Курс на восстановление

Курс на восстановление

16.07.2020 - 10:02
Приблизительное время чтения: 7 минут. Интересно, но нет времени читать?

Автомобильная отрасль начнет восстанавливаться достаточно скоро, но процесс может затянуться из-за грядущего экономического кризиса. О том, как начнется оживление на рынке, поговорили эксперты во время конференции Autostat Analytic Day.

Приятное прошлое

Мероприятие организовало аналитическое агентство «Автостат», пригласив на него ведущих представителей дилерского сообщества, автомаркетологов, аналитиков, представителей диджитал-агентств, банков, лизинговых компаний и представителей IT-индустрии. Общей задачей спикеров и участников был поиск оптимальных путей выхода из кризиса, на основе успешного опыта и репрезентативной аналитики.

Для фиксации базовых показателей директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков предложил период первого квартала текущего года. Хотя и отметил, что итоги первых трех месяцев года относительно показательны.

Дело в том, что только за март рынок новых автомобилей вырос на рекордные 23% по отношению к показателям прошлого года. Россияне купили 160,6 тысячи новых легковых автомобилей против 130,9 тысячи годом ранее. Но вызван всплеск был не возросшей покупательной способностью граждан или экономическим ростом. Скорее наоборот, россияне в срочном порядке избавлялись от рублей, пытаясь конвертировать быстро обесценивающуюся национальную валюту во что-то ценное. Падение цен на нефть, неопределенность с антикоронавирусными планами правительства, стагнация экономики и рост курса доллара погнали соотечественников в автосалоны. По итогу объем рынка новых легковых автомобилей в России за январь – март 2020 года составил почти 376 тысяч единиц. Это на 16,3% больше результата за аналогичный период прошлого года (322,9 тыс. шт.).

курс на восстановление

Сегментация рынка

В структуре парка новых машин активнее всего росли продажи в премиум-сегменте, он за первые три месяца текущего года прибавил сразу 9%, а вот масс-маркет увеличил показатели всего на 1,4%.

При этом самыми продаваемыми машинами стали автомобили класса B и SUV, на них суммарно приходится около 85% рынка. Кстати, доля кроссоверов продолжает увеличиваться, достигнув 50% от всех проданных легковых авто.

За тот же период в сегменте автомобилей с пробегом было совершено свыше 1,2 млн перерегистраций транспортных средств на новых владельцев, на 6% больше, чем за первый квартал прошлого года, из них на март пришлось 431,4 тыс. единиц. В сопоставимых цифрах на 1 новый автомобиль приходилось три с пробегом. По прогнозам Сергея Целикова, после снятия коронавирусных ограничений пропорция может измениться на один к четырем или один к пяти.

Цены вырастут

А вот снижения цен ждать точно не стоит, ни на новые автомобили, ни на б/у. В первичном сегменте инфляция будет связана с ослаблением рубля, а вторичка логично подтянется за рынком. Однако резкого скачка стоимости случиться не должно. По опыту 2014 года ценники будут переписывать постепенно, прибавляя по 2–3 процента в месяц. Сергей Целиков считает, что если в ближайшее время не появится новых негативных факторов, то к концу года цены в автосалонах повысятся в пределах 16%.

А вот локализация не сможет сыграть в этом плане положительной роли, несмотря на то что порядка восьмидесяти процентов популярных в РФ автомобилей собирается в нашей стране. Поскольку марки принадлежат мировым концернам, ведущим бизнес глобально, товарные автомобили являются валютной ценностью, влияющей на прибыль. И прибыль никто не собирается терять.

Кстати, Целиков опасается, что 16% – не предел. Так как национальная валюта может рухнуть еще, к концу года показав результат в сто рублей за доллар. Тогда рынок постарается отыграть падение быстрее.

С другой стороны, у дилеров сегодня сформирован обильный запас автомобилей, которого хватит как минимум на полтора месяца. В этот период изменения цен ждать не стоит.

Импотенциал рубля

Стоит ли говорить, что в связи со снижением цен на нефть рубль может продолжить падение. Стоит вспомнить хотя бы об усилении искусственного сдерживания курса национальной валюты со стороны Центробанка. Так, во второй половине апреля Банк России отчитался о рекордных тратах на бирже с целью поддержания курса, сообщает Lenta.ru со ссылкой на отчет регулятора.

Валютные интервенции для спасения положения начались еще в марте, а 20 апреля достигли пугающих рекордов. За день было потрачено почти 17 миллиардов рублей, что немногим меньше четверти миллиарда долларов. До этого Центробанк также устанавливал рекорды, отдавая на поддержание курса национальной валюты по 14,8 миллиарда рублей.

Растущие расходы позволили рублю держать удар, но ближе к концу апреля регулятор снизил ключевую ставку до 5,5%, что может оказать дополнительное давление на рубль.

Дополнительные факторы

Кроме курса рубля и отправившихся в пике мировых цен на нефть, по мнению Сергея Целикова, есть и иные, более долгосрочные факторы, снижающие потенциал рынка новых авто в России. Первый из них – серьезное снижение покупательной способности населения. Эксперты предрекают рецессию экономики минимум на год во всех ее сферах. По разным данным, в этот период снижение реальных доходов населения составит не менее 30 процентов.

Второй фактор связан с тем, что поколение 90-х не сможет создать дополнительный спрос за счет своей малочисленности. Больше того, нынешние тридцатилетние не в состоянии полноценно заместить выпадающую экономическую активность стареющих поколений.

Присовокупите сюда миллениалов, которые в принципе не стремятся покупать такие товары, как автомобили или недвижимость, предпочитая аренду и каршеринг. Эти люди формируют спрос на сервисы подписки, коворкинги и коливинги и ни в какую не хотят повторять потребительское поведение своих старших братьев, родителей и дедов, больше ориентируясь на западные тренды, чем на скрепы и ипотеку.

курс на восстановление

Ограничения и хаос

Сегодня вся страна столкнулась с невиданными ранее ограничениями деятельности бизнеса. Больше всего участников рынка нервируют непредсказуемость и непрерывно меняющиеся правила. Некоторые эксперты охарактеризовали их как хаос и неразбериху.

Важнейшими факторами при этом являются ограничения на перемещения граждан. Но есть и иные проблемы, такие как закрытие границ и негласное ограничение на перемещение внутри страны. Негласным оно является потому, что официально разрешено, но при въезде в целый ряд регионов визитер из Москвы или Санкт-Петербурга автоматически попадает на добровольно-принудительный карантин. Такие меры уже привели к разрыву цепочек поставок во всех отраслях. Справедливости ради напомним, что схожие сложности испытывают граждане не только Российской Федерации, ну а меры поддержки со стороны властей – это другая история.

Дать точный прогноз о том, когда это закончится, не решился ни один эксперт, но в том, что грядут постепенные послабления для бизнеса в плане возможности ведения дел, мало кто сомневается, так как в ближайшие годы страну ждет большой экономический кризис, назревший задолго до коронавируса, а если сохранить меры принудительной изоляции, это нанесет сильнейший удар по и без того слабой российской экономике.

Большинство отраслей уже сегодня сталкиваются с убытками и кассовыми разрывами, многие начинают оптимизировать затраты, в первую очередь на фонды оплаты труда. Массовые увольнения, снижение доходов населения, сокращение непроизводственного сектора в перспективе одного-двух лет будут негативно давить на всю экономику РФ.

Прогноз на будущее

Обороты дилеров в апреле упали на 80–90%, станций технического обслуживания – сократились в среднем на 30–40% в Москве и Московской области и чуть меньше в регионах. Некоторые дистрибьюторы запчастей в начале пандемии ограничили поставки, но сегодня ситуация в целом стабилизировалась. И, по мнению большинства экспертов, несмотря на то, что полноценная работа, скорее всего, начнется только в начале июня, автомобильная отрасль начнет восстанавливаться достаточно скоро.

Да, по прогнозам «Автостата», рынок новых авто упадет на 30% в оптимистичном сценарии или на 50% в худшем случае, но продажи во вторичном сегменте потеряют не так критично, около 15%, если потеряют вообще.

По словам Сергея Целикова, сегмент коммерческого транспорта рискует снизиться более чем на 35%, так как он всегда быстро реагирует на экономические потрясения, но и его отскок наверх, скорее всего, будет динамичным.

Гораздо более тяжелый удар испытает на себе сегмент грузового автотранспорта – он увидит спад в пределах 40–60 процентов и восстанавливаться будет долго, так как грузоперевозки начнут расти только вслед за экономикой.

Запчасти и СТО

Радует то, что в отрасли есть поводы для сдержанного оптимизма. Да, новые машины будут продаваться хуже, но их будут покупать. Этому будут способствовать факторы обесценивания рубля, всеобщей инфляции, а также опасения граждан по поводу грядущего налогообложения вкладов физических лиц – все это стрессово простимулирует рынок. К тому же меры господдержки когда-нибудь заработают.

курс на восстановление_1

И автомобильная отрасль в целом не погибнет. Люди по-прежнему будут ездить и обслуживать свои машины, пусть даже возраст авто начнет неуклонно расти. Последнее только дополнительно загрузит автосервисы, простимулирует спрос на запасные части и расходные материалы. Повысится и актуальность независимых станций технического обслуживания, так как дилерский сегмент станет слишком дорогим.

Разумеется, конкуренция на рынке возрастет. В новых реалиях смогут победить те компании, что освоят актуальные цифровые инструменты, смогут сохранить костяк команды для успешной конкуренции и последующего роста, вложатся в эффективное продвижение и подберут верную продуктовую линейку для клиентов.


Посмотрите похожие материалы: