Куда уходит моторное масло

Куда уходит моторное масло

03.12.2020 - 10:01
Приблизительное время чтения: 6 минут. Интересно, но нет времени читать?

Практически каждый водитель хотя бы раз задавался вопросом, почему в его автомобиле расходуется моторное масло. Другой вопрос, который обычно интересует автовладельцев, – с какой периодичностью его нужно доливать. Без нюансов здесь не обходится, но определенные правила и закономерности все-таки есть. Попробуем разобраться раз и навсегда, куда же уходит моторное масло и что произойдет, если вовремя его не долить. 

вольф

Пять причин, почему расходуется моторное масло 

Во-первых, расход моторного масла могут вызвать механические неисправности двигателя. Например, износ и повреждение прокладок и уплотнений, подшипников, цилиндров, маслосъемных колпачков, канавок поршневых колец или шатунов и т.д. Самым распространенным случаем является течь прокладки клапанной крышки (кроме того, это и самый визуально заметный вид течи масла). Обусловлено это тем, что верхняя часть двигателя является наиболее термически нагруженной, а сама клапанная крышка нередко снимается во время проведения технических работ. Все это влияет на срок службы уплотнений, и, как следствие, появляется течь. 

Вторая причина – это ошибки в сборке. Например, некачественное хонингование цилиндров при изготовлении или капитальном ремонте двигателя или неверная установка поршневого кольца и других важных деталей двигателя.

Также на повышенный расход моторного масла может повлиять несвоевременная замена моторного масла. Если масло стареет, оно теряет свои свойства, увеличивается его вязкость. А если вязкость масла меняется, может нарушиться работа масляного насоса, могут загрязниться различные узлы двигателя. Отсюда вытекают еще две причины расхода – слишком высокая или недостаточная вязкость масла. 

Слишком густые масла с повышенной вязкостью задерживаются на стенках цилиндра с последующим образованием масляного тумана и испарением. Маловязкие масла, в свою очередь, образуют недостаточную масляную пленку, что приводит к износу колец, стенок цилиндров и других деталей шатунно-поршневой группы. Так, если использование маловязкого масла не предусмотрено конструкцией двигателя, зазоры внутри механизма будут увеличиваться, и значительная часть масла начнет попадать в камеру сгорания и вылетать на улицу вместе с выхлопами, образуя при этом сизый дым. Именно поэтому вязкость масла нужно подбирать строго в соответствии с рекомендациями производителя и погодными условиями окружающей среды.

Как видите, расход масла обусловлен несколькими факторами. Вопрос еще более усложняется тем, что расход масла не будет одинаковым на двигателях разных конструкций. Отклонения могут быть даже в рамках одной и той же серии двигателей, и около 20% двигателей отличаются повышенным или пониженным расходом масла. У легковых автомобилей расход масла приблизительно составляет 0,1–0,3% от расхода топлива. Именно поэтому стоит взять за правило проверять уровень масла как минимум раз в месяц и каждый раз перед дальней поездкой. Для этого прогрейте двигатель перед проверкой, затем заглушите его и дайте маслу стечь в картер (это займет 10–15 минут), дальше следует вынуть масляный щуп и протереть его тканевой салфеткой, затем снова вставить его в канал до упора на несколько секунд. После проконтролируйте результат: уровень масла должен находиться между отметками минимума и максимума.

Какое моторное масло прослужит дольше всех? Ответить на этот вопрос практически невозможно, к каждому автомобилю нужен индивидуальный подход. Вам понадобится точно воспроизвести конструкцию двигателя и некоторых других компонентов и описать их состояние. 

Что можно сделать, чтобы предотвратить расход масла? Убедитесь в отсутствии механических неисправностей, регулярно и своевременно меняйте масло, подбирайте масла с допусками и вязкостью, соответствующими рекомендациям производителя. 

Три причины, почему никогда не стоит откладывать замену масла

Чтобы понять, почему необходимо вовремя менять моторное масло, нужно сначала сказать о его ключевых функциях в работе двигателя. Масло снижает трение между металлическими поверхностями, охлаждает двигатель и очищает механизмы от продуктов износа. Моторное масло проходит через весь двигатель, смазывает каждую деталь – его роль в исправной работе автомобиля сложно переоценить. Поэтому вернемся к причинам, почему никогда не стоит откладывать процедуру замены. 

Со временем вязкость масла растет

В современных маслах содержится комплекс присадок с особыми химическими веществами в составе, которые поддерживают высокую производительность двигателя, предотвращают износ его компонентов. Когда концентрация присадок в масле снижается, оно перестает выполнять свои функции должным образом. А в условиях работы близко расположенных деталей, которые при этом еще и быстро двигаются, повышается скорость их износа. 

Изменяются химические и физические свойства масла

Многие материалы при любом контакте с кислородом сразу вступают с ним в реакцию, в результате чего происходит окисление. Широко известный пример этого процесса – образование ржавчины. Масло также может окисляться, в особенности при очень высоких температурах (а внутри двигателя температура очень высокая – может достигать 500–700 градусов). Помимо взаимодействия с кислородом, масло также контактирует с продуктами сгорания топлива. Например, дизельное топливо низкого качества имеет высокий уровень содержания серы. Во время процесса сгорания сера превращается в серную кислоту: сера + вода + высокая температура = серная кислота, которую необходимо нейтрализовать. Базовое масло не справится с такими нагрузками, ему на помощь опять приходят присадки. В их составе есть детергенты, которые нейтрализуют кислоты: они позволяют предотвратить образование ржавчины на подшипниках и других частях двигателя. В некоторые высокоэффективные смазочные материалы также добавляют ингибиторы коррозии для защиты мягких металлов. При уменьшении концентрации этих веществ в масле защита двигателя снижается.

Масло загрязняется

Несмотря на то что в современных маслах содержатся специальные моющие присадки, со временем в жидкость все равно попадают загрязняющие частицы. Например, отложения сажи, которые являются естественным результатом процесса сгорания внутри двигателя. Если этих частиц в масле будет очень много, они осядут в масляных магистралях, засорится масляный фильтр (снизится его пропускная способность). 

вольф2

Как часто нужно менять моторное масло?

На интервал замены масла влияет несколько факторов. Важны классификация двигателя, тип масла, преимущественный режим эксплуатации (город с частыми остановками или трасса) и темп езды. Не секрет, что цифры в рекомендациях по обслуживанию рассчитаны в эталонных условиях эксплуатации автомобиля на эталонном топливе. Поэтому в них могут содержаться завышенные цифры интервалов замены моторного масла – в 15, 20, а то и 30 тысяч километров. В перспективе такой длинный межсервисный интервал приводит к проблемам в работе двигателя. Если хотите обезопасить себя от поломок в будущем – сократите интервал замены, который рекомендует производитель, примерно в полтора-два раза. Для бензинового двигателя будет оптимально около 10 тысяч километров, для дизельного – около 7. Для тех, кто ориентируется на показатель нагрузки работающего мотора, примерный интервал замены масла – 200–250 моточасов. 

Выбор правильного масла и своевременная его замена увеличивают срок службы автомобиля и помогают экономить ваши средства. В ассортименте бренда Wolf вы можете подобрать смазочный материал для любой модели и марки автомобиля. В линейке Wolf OFFICIALTECH представлены моторные масла и другие смазочные материалы для самых современных и передовых двигателей, которые при этом соответствуют спецификациям и имеют одобрение от многих автопроизводителей.


Посмотрите похожие материалы: