Комфортная температура в салоне на долгие годы – это реально!

Комфортная температура в салоне на долгие годы – это реально!

22.12.2014 - 19:29
Приблизительное время чтения: 14 минуты. Интересно, но нет времени читать?

Сегодня кондиционерным оборудованием в мире оснащено более 60% автомобилей малого класса, а также т.н. гольф-класса, часто установка кондиционера в автомобилях этого класса предлагается в виде опции. Но автомобили среднего, бизнес-класса и представительского класса более чем в 90% случаев оснащаются климат-системами.

Необходимость использования кондиционеров объясняется свойствами человеческой физиологии. При температуре 22°С и относительной влажности около 50% человек чувствует себя наиболее комфортно, способен максимально сосредотачиваться и быстро реагировать в сложных дорожно-транспортных ситуациях.

Если же температура и влажность окружающего водителя воздуха повышаются, то организм тем самым подвергается большой нагрузке. Уже при температуре 27°С увеличивается частота сердечных сокращений, температура тела повышается – все это приводит к снижению способности концентрировать внимание в неожиданно возникающих дорожных ситуациях, быстрее наступает утомление, и даже отмечается повышение агрессии. Если же водитель находится за рулем при температуре окружающего воздуха выше +35°С, а кондиционер в машине не работает, то он ощущает себя так, как если бы в его крови имелось не менее 0,5 промилле алкоголя. Медицина определяет так это состояние: водителю сложно воспринимать размеры предметов и движущиеся источники света. Последствиями являются неточное определение расстояния до встречной автомашины и несоблюдение безопасной дистанции, риск возникновения ДТП значительно увеличивается. Из этого следует, что система кондиционирования – это не просто фактор комфортного вождения, а скорее элемент активной системы безопасности.

О кондиционере – в двух словах

Итак, для того чтобы что-то охладить, в нашем случае – воздух, проникающий в салон автомобиля, необходимо понизить его температуру путем отведения тепла. Этим процессом «занимается» кондиционер, являющийся компрессорной холодильной установкой, в закрытом контуре которой постоянно циркулирует хладагент. Хладагент в процессе прохождения по трубопроводам переходит из жидкого в газообразное состояние и обратно.

Еще лет двадцать назад наилучшим хладагентом, или, как его еще у нас называют, фреоном, по эксплуатационным показателям считался хладагент R12. Это дихлорметан с формулой CCl2F2. Всем он был хорош, но выяснилось, что при случайном вытекании R12 в атмосферу содержащийся в веществе хлор разрушает озоновый слой Земли. А с конца 80-х прошлого века экологическим показателям хладонов в Европе и Америке стали уделять больше внимания, чем даже их непосредственному влиянию на организм человека с медицинской точки зрения и поискам снижения себестоимости хладагентов. В конце 90-х заправка климатических установок хладагентом R12 была запрещена во многих странах мира.

Сегодня распространение получил хладагент R134a, в котором отсутствует хлор, что и позволяет считать его полностью озонобезопасным, но, к сожалению, термодинамические свойства этого вещества далеки от совершенства.

Замена хладагента в кондиционере – неизбежная операция, как бы герметично ни была собрана система. Годовая утечка в объеме до 15% от первоначального объема считается нормой, новые кондиционеры заправляют обычно после 2–3 лет работы, если же кондиционеру 5–6 лет, то заправлять его рекомендуется каждые два года и даже ежегодно. В развитии систем кондиционирования наблюдается тенденция к снижению объемов использования хладагентов. Например, если в кондиционер VW Golf IV поколения закачивалось 775 г R134a, то уже в VW Golf V поколения, несмотря на несколько увеличившийся объем автомобиля, требуется всего 525 г этого хладагента.

В принципе, после определенной доработки климатические системы, рассчитанные на использование R12, вполне можно использовать с безопасным R134a, но такой шаг потребует, во-первых, затрат на приобретение и установку комплекта деталей для внедрения т.н. процесса Retrofit, а во-вторых, в переоборудованных на «безопасный» R134a установках для нормальной работы требуется более высокое рабочее давление в системе, чем в случае использования R12. За счет более высокой текучести R134a по сравнению с R12 необходимо также повысить герметичность конструкционных элементов кондиционера.

Но главным недостатком такой модернизации является то, что хладопроизводительность кондиционера существенно снижается. Кроме того, при использовании R134а необходима замена холодильного масла: традиционное минеральное, хорошо работающее с R12, не сочетается с R134а. В этом случае используют полиэфирное масло, однако это синтетическое масло гигроскопично, и его использование вызывает необходимость исключения даже непродолжительных контактов с влажным воздухом. Также возникает потребность в специальных мерах по предотвращению попадания влаги в хладагент при хранении, транспортировке, заправке кондиционера маслом, а также при работе самого кондиционера. Помимо этого, полиэфирные масла растворяют медь, что также необходимо учесть при решении вопроса о переходе на хладагент R134а.

Учитывая минусы R134a, несмотря на запрет в использовании R12, его продолжают производить в некоторых странах, например в Индии, и в России не представляется проблемой его приобретение.

Определение дефекта и пути решения проблем

Если водитель рассчитывает на долгую и надежную работу своего кондиционера, то ему следует уделять этой довольно сложной и «нежной» системе внимание регулярно. Оно заключается прежде всего в периодическом осмотре доступных взгляду элементов системы. Трубки, места установки хомутов, ресивер-осушитель, компрессор, конденсатор – появление масляных следов, промасленной грязи возле этих узлов должно сразу же насторожить, поскольку это 100%-ные признаки повышенных утечек хладагента.

Следует обратить внимание на изношенность и степень натяжения приводного ремня компрессора. Специалисты рекомендуют раз в год, а при интенсивной езде даже дважды в год, менять салонный фильтр. Если же салонный фильтр конструкцией не предусмотрен, то не менее одного раза в пять лет необходимо тщательно промывать радиатор кондиционера.

 В климатических системах очень быстро могут развиваться патогенные микроорганизмы, болезнетворные грибки, бактерии. Влажность, запыленность, затемненность только способствуют этому. В салоне может даже ощущаться при работе кондиционера неприятный прелый запах, свидетельствующий о гниении бактерий. Специалисты, наряду с заменой салонного фильтра, рекомендуют периодически обрабатывать испаритель кондиционера специальным антибактериальным раствором для автокондиционеров.

Также водитель должен помнить, что, если индикатор-лампочка на приборном щитке загорается при нажатии на клавишу «Включение кондиционера», это не всегда значит, что кондиционер уже работает. О включении кондиционера говорит включение компрессора, а это выражается в достаточно слышимом щелчке. Во многих машинах одновременно с компрессором включаются и дополнительные вентиляторы конденсатора кондиционера, так что это также подтверждает, что кондиционер запустился.

Сразу после запуска кондиционера можно быстро проверить уровень охлаждения, открыв капот и потрогав ладонью т.н. обратную магистраль – толстую, примерно Ø 20 мм, трубку, идущую из салона к компрессору. При включенном кондиционере через 5–10 сек. рука должна почувствовать падение температуры в трубке, а в идеальном варианте ладонь будет ощущать сильный холод.

Таким же «тактильным» путем можно продиагностировать напорную трубку, выходящую из компрессора и идущую к конденсатору, называемому еще радиатором кондиционера. Температура трубки может быть довольно высокой, если температура наружного воздуха превышает 20°С, при умеренной же наружной температуре эта трубка должна быть просто теплой.

Еще один элемент диагностики – это тонкая трубка, выходящая из конденсатора и идущая в салон машины. Ее температура должна находиться в диапазоне от комнатной до довольно высокой, но не обжигающей руку, температуры. Если же она настолько горяча, что прикоснуться к ней нельзя, то это, видимо, означает, что хладагент не охлаждается до нужной степени в конденсаторе либо из-за сильного загрязнения радиатора кондиционера, либо из-за поломки вентилятора. Причиной может являться излишнее количество хладагента, закачанного в систему.

Если запустить кондиционер на полный холод, включить салонный вентилятор, а также рециркуляцию, а затем замерить через некоторое время в салоне температуру, то при удовлетворительно работающем кондиционере она должна быть не выше 10°С. Если же в салоне будет в районе +5°С, то работу климат-системы можно назвать идеальной.

Серьезной поломкой, выявить которую водитель может сам, является износ подшипника шкива компрессора. Если появляется гул при работе компрессора, сигнализирующий, скорее всего, об аварийном состоянии подшипника, то желательно компрессор выключить и до замены подшипника его не включать. Иначе в скором времени придется менять сам компрессор, а стоит он значительно дороже, чем замена подшипника.

Главные беды кондиционера предсказуемы

Прежде всего, надо заметить, что важным условием нормальной работы кондиционера является заправка хладагентом и холодильным маслом системы кондиционирования в объеме, рекомендуемом производителем. Меньший или больший объем заправки может вызвать поломку всей климатической системы автомобиля.

Но, безусловно, главной проблемой всех современных холодильных систем является утечка хладагента. Наиболее частой причиной появления таких течей являются механические повреждения напорных трубок вследствие вибрации и некачественного соединения элементов трубопроводов. К сожалению, водитель может, главным образом, лишь ощущать, вырабатывает кондиционер холод или нет. Причины же поломок выявляют специалисты-ремонтники, «вооруженные» специальным оборудованием.

Для быстрого нахождения утечки и восстановления нормальной работы кондиционера промышленностью выпускаются т.н. течеискатели. Это приборы, улавливающие утечки, даже если вытекание хладагента составляет 5–10 г в год.

На рынке специального оборудования представлены течеискатели различных конструкций, некоторые приборы просто начинены электроникой и гарантируют быстрое определение течи. Однако даже сложное оборудование иногда бессильно: хладагент может вытекать небольшими порциями, медленно, в течение месяцев, в моменты повышения давления до определенной величины и т.д. Бывают ситуации, когда хладагент очень медленно вытекает сразу из нескольких трещин, расположенных близко друг от друга, в этом случае также определить конкретную точку течи проблематично.

Для облегчения поиска течей производители автокондиционеров сразу заправляют на заводе системы хладагентом и холодильным маслом с добавкой красителя, поскольку вместе с хладагентом вытекает и холодильное масло. Такие специальные красители, не оказывающие влияния на хладопроизводительность, добавляют при заправке систем кондиционирования и специализированные СТО.

При освещении места течи ультрафиолетовым светильником краситель начинает светиться, обнаруживая желто-зеленые протечки, указывая точное место отверстия или трещины. Поиск эффективнее проводить в темноте, а работник использует специальные очки.

Недостатком данного метода является сложность осмотра некоторых частей климат-системы, «спрятанных» в недоступной для глаз части моторного отделения. Например, значительные трудности возникают при осмотре испарителя, к этой части климат-системы добраться крайне проблематично. Еще одним минусом данного метода является то, что если в системе уже имелись «вылеченные» течи, то оставшиеся от прежних поисков следы красителя могут мешать искать новые следы, появившиеся недавно.

Недоступность отдельных агрегатов, кстати, создает почву для накапливания грязи и, как следствие, возникновения очагов коррозии. А это, по большому счету, и является основой большинства поломок кондиционеров. Одним из наиболее «страдающих» элементом является конденсатор. В некоторых моделях автомобилей конденсаторы устанавливаются, как специально, таким образом, что грязь на поверхности радиатора накапливается быстро, а удалить ее крайне непросто. В других случаях качество самих конденсаторов таково, что их эксплуатационного ресурса хватает всего на пару лет.

Так или иначе, но загрязненный конденсатор не может обеспечивать достаточный уровень охлаждения, в системе возникает повышенное давление, увеличивается риск образования трещин и потерь хладагента. В зимний период на конденсатор активно воздействуют антигололедные химикаты, разбрасываемые на дорогах, в теплое время на его частях осаждаются пыль, тополиный пух, насекомые. Постепенно пространство между радиатором системы охлаждения и конденсатором оказывается плотно забито сырой грязью и пылью, алюминиевые трубки просто перегнивают, находясь в таком «окружении». Интересно, что прогнившие алюминиевые трубки могут внешне выглядеть вполне целыми, на их наружной поверхности может даже сохраняться краска.

«Лечение» прогнивших мест, как правило, стандартное – в прогнивших магистралях дефектные участки вырезаются, а на их место, при помощи аргонной сварки, ввариваются новые отрезки труб. Однако при значительных коррозионных повреждениях лучшим решением будет замена конденсатора на новый.

Трубки приходится вваривать также и при механических повреждениях: в некоторых автомобилях трубопроводы располагаются так низко, что их можно запросто деформировать при наезде на выступающие препятствия, например на «лежачий полицейский».

От коррозии страдают не только детали конденсатора, но и места соединений электропроводов системы кондиционирования. Исчезновение контактов по причине корродирования – очень частая поломка в климат-системах, причем ржавчина может достаточно быстро «съесть» даже на первый взгляд мощные соединения. Поиск подобных дефектов порой осложняется тем, что бортовой компьютер определяет поломку как общую неисправность.

Опасно не только наружное загрязнение системы, но и, возможно даже в большей степени, внутреннее. Попадание в трубопровод климат-системы частиц пыли, имеющих, как известно, свойство собираться в комки, может заблокировать работу терморегулирующего клапана (ТРК), и восстановить работу системы помогут только полная ее промывка и замена холодильного масла. А это работа трудоемкая и дорогостоящая.

Следующая причина, также часто приводящая к необходимости ремонта климат-системы, – это утрата герметичности соединений вследствие естественного износа прокладок типа O-Ring, используемых в климатических системах в большом количестве. Прокладки очень часто получают «травмы» при некачественной сборке.

Вообще, качество выполнения работ на СТО – это отдельная тема. Климатические системы являются достаточно хрупкими конструкциями, и в результате, например, некачественной сборки с чрезмерным «затягиванием» крепежей легко можно получить трещину, например, в корпусе компрессора. Часто небрежно проложенные трубопроводы либо шланги высокого давления (РВД) могут просто перетираться, контактируя с другими частями машины при движении. На некоторых СТО используют РВД собственного производства. В этом нет ничего плохого, но если завальцовка сделана некачественно, то в месте примыкания резинного шланга к металлическому штуцеру может возникнуть неплотность, а значит, со временем возможно вытекание хладагента.

Проблемы могут возникнуть даже при заправке кондиционера, если в систему по халатности закачают лишних 200–300 г хладагента либо масла. Излишнее давление в системе грозит образованием трещин в трубопроводах, последствия их появления очевидны.

Бывают ситуации, когда водитель, обнаружив, что кондиционер не работает или же работает плохо, перестает им пользоваться в течение года, а то и двух. Это может привести к тому, что для восстановления работы кондиционера потребуется не только заправка хладагентом, но и замена компрессора, ресивера-охладителя, полная заправка холодильным маслом, а также промывка всей системы с демонтажем конденсатора.

Специалисты рекомендуют несколько раз в месяц включать кондиционер. Ведь детали компрессора должны периодически смазываться, а система должна демонстрировать работоспособность Кроме того, работающий совместно с отопителем салона кондиционер в осенне-весенний период устранит конденсат на стеклах салона, удалит лишнюю влагу внутри автомобиля.

Запускать кондиционер можно и в зимний период, хотя в некоторых европейских автомобилях запуск кондиционера блокируется уже при температуре воздуха ниже +5°С, в других – при минусовых наружных температурах. Поэтому для запуска кондиционера машина должна находиться в теплом боксе, желательно прогреть салон традиционным путем, причем добиться того, чтобы нагрелась «торпеда», поскольку именно под ней чаще всего находится датчик испарителя, дающий команду на снижение температуры в салоне.

Что стоит помнить…

К важнейшим действиям, которые необходимо соблюдать, желая сделать работу кондиционера долгой и надежной, как уже неоднократно отмечалось выше, относятся мероприятия по поддержанию чистоты элементов климат-системы, и особенно конденсатора. Внешне загрязненный радиатор кондиционера, даже если запыленность не бросается в глаза, быстро меняет нормальный порядок работы кондиционера – охлаждение происходит лишь при движении по трассе, а в городских условиях температуру в салоне понизить оказывается практически невозможно. Несмотря на то что удалить грязь часто довольно сложно и для этого требуется значительная разборка автомобиля, выполнять очистку необходимо.

Совсем нелишне обращать внимание на присутствие пластмассовых колпачков на заправочных портах, врезанных в контур низкого и высокого давления системы. Колпачки часто теряют на СТО при заправках, а без них в контур может проникать пыль. Поэтому, если их нет, необходимо тщательно заизолировать места, где они надевались.

Хладагент, как известно, находится в контуре кондиционера под давлением, и вскрывать контур самостоятельно из соображений безопасности запрещается. При необходимости вскрытия контура следует слить хладагент в герметичную емкость, и делать это желательно на специализированном СТО.

После ремонтных работ, при которых контур кондиционера вскрывался, следует поменять ресивер-осушитель на новый. Причем заглушки на штуцерах нового ресивера следует снимать непосредственно перед монтажом, чтобы из атмосферного воздуха как можно меньше влаги проникло в осушитель ресивера.

Не рекомендуется самостоятельно менять регулировку ТРК: заводская настройка рассчитана на оптимальное прохождение потока хладагента в зависимости от температуры. Крайне бережно следует обращаться и с сенсорной трубкой, установленной на расширительном клапане. Ни в коем случае ее нельзя перегибать или сдавливать. Внутри этой трубки находится специальный газ, в результате контакта нагретого хладагента с поверхностью трубки давление внутри нее увеличивается, воздействует на мембрану и открывает проход для потока хладагента.

Конечно, в условиях СТО, когда специалист, глядя на стрелки традиционной заправочной консоли с манометрами, одновременно показывающей давление в напорной и обратной магистралях, видит состояние кондиционера «в деталях», устранять неисправности проще. На специализированных станциях иногда возникает необходимость даже в использовании ноутбука с соответствующей периферией для выявления той или иной «хитрой» поломки климат-системы.

Но и без профилактических осмотров водителем, без поддержания элементов системы в чистоте нельзя рассчитывать, что в салоне автомобиля всегда будет уютно и комфортно. Здоровый микроклимат в салоне – это очень важно. Экспериментальные данные показали, что снижение температуры в салоне до +13°С повышает степень относительной опасности ДТП в 1,5 раза, а при +27°С и выше вероятность ДТП повышается как минимум в 1,6 раза.


Посмотрите похожие материалы: