Людей заменят машины

Людей заменят машины

23.10.2019 - 11:58
Приблизительное время чтения: 13 минуты. Интересно, но нет времени читать?

Истории про машины без водителя еще пару десятилетий назад казались чем-то фантастичным и даже в голливудских фильмах смотрелись экстравагантно. Но сегодня беспилотники, кажется, уже входят в нашу жизнь. Более того, по прогнозам экспертов, профессия водителя может стать невостребованной уже в ближайшие 10 лет.

Не каждый водитель пострадает

Развитие технологий со временем поспособствует исчезновению ряда профессий, и в этот список точно попадут водители. Но не каждому водителю уготована печальная судьба. Например, в России уже подготовлен ряд ограничений для автопилота, которые не допускают использование автономных автомобилей. Скажем, в аэропортах пассажиров перевозить смогут только люди, роботов не допустят и к логистике МЧС, полиции и ритуальных услуг. Также свои рабочие места сохранят водители скорой помощи.

беспилотникик

Еще одним фактором в сохранении человекоресурса станет финансовая сторона вопроса. В некоторых случаях использование автономного управления нецелесообразно, например в курьерских службах, потому что человек используется там не только как водитель. Кроме того, в ряде регионов и сфер оплата услуг водителей окажется гораздо дешевле использования автопилота, и там человек по-прежнему будет управлять машинами самостоятельно.

А вот добывающая промышленность и магистральные перевозки, скорее всего, обезлюдятся первыми.

Вопросы внедрения

Примечательно, что Россия быстрыми темпами идет по пути беспилотных технологий. И это понятно. Огромные территории и суровый климат нуждаются в беспилотниках. Еще в 2018 году премьер-министр Дмитрий Медведев подписал указ, согласно которому на территории страны с 1 декабря 2018 года по 1 марта 2022 года будет проводиться тестирование беспилотных автомобилей.

Эксперимент проводится на территории Москвы и Республики Татарстан. Скажем, в центре столицы уже сейчас каждый может наблюдать беспилотные такси «Яндекса».

Всю полученную информацию оценят соответствующие министерства и сотрудники институтов, после чего будет принято решение о возможности эксплуатации беспилотников на дорогах общего пользования.

Кто станет первым?

В странах Европы и США в первую очередь хотят внедрить беспилотники на базе популярных легковушек. В Америке уже началась коммерческая эксплуатация автоматических такси, по этому же пути идут разработчики из Старого Света. Притом что западные капиталисты мечтают автоматизировать магистральные грузоперевозки, снизив свои издержки минимум на 30 процентов, они сталкиваются с ожесточенным сопротивлением профсоюзов водителей траков.

В России профсоюзы не так сильны, а сфера автомобильных грузоперевозок является базовой для существования огромной страны, поэтому предполагается, что автоматизация именно коммерческого транспорта в приоритете.

Уже проходит испытания автономная ГАЗель Next, автомобиль самостоятельно ездит по территории завода. Он способен определять движущиеся и статичные препятствия и маневрировать по заданным маршрутам. За систему навигации отвечают GPS/ГЛОНАСС, она способна различать разметку и объекты придорожной инфраструктуры. Некоторые автомобили оснащены системами управления на базе стереокамер, которые помогают собрать информацию об окружающей обстановке.

Все вышеописанные технологии планируется применять не только при создании полностью автономных транспортных средств, но и в системах активной помощи водителю.

Операторы и алгоритмы

Скептики еще могут представить ГАЗель без водителя, но более серьезная техника вызывает опасения у многих. Если выпустить автономные большегрузы на дороги общего пользования, не приведет ли это к трагическим последствиям?

На КАМАЗе считают, что нет. Больше того, на заводе готовятся к запуску постоянного маршрута внутризаводских логистических перевозок. Предполагается совершать перевозки кабин от прессово-рамного до автомобильного завода компании при помощи беспилотников.

У этого проекта весьма символичное название – «Одиссей». Оно выбрано не случайно, так как автомобиль должен покинуть стартовую точку и вернуться ровно туда же.

Прототип такого «Одиссея» уже изготовлен и готов к работе. Как и все беспилотники, он оснащен «глазами» и другими органами чувств. Грузовик имеет видеокамеры, радары, лидары, лазерные дальномеры, а также сонары. За навигацию и систему связи у самостоятельного грузовика отвечают промышленный Wi-Fi, 4G и специальный УКВ-диапазон, который задействуют, если заглушены другие каналы связи. Датчики направляют всю информацию в центральный компьютер, где происходит молниеносный анализ входящей информации о параметрах движения.

Над созданием компьютера и способов оценки информации и алгоритмов управления трудились специалисты научно-технического центра КАМАЗ и Казанского федерального университета.

Изобретатели предусмотрели множество ситуаций, которые могут возникнуть во время эксплуатации. Так, у авторобота появился режим ручного дистанционного управления. Такой режим задуман как резервный, на случай экстренной ситуации, базовым же сохранится автономный с мониторингом со стороны оператора. Если автомобиль попал в нестандартную ситуацию, которая изначально была не предусмотрена внутренними алгоритмами, беспилотник остановится и будет ждать команды оператора. Один оператор в удаленном режиме сможет мониторить работу не менее пяти автомобилей. С совершенствованием технологий оператор будет обслуживать все больше машин.

Роботизированные автомобили КАМАЗ проходят доработку и калибровку. В планах концерна не останавливаться на уже существующих технологиях и создать похожую машину на электротяге.

Коммерческая эксплуатация

Между тем в Америке уже начали коммерческую эксплуатацию околобеспилотных грузовиков. Тягачи компании TuSimple осуществляют по три-пять рейсов в день. В самое ближайшее время компания планирует оснастить автопилотом до 50 машин, что позволит ей стать обладателем самого большого грузового беспилотного автопарка в мире.

Правда, сегодня тракам запрещено передвигаться в полностью автономном режиме – в кабине всегда присутствуют водитель и инженер, которые контролируют работу систем. Но к 2021 году от водителя планируют избавиться, оставив только оператора для наблюдения за автопилотом.

Кстати, в Америке есть и другие разработчики систем автономного пилотирования, и конкуренция там достаточно высока. На свою долю рынка в грузоперевозках рассчитывают Tesla и Waymo, но они еще не начали тестировать крупногабаритную грузовую технику. Правда, Waymo первой в США запустила беспилотное такси в коммерческом режиме с оплатой за проезд. Сервис работает в Аризоне для ограниченного числа участников эксперимента и уже здорово бесит местных жителей из-за задумчивости робокаров.

Другой игрок рынка – компания Embark также создает системы автопилота для тягачей на базе Peterbilt, а одним из ее первых клиентов стала Amazon. Выпускать грузовики с дистанционным управлением планирует также Starsky Robotics. А раньше всех получить разрешение на грузовые перевозки в полностью беспилотном режиме рассчитывает стартап Ike, основанный выходцами из Uber. Разработчики планируют пускать фуры только по безлюдным трассам, что позволит им быстрее других получить разрешение на запуск своего продукта.

Механическая душа с человеческими замашками

Пока большие автомобили покоряют пространство заводов, их меньшие братья уже начали нарушать ПДД на дорогах общего пользования.

По улицам Москвы ездят пять беспилотников сервиса «Яндекс-такси», один из которых недавно был «пойман» за пересечение стоп-линии на светофоре. Ответственность за конфуз взял на себя технический сотрудник, который присутствовал на месте пилота. Он объяснил, что в глухой пробке автомобиль просто не успел сориентироваться в дорожной ситуации. После чего сотрудник «Яндекса» взял управление в свои руки.

Как бы инженеры ни совершенствовали технологии, действовать в нестандартной ситуации «роботы» пока еще не научились.

Как поступил бы человек, если бы увидел заблокированную полосу, например, попавшими в аварию авто? Конечно, совершил бы маневр, пересекая сплошную. В то время как беспилотник просто остановится, ведь его алгоритмы строго запрещают нарушать правила.

С другой стороны, остальные четыре автомобиля «Яндекс» правила не нарушают и активно учатся, а создатели проекта планируют увеличить количество беспилотников до 95 штук в самое ближайшее время. Что позволит собирать гораздо больше информации и совершенствовать беспилотники быстрее.

Тестовые площадки

Главной целью эксперимента стало выявление того, насколько вообще целесообразно и экономически выгодно использование беспилотных технологий.

беспилотники_1

Чтобы иметь полную картину, разработчики решили расширить территориальные масштабы «обкатки» беспилотников и подключили регионы. Выбор пал на Татарстан, Московскую область, Санкт-Петербург, Ленинградскую область и Краснодарский край. Беспилотным автомобилям также станут доступны трассы М-7 «Волга» и М-4 «Дон», но в целях повышения безопасности эти участки дорог получат статус транзитных дорог. Перемещения по ним будут возможны только под контролем человека.

ИИ заменит смекалку и опыт

Кстати, не так давно «Яндекс» запустил систему машинного обучения на основе искусственного интеллекта. ИИ вырабатывает схемы оптимального движения в городе и создает алгоритмы прогнозирования спроса на услуги такси. Благодаря чему даже новичок из провинции, севший за руль авто в Москве, всего через два дня сможет зарабатывать столько же, сколько матерый таксист.

Этот алгоритм самостоятельно учится, собирая и анализируя информацию, получаемую в сотрудничестве с живыми водителями, для того, чтобы в скором времени обходиться уже без них.

Первый рейс

Пока в центральной части России беспилотники учатся не нарушать правила, в Татарстане запустили первое беспилотное такси.

Иннополис, в котором оно совершило первый рейс, был выбран испытательным полигоном из-за низкого автомобильного трафика, развитой инфраструктуры, новых дорог и наименьшего количества пешеходов. В тестовой зоне города было открыто пять точек посадки и высадки пассажиров. Ими стали наиболее популярные локации города: университет, стадион, медицинский центр, жилой квартал и административно-деловой центр имени Попова.

Воспользовались диковинной услугой взрослые жители, давшие согласие на участие в эксперименте. Отметим, что жизни людей в безопасности, так как в беспилотном такси всегда находится инженер-испытатель.

Первым пассажиром такси стал глава Татарстана. После поездки он выразил надежду, что такой транспорт уже через несколько лет станет обычным делом.

Мировая практика

В японской столице также можно прокатиться на беспилотном такси. Пока сервис и там находится в тестовом режиме, дополнительный контроль осуществляет оператор, который находится в салоне во время поездки. При возникновении экстренной ситуации он сможет взять управление на себя.

Японское такси совершает четыре маршрута в день. После полноценного запуска Robocar компания-оператор планирует значительно увеличить количество рейсов, но о полноценной работе беспилотного такси говорить пока рано.

А во Франции решили к 2030 году запустить в массовое производство шестиместный робоэлектрокар – EZ-GO.

Долетим куда скажете

Новая Зеландия пошла еще дальше в своих разработках. Там ставят эксперименты с беспилотным летающим такси. Автором этого проекта стала компания Zephyr Airworks, команда разработчиков работала над ним восемь лет.

В результате получился аппарат, похожий на самолет, способный совершать вертикальный взлет и посадку. Сама машина на электротяге и вмещает двух пассажиров. В Голландии тоже планируют производство первого серийного летающего автомобиля. Им станет гибрид автомобиля и вертолета – Pal-V Liberty. Кстати, стоит отметить, что написание алгоритмов для летающих транспортных средств, как ни странно, гораздо проще и дешевле, чем для наземных. Связано это с тем, что трафик в воздухе не такой активный и маневрировать автономному летающему устройству будет гораздо проще.

Преимущества беспилотных технологий

Беспилотный автомобиль поддерживает функцию навигации, он уже сегодня способен самостоятельно доехать из пункта А в пункт Б, выбирая для этого оптимальный маршрут. Автомобиль сам находит свободное место для парковки. Да и безопасность здесь превыше всего.

Беспилотное авто распознает другие транспортные средства, четко «видит» сквозь туман, снег и дождь, замечает дорожные знаки и сигналы светофора. Он никогда не нарушит правила, не устанет и не уснет. Что повышает сохранность груза и транспорта.

Но самое главное, что автопилот может трудиться сутки напролет, ему не нужен сон, он не станет требовать прибавку к зарплате, ему вообще не нужна зарплата. Он может работать в самых жестких условиях, не страдая от техногенных и природных факторов.

Прозорливые американцы подсчитали, что отказ от живых водителей, даже при учете покупки дорогостоящего оборудования и необходимости его обслуживания, принесет логистическим компаниям не менее 30 процентов дополнительной прибыли. А такси-агрегаторы планируют зарабатывать вдвое больше, с отказом от услуг водителей. Поэтому за беспилотниками будущее и миллионам водителей уже сейчас стоит задуматься о поиске новой работы.

Управление и автономность

Как работает полностью автономный автомобиль? Обязательным условием работы такой машины является возможность сканирования окружающей обстановки с помощью датчиков: лидаров (лазерных радаров), камер, классических радаров. Окружающая обстановка соотносится с высокоточными картами местности, загруженными в бортовую систему автомобиля. Зачастую для повышения точности лоцирования транспортного средства используются системы спутникового позиционирования и системы сотовой связи.

Беспилотные автомобили имеют шесть уровней автоматизации, от 0 до 5. Нулевой уровень характеризует автомобиль, который полностью управляется водителем, 5-й уровень – это стопроцентно автономное транспортное средство.

Промежуточные уровни подразумевают различные ассистенты в помощь водителю, такие реализованы в автомобилях Tesla (да-да, творение Маска – это не полноценный автопилот), в автомобилях ряда европейских производителей, которые умеют самостоятельно тормозить, держаться в потоке и помогать при парковке.

беспилотники_3

Сегодня человечество активно осваивает 3-й и 4-й уровни автономности, но даже самые продвинутые системы полностью обойтись без оператора не в состоянии. С другой стороны, автопилот – это реальность грядущего десятилетия. Ведь уже сегодня даже серийные автомобили имеют немеханические органы управления, воздействие на которые может оказывать бортовой компьютер. Это и электроусилители руля, и электронные педали акселератора, и блоки ABS с ESP и системами курсовой устойчивости. Более того, давно существуют отработанные механизмы управления по проводам (полное отсутствие механической связи с органами управления транспортного средства), такие системы прекрасно зарекомендовали себя в авиации и имеют аналоги для автомобильной индустрии, а электромагнитные тормозные системы давно не являются экзотикой.

Стоит ли говорить о весьма совершенных системах радаров и о камерах высокого разрешения? Дело только за алгоритмами, которые совершенствуются день ото дня.

Взаимодействие с инфраструктурой

Еще один базовый принцип, заметно повышающий безопасность использования автопилотов, подразумевает наличие соответствующей инфраструктуры, которая сможет общаться с автономными транспортными средствами.

Ярким примером внедрения в массовый сегмент рынка подобных систем стала разработка двух именитых компаний: Bosch и Daimler. Инженеры двух компаний разработали и получили разрешение от местных властей Баден-Вюртемберга на использование автоматизированной системы парковки. Система полноценно работает на парковке музея Mercedes-Benz в Штутгарте.

Доступ к сервису осуществляется через мобильное приложение и не требует присутствия водителя в машине. Эта полностью автоматизированная технология SAE Level 41 стала первой в мире, не требующей участия водителя. Еще раз повторимся, она официально допущена для повседневного использования.

Как это работает. Водитель заезжает на территорию паркинга и покидает машину, затем одним прикосновением к экрану смартфона отправляет автомобиль на парковочное место. Как только водитель покидает парковку, машина двигается в назначенное место и паркуется самостоятельно.

Аналогичным образом автомобиль сам приезжает к владельцу в пункт посадки. Этот процесс основан на взаимодействии между интеллектуальной инфраструктурой парковки, поставляемой Bosch, и автомобильной техникой Mercedes-Benz.

Датчики Bosch, установленные в гараже, контролируют коридор движения автомобиля и его окрестности, предоставляя всю необходимую для управления транспортным средством информацию. Технология в автомобиле преобразует команды инфраструктуры в маневры. Таким образом, автомобиль может двигаться вверх и вниз между уровнями парковки. Если датчики инфраструктуры обнаруживают препятствие, автомобиль немедленно останавливается.

Подобным образом возможно оборудовать парковки в любой точке мира.

Доверие растет

Каждый раз, когда речь заходит о машинах, которые могут ездить без участия человека, рождаются споры: кому-то кажется, что это прорыв в безопасности и комфорте, а кто-то не доверяет машинным технологиям.

Но если верить профессионалам и ученым, это наше неизбежное ближайшее будущее. Кстати, по последним социологическим исследованиям, проведенным в западных странах, большая часть их населения готова доверить управление автомобилей роботам.

Будущее на пороге

Стоит отметить, что системы автоматического пилотирования будут внедряться не только для авиа- и колесного транспорта. Первыми в полностью автономном режиме уже поехали поезда.

Австралийская горнодобывающая компания Rio Tinto оснастила двести локомотивов системами автопилота. Работают они в отдаленном и пустынном регионе страны, преодолевая в среднем по 800 километров за сорокачасовой рейс в обе стороны.

Протяженность автоматизированных железных дорог составила 1700 километров, а за их работой наблюдают операторы, находящиеся в информационном центре, расположенном на удалении в 1300 километров.

Важно, что рельсовый транспорт поддается автономному пилотированию проще всего, так как необходимость маневрирования на железных дорогах минимальная.

Автоматизация позволила компании экономить на зарплатах персонала очень серьезные средства.


Посмотрите похожие материалы: