Масляный фильтр – индустрия и технологии

Масляный фильтр – индустрия и технологии

26.06.2019 - 13:15
Приблизительное время чтения: 5 минут. Интересно, но нет времени читать?

Масляный фильтр – это не только чистота внутри мотора, обеспечивающая его повышенный ресурс. Это еще и экология и огромная индустрия по всему миру, ведь ноу-хау внедряются совместно производителями фильтров, двигателей и моторных масел.

Подумайте сами, фильтр должен удовлетворить сервисменов, производителей масла и топлива, конструкторов силовых установок, разработчиков и изготовителей самих фильтров, их продавцов и покупателей.

Конструкция

С конца 50-х годов прошлого века на протяжении почти 60 лет в конструкции масляных фильтров не происходило никаких революционных изменений. Главным, если не единственным, фильтровальным материалом служила специальная бумага – высокотехнологичный продукт на основе целлюлозы, крепкая, способная пропускать через себя вязкое масло в немалых объемах и неплохо фильтрующая.

Из листа бумаги для увеличения полезной площади формируют свернутую в цилиндр фильтровальную штору в виде многолучевой «звезды», «шеврона» или спирали. К шторе приклеивают фланцы для герметичного разделения чистой и грязной зоны фильтра. Если требуется, добавляют усилители, которые позволяют фильтрующему элементу воспринимать перепады высокого давления масла.

фильтр

Картридж и бочонок

Вот и вся конструкция фильтровального картриджа, который либо ставят в разборный корпус, либо вместе с перепускным клапаном помещают в неразборный металлический корпус (типа Spin-On – привычный нам навинчивающийся металлический бочонок) и после использования меняют вместе с ним. Из-за простоты замены и надежности герметизации фильтры Spin-On получили преимущественное распространение.

Кстати, производить фильтрующую бумагу дорого и непросто, поэтому вплоть до сегодняшних дней количество фирм, занимающихся этим, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Прогресс меняет конструкцию

Однако за 60 лет требования конструкторов двигателей и наседающих на них экологов выросли многократно, и технический прогресс стал предъявлять претензии ко всем без исключения деталям такой простой и отработанной конструкции. Кажется, дни «бумажного» картриджа и корпуса Spin-On сочтены, на новых разработках их уже не встретить.

Бумага уходит в прошлое

Возможности совершенствования фильтровальной бумаги не безграничны, они уже давно начали отставать от требований разработчиков. В последнее время создаются различные многослойные нетканые фильтрующие синтетические материалы. Появившись сначала в дизелях, синтетические фильтровальные материалы стали теснить традиционную бумагу везде, где детали двигателя предъявляют повышенные требования к фильтрации. Больше того, эти материалы стали получать высокотехнологичные пропитки, что лишь увеличило качество очистки, но и сделало фильтры дороже, теперь и они – венец инженерного творения.

Более того, изготовители фильтровальной синтетики стали сами производить готовые картриджи, не желая отдавать на сторону свои ноу-хау. Новый материал стал причиной перераспределения производства, заказов на конвейерную комплектацию и финансовых потоков.

Будущее рынка

Экологи давно были недовольны конструкцией неразборного масляного фильтра из-за того, что его трудно утилизировать. Постепенно производителей таких фильтров во многих странах обложили экологическими и утилизационными налогами.

С другой стороны, даже самые именитые автопроизводители вынуждены снижать себестоимость своей продукции, переводя главный конвейер на крупноузловую сборку. Чем меньше количество узлов и чем крупнее сборочный модуль, тем это выгоднее производителю автомобилей. Но главное, что автосборочные компании теперь не хотят сами заниматься производством сборочных модулей, перепоручая эту работу изготовителям комплектующих. Поставщики конвейерной продукции вынуждены переходить от простого изготовления фильтров к поставкам систем фильтрации (или «масляных модулей») в целом – единых узлов, включающих в себя фильтрующий картридж, клапаны, датчики, систему управления, масляный радиатор, фильтр картерных газов (начиная с машин, соответствующих Евро-3, его установка обязательна) и т.д.

Количество узлов внутри систем фильтрации растет с каждым новым поколением двигателей. При этом на вторичный рынок поставляют только сменные фильтрующие элементы, за которые не нужно платить утилизационный сбор.

Усложнение конструкции, превращение масляного фильтра в систему фильтрации и рост технологических требований к картриджу и узлу в целом приводят к еще одному положительному для потребителя эффекту – такие фильтры очень сложно подделать.

фильтр_2

Две технологии фильтрации

Итак, технология фильтрации масла в ДВС разделилась на два направления: системы фильтрации с синтетическими многослойными картриджами для моторов новых разработок и традиционный бумажный картридж в корпусе Spin-On для подавляющего числа существующих машин.

И если в первом направлении все хорошо (кроме цены на сам фильтрующий элемент), то ко второму у потребителей накопилась масса вопросов.

Сложность выбора бочонка

Количество предприятий, занимающихся изготовлением фильтров, огромно. Торговых марок – еще больше. Фильтр – типичный и очень выгодный в производстве, пользующийся спросом расходник, даже в пору самых жестоких кризисов. Фильтр содержит малое количество простых в изготовлении деталей, а фильтровальную бумагу производители фильтров сами не производят и не несут на этом издержек. Напрашивается вопрос: если бумагу делает всего несколько высокотехнологичных производств в мире, а производители фильтров только корпус, значит, все фильтры одинаковы?

Разное качество

Качество фильтра в первую очередь определяет выбор производителя бумаги и ее марки. Поверьте, бумага тоже разная. Кроме того, для обеспечения требуемых характеристик фильтра важны способ укладки фильтровальной шторы, качество ее приклейки к фланцам картриджа, герметичность «чистой» и «грязной» зоны фильтра (чтобы грязное масло не попадало в мотор), герметичность корпуса и элементов соединения с гидросистемой, качество перепускного клапана. Все эти критерии остаются на совести производителя фильтра.

Соблазн «сэкономить», особенно на сверхконкурентном рынке, велик. Тем более что рядовой потребитель не может проверить качество фильтра. Водитель не почувствует интенсивного износа мотора, который даст о себе знать только к следующей замене масла. Ему остается только верить, что фильтр работает нормально и авторитет выбранной им торговой марки не позволит предложить в продажу некачественное изделие. 

Меняйте фильтр вовремя

И последнее. Фильтр меняют при каждой замене масла. Стремясь сократить эксплуатационные расходы, владельцы автомобилей используют масло с увеличенным сроком службы. Самое главное, не забывать, что эти сроки должны быть согласованы с ресурсом фильтра. Иначе – дорогостоящий ремонт мотора.


Посмотрите похожие материалы: