Летние заботы автомобилиста

Летние заботы автомобилиста

23.07.2013 - 15:10
Приблизительное время чтения: 9 минут. Интересно, но нет времени читать?

Куда все мы устремляемся с первыми грачами? Верно, на дачу. А на чем? Верно, на своих автомобилях. И везем мы в них все подряд – тачки, воду в канистрах, рассаду, ковры, шашлык в кастрюле, телевизоры. Для автомобиля лето – пора тяжелых испытаний. Сколько всего на зиму вывозилось в город, а теперь возвращается на природу. Перегрузки просто зашкаливают. «Великое переселение народов» продолжается примерно до середины июня, а с середины июля начинается обратный процесс – с дач везут плоды садов и полей в мешках и банках. Вот и получается, что отдыхать автомобилю летом некогда.

Что же делать, чтобы наши железные кони не били в страхе копытами, а исправно служили нам на транспортном поприще? Не по гаражам же их разгонять. Нет, давайте просто грамотно их загружать и умело пользоваться всем, что помогает это делать.

Прогрессивное автомобильное человечество придумало немало приспособлений для того, чтобы рационализировать грузоперевозки в обычных легковых автомобилях.

Прежде всего, посмотрим, что и как можно перевезти в салоне. Легковые автомобили выпускаются с тремя основными типами кузова: седан, хетчбэк и универсал, и у каждого из них есть свои сильные и слабые стороны. По крайней мере, в такой гамме выпускаются многие популярные модели, например, «Калина», «Приора» или Ford Focus. Груз, упакованный в багажнике седана, никак не помешает пассажирам, и это, пожалуй, его единственное преимущество. В универсал на том же шасси груза поместится намного больше, особенно если сложить или убрать задние сидения, но, зачастую, за счет комфорта водителя и пассажиров. Хетчбэк – удачный гибрид, в который можно «упихать» довольно много полезного и крупногабаритного груза без особых помех для седоков.

В помощь автомобилистам-дачникам выпускается несколько крайне полезных вещей – резиновые поддоны в багажники, грязезащитные накидки, органайзеры и предохранительные решетки. Резиновые поддоны в багажник предлагают едва ли не все автосалоны, и вещь эта очень практичная. Благодаря рельефной поверхности она достаточно надежно фиксирует груз, и если, не дай бог, что-нибудь прольется, бортики «корыта» не дадут этому вылиться в багажник. Кстати, владельцам универсалов имеет смысл обзавестись вторым «корытом» – при перевозке большого количества, скажем, коробок с рассадой, им имеет смысл накрыть сложенное заднее сидение.

Впрочем, для защиты сидений, как сложенных, так и открытых¸ существуют грязезащитные накидки, представляющие собой тонкие прочные листы нетканого пластика. Такие накидки – незаменимые помощники владельцев седанов, которым приходится использовать для перевозки грузов задние сидения. Большим преимуществом таких накидок является простота использования и компактность. Небольшой мешочек можно хранить под сидением, в кармане в двери или на спинке сидения. При необходимости ею можно надежно укрыть подушку и спинку сидения, а после разгрузки аккуратно снять, стряхнуть и – все, она снова готова к работе.

Автомобильные органайзеры появились сравнительно недавно, но уже завоевали популярность у многих автомобилистов. Органайзер – складная мягкая кассета для фиксации в ее отделениях мелких и средних грузов: бутылок, канистр с питьевой водой, коробок, банок и т. д., и т. п. С помощью органайзера можно компактно упаковать в багажнике все мелочи, высвободив площадь под крупногабаритный или объемный груз. И что удобно – в сложенном виде органайзер опять же легко убрать в любой карман в салоне или под сидение. Есть органайзеры и для салонов, в которые можно уложить практически все мелочи, занимающие место в багажнике.

Не секрет, что больше всего от массовых грузоперевозок страдают универсалы. Чего только в них не перевозят – от мешков с навозом до снегоуборочных машин. И редко, кто из владельцев таких машин думает о возможных последствиях от такого груза на борту. Стоит задуматься о том, почему у легких фургонов стенка, отделяющая водителя от грузового отсека, не просто капитальная, а еще и снабжена усиливающими штамповками. Смещение достаточно большой массы груза, размещенного в салоне универсала, может причинить массу проблем водителю вплоть до серьезных травм. Для того чтобы груз не прервал дорогу на природу, тоже есть несколько полезных вещей. Прежде всего, это различные багажные стяжки для фиксации груза. Для грузов относительно небольших и не очень тяжелых достаточно резиновых стяжек диаметром 8–18 мм. Для громоздких и тяжелых грузов лучше использовать багажные ремни или ленты с храповым или фрикционным зажимным устройством. Сейчас многие универсалы и хетчбэки имеют в стенках и полу багажника специальные крюки или проушины для них. Согласен, процедура крепления стяжек, их подгонка и фиксация заметно удлиняют и осложняют процедуру погрузки. Зато она заметно сокращает и упрощает поездку с грузом.

Неплохую услугу окажет водителю багажная сетка, растянутая в салоне за спинкой переднего (или заднего) сидения. Она незаменима при перевозке легких и объемных грузов. Пример? Кто не ломал рассаду при выезде на дачу? Резко тормознули, и будущий урожай помидоров разбился о сидение. Сетка поможет смягчить удар и спружинит, сохранив ценный груз.

Более надежная и капитальная защита – прочная решетка, которая ставится в распор между стойками кузова. Это – защита намного надежнее, способная выдержать достаточно мощный динамический удар груза при экстренном торможении. В отличие от всех описанных ранее устройств защиты и фиксации груза, их постоянно возить не имеет смысла. Ну, да и по четверти тонны груза (максимальная грузоподъемность универсала) никто каждый день не возит.

Как видите, промышленности автомобильных аксессуаров надежно позаботилась об автомобилистах, постоянно перевозящих все, что угодно, из пункта А в пункт В. Есть, из чего выбрать, чтобы сохранить и груз, и салон автомобиля, и себя в дальней или ближней дороге. Но сплошь и рядом возникает потребность перевозки грузов, которые не помещаются в салоне – в первую очередь, длинномеров. А еще бочки, рулоны поликарбоната, мебель. Одним словом, все, что надо перевозить на багажниках.

В последние годы в нашей стране автомобиль становится настоящим атрибутом современной семьи, помогая решать транспортные проблемы. Если для большинства автолюбителей их машина – самая элегантная, удобная, быстрая и экономичная, то для многих «извозчиков» она еще и самая выносливая и грузоподъемная. Для повышения функциональности и эффективности использования этой группы машин их владельцы применяют специальные автомобильные багажники, которые крепятся на крышу автомобиля. Автомобильные багажники хорошо известны нескольким поколениям российских автомобилистов. На наших улицах и дорогах можно увидеть всю эволюцию советского, а позже российского багажника. Автобагажники прошлого века отличались завидной долговечностью и удобством в сборке и использовании, однако, имели и недостатки. Как правило, они собирались из стальных штампованных профилей, и весили достаточно много.
Сейчас на рынке автомобильных аксессуаров можно найти автомобильные багажники разного назначения, сделанные из разнообразных материалов: от стали до углепластиков. Но продукция далеко не всех производителей будет служить вам долгие годы, оправдывая свое предназначение. Выбирая верхний багажник, надо выбирать тот, который подходит к нелегким условиям отечественной эксплуатации. Он должен выдерживать перепады температуры, повышенную влажность, морозы и перегрузки. Хорошо бы еще, чтобы при этом он имел небольшую стоимость при высоком качестве. 

Учитывая, что нагрузки на стойки кузова ограничены, как и максимальная грузоподъемность багажника, он не должен быть тяжелым и создавать значительную нагрузку на крышу машины. Устанавливая багажник на крышу, нельзя забывать, что даже пустой он примерно на 10% увеличивает расход топлива, поэтому ваш «помощник»  должен легко монтироваться и демонтироваться и быть приспособленным для использования на конкретной модели автомобиля. А самое главное – он обязательно должен быть абсолютно надежным и обеспечивать безопасное и надежное крепление груза. Когда-то меня поразила надпись на упаковке французского багажника AutoMaxi, сделанная на всех европейских языках:

Устанавливая багажник, вы принимаете на себя всю полноту ответственности за все, что может случиться с ним и перевозимым грузом!

Неплохо бы возродить традицию напоминать о том, что багажник на крыше – не только удобство, но и ответственность. Мне, например, доводилось видеть, как с такого багажника веером разлетелись… двери, обеспечив головную боль нескольким водителям на Новорижской трассе.

Сегодня владельцам легковых автомобилей предлагается 4 типа багажников в зависимости от крепления. Самые старые и дешевые конструкции предназначены для крепления на водостоки или водоотливные желобки. При всех их достоинствах они обладают некоторыми недостатками. Площадь опоры багажника крайне мала, и его перегруз приведет к деформации желобка. Из-за того, что опоры багажника перекрывают желобок, нарушается отток воды и, как следствие, желобок начинает довольно быстро ржаветь. Так как в последние годы практически все легковые автомобили лишились водоотводных желобков, конструкторы предложили несколько новых типов багажников. Для машин, снабженных рейлингами, выпускаются багажники со специальными креплениями на них. Они просты в установке и обеспечивают равномерное распределение нагрузки на большую площадь крыши. Большую роль здесь играет то, что рейлинги, по сути, являются частью штатной конструкции автомобиля. В конструкцию многих машин заложены специальные скрытые места для крепления опор багажников, расположенный по верхней кромке дверного проема. При установке багажников на такие машины важно выдерживать точное расположение опор и обеспечивать их полное прилегание к проему. Большое значение имеет толщина боковых пластин опоры, чтобы они не мешали закрыванию дверей. Близко к этим багажникам стоят багажники для крепления на гладкую крышу. В качестве мест крепления опор используется кромка дверного проема и сварной шов на крыше.

По сути, все современные багажники представляют собой набор поперечин и опор, комбинируя которые можно получить любые варианты. Основная масса поперечин имеет квадратное или прямоугольное сечение и изготавливается из упрочненных алюминиевых сплавов. Поперечины овального сечения выглядят намного привлекательнее, но с точки зрения крепления груза менее удобны. Сами по себе поперечины позволяют перевозить ограниченные виды груза. Это длинномеры типа вагонки, бруса, труб или плоский груз, вписывающийся в габариты автомобиля. Большим подспорьем в дачных транспортных операциях могут оказаться решетки, которые крепятся к поперечинам, или специальные багажные корзины. Комбинация из двух-трех решеток позволяет надежно фиксировать и перевозить такие негабаритные грузы, как двухсотлитровые бочки или рулоны поликарбоната. Багажные корзины – идеальное средство для перевозки грузов в мешках, надо только помнить, что редко, какой багажник рассчитан на массу более 50 кг.

Прежде чем перейти к закрытым багажникам-боксам, остановимся на креплении грузов на открытых багажниках. Лучший вариант – применение багажных лент-строп с инерционным или храповиковым фиксирующим узлом. Если же речь идет о нетяжелых грузах, можно ограничиться и резиновыми багажными стяжками-«пауками».

Те же мешки с сыпучими материалами можно перевозить и в запираемых багажниках-боксах. Их большим преимуществом является надежное крепление и защищенность груза от атмосферных осадков. Не обошлось и без недостатков. Главный из них – высокая стоимость и неудобство в погрузке. Учитывая высоту автомобиля, опорных стоек и поперечин багажника и высоту борта бокса, набирается почти 2 м, и поднять на такую высоту груз довольно проблематично.

Как видите, в мире существует немало средств облегчения нелегкой транспортной участи наших автомобилей. Они помогут перевезти все, что угодно и куда угодно. Главное – правильно разместить груз в машине и надежно его закрепить.


Посмотрите похожие материалы: