас прекрасное время, чтобы понять потребности клиентов и максимально удовлетворить их.


Посмотрите похожие материалы: