Не все салонные фильтры одинаково полезны

Не все салонные фильтры одинаково полезны

15.06.2022 - 22:27
Приблизительное время чтения: 10 минут. Интересно, но нет времени читать?

Пыль, сажа, частицы резины, абразивы, оксиды азота, сернистый и углекислый газы, бензол, пыльца растений, насекомые, микробы, споры плесени, грибок, множество самых разнообразных токсичных испарений – перечислять все, что через систему вентиляции попадает в салон автомобиля во время его движения по городу или проселочной дороге, можно довольно долго. Как несложно догадаться, ничего полезного для человеческого дыхания в большинстве из этих, скажем так, субстанций нет. Поэтому и придумали когда-то салонные фильтры. Но все ли они одинаково эффективны? Давайте разбираться.

 

Оно нам надо?

На первый взгляд, кажется, ну, что поделать, витающие вокруг вредные вещества, микроорганизмы, испарения и т.д. в любом случае попадут в наши легкие вместе с вдыхаемым воздухом, будем ли мы находиться внутри автомобиля или снаружи. Проблема не в фильтре, проблема в чистоте воздуха как такового. Да, тут сложно поспорить, воздух нас окружает по большей части действительно совсем не горный. Но давайте не будем заниматься безрассудным фатализмом. На самом деле вопрос не в воздухе, а в количественном уровне загрязнений и циркуляции.

1

В этой связи изолированный и достаточно герметичный салон транспортного средства представляет собой практически идеальный объем для накопления и, в некоторых случаях, размножения воздушно-капельной, пыле-, газо- и прочеобразной гадости, постоянно парящей возле наших носов. То есть из-за замкнутого пространства концентрация вредных веществ внутри автомобиля может быть во много (очень-очень много) раз больше, чем снаружи. Какой бы режим воздухообмена в бортовой системе климат-контроля включен ни был – в один момент полностью проветрить машину, если не открыть все окна на скорости, допустим, 60 км/ч (сугубо эмпирическое предположение; пытаться проверять не надо), не получится. Поэтому и водителю, и пассажирам приходится довольно продолжительное время вдыхать все, что залетало извне и копилось внутри. А также, что немаловажно, все, что они сами выдохнули, вычихнули и т.д.

Как тут обойтись без салонного фильтра? Да никак, если мы не хотим обострения аллергических реакций, распространения респираторных заболеваний и прочих напастей. Однако возможности различных типов салонных фильтров в борьбе за чистоту воздуха различаются.

Классификация

В принципе все салонные фильтры можно разделить на три большие группы.

Обычные барьерные фильтры. Они защищают от пыли. Их изготавливают из специальной бумаги или синтетических волокон. Как правило, они состоят из нескольких слоев. Каждый из этих слоев предназначен для улавливания частиц определенного размера. Следует отметить, что использование в качестве фильтрующего материала синтетических волокон предпочтительнее, так как они способны обеспечить эффективную очистку, не оказывая сильного сопротивления воздушному потоку.

В общем случае фильтры частиц и пыльцы улавливают любую содержащуюся в воздухе взвесь или подобные загрязняющие вещества, попадающие в салон автомобиля, если их размер превышает 0,3 микрона. Это достаточно хороший показатель, чтобы уловить почти все, учитывая, что диаметр человеческого волоса составляет около 100 микрон. Таким образом, вы можете предотвратить попадание мусора, некоторых бактерий, спор плесени или пыльцы в салон автомобиля.

В наиболее качественных фильтрах, скажем так, продвинутых барьерных фильтрах (нередко их выделяют в отдельную группу) один из слоев может использовать электростатический заряд, что позволяет ему улавливать более мелкие частицы пыли, – его фильтрующий материал имеет заряженные волокна, которые притягивают к себе загрязняющие вещества. Фильтры этого типа могут препятствовать проникновению в салон не только механических частиц, но и запахов, дыма/гари/испарений и бактерий.

С впитывающими слоями. Каждый из этих слоев имеет текстильную основу с прикрепленными к ней гранулами угля размером до 0,5 мм. Гранулы имеют пористую поверхность, поглощающую молекулы вредных веществ, попадающих в автомобиль из воздуха. Такие фильтры дороже, но обеспечивают более тонкую очистку. Кроме того, они нейтрализуют неприятные запахи.

Выбирать такой фильтр надо очень внимательно, поскольку одни производители используют в качестве наполнителя древесный уголь, а другие активированный. Однако чаще всего и те и другие называют их для краткости просто «угольными», что, в общем-то, истине не противоречит.

Хотя фильтры со слоем активированного угля, обладая всеми свойствами угольных фильтров, работают более эффективно (активированный уголь представляет собой особый вид угля, который обладает более высокой поглощающей способностью по отношению к газам). Они прекрасно поглощают вредные токсины, взвешенные в воздухе из-за дорожного движения (в частности, угарный газ). Кроме того, активированный уголь предотвращает образование плесени и обладает определенными антибактериальными свойствами.

Фильтры с антибактериальным слоем. Этот слой сделан из бактерицидного материала, обычно полифенола, который гораздо лучше активированного угля уничтожает вредоносные микроорганизмы и вирусы. Он связывает и нейтрализует бактерии и аллергены, тормозит рост плесени в несколько десятков раз. Такие фильтры самые дорогие, поскольку гарантируют максимальную защиту.

Вопрос выбора

Покупка салонных фильтров довольно проста, однако есть несколько вещей, которые вы всегда должны учитывать:

1. Выбирайте товары известных, авторитетных производителей, в репутации которых вы не сомневаетесь. В некачественной продукции используется меньше материала на изготовление фильтрующих слоев, что приводит к худшей очистке воздуха. Среди продуктов низкого качества может оказаться даже поддельный угольный фильтр, который на самом деле представляет собой обычный пылевой фильтр с одним из слоев, окрашенным в черный/серый цвет.

2. Фильтры с активированным углем рекомендуются в основном для людей, страдающих аллергией, и для тех, кто путешествует с маленькими детьми. Недостатками фильтров с активированным углем являются их сравнительно высокая цена, которая может быть и вдвое, и втрое выше цены стандартного барьерного фильтра, и менее длительный срок службы из-за большого объема загрязнений, которые им приходится перерабатывать (ставить угольный фильтр и не следить за ним, меняя как обычный, – абсолютно бессмысленная трата денег).

3

 

 Вы спросите: когда стоит платить больше? Во-первых, когда человек часто стоит в пробках, ездит в основном по городам или живет в районе с высоким уровнем загрязнения воздуха и смога. Выбирать фильтр со слоем активированного угля стоит также тогда, когда там, где живет автовладелец, присутствуют неприятные запахи, например, от заводов или близлежащих полей. Но если владелец автомобиля чаще посещает автомагистрали и дороги с малой интенсивностью движения, вполне подойдет и обычный салонный фильтр. Он отлично справляется с грязью, пыльцой, пылью и другими веществами, с которыми можно столкнуться в пригороде или сельской местности. При этом с экономической точки зрения представляет наилучшее решение.

3. Антибактериальные фильтры, тоже довольно дорогие, оправданны для людей, особенно подверженных респираторным заболеваниям. Их целесообразно использовать тем, кто часто болеет, кто остро реагирует на перепады температуры и повышенную влажность, для кого сезонный грипп из года в год не просто информационное сообщение, а тяжкое личное бремя.

4. Периодичность замены салонных фильтров – строго в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя транспортного средства. Так же как и применяемый тип. При этом, повторимся еще раз, угольные фильтры, а также антибактериальные (если не они рекомендованы автопроизводителем) надо менять чаще, поскольку они приходят в негодность быстрее простых барьерных фильтров. Ну и, естественно, любой фильтр надо менять чаще, если он быстрее вырабатывает свой ресурс, – хуже от этого ни вам, ни автомобилю не будет.

5. Учитывая сложные зимние дорожные условия и риск развития плесени, замену салонного фильтра уместнее всего проводить весной. Делать это стоит во время сезонной дезинфекции системы кондиционирования и контроля уровня хладагента в системе кондиционирования. Такое простое действие отлично подготавливает автомобиль к летнему сезону и борьбе с жарой.

6. И, конечно же, никаких пылесосов, вытряхиваний, повторного использования – речь идет о вашем и ваших близких здоровье. Его не обмануть.

Износ фильтра сильно зависит от загрязнения дорог, по которым движется автомобиль, но можно предположить, что качественный салонный фильтр сохраняет свои параметры в течение года или примерно 15 тысяч километров пробега. Первым признаком забитого и изношенного салонного фильтра является неприятный запах, исходящий из дефлекторов автомобиля. Проблема обычно появляется осенью или весной, когда влажность воздуха выше. Характерный запах плесени и сырости также может свидетельствовать о том, что испаритель кондиционера нуждается в очистке и дезинфекции.

 Кроме того, к признакам изношенности салонного фильтра можно отнести: постоянно запотевающие окна; в машине холодно даже при включенном отопителе или жарко при включенном кондиционере; на приборной панели начинает скапливаться пыль в больших, чем обычно, количествах. Однако всегда помните, что эти признаки также характерны и для ряда неисправностей, связанных с выходом из строя/критичным износом компонентов системы вентиляции и кондиционирования автомобиля.

 

НЕРА

Фильтры НЕРА стоят особняком. Эти четыре буквы аббревиатуры зачастую имеют какое-то магическое воздействие на незрелые умы, полагающие, что они представляют собой ту самую «кремлевскую таблетку» от всех бед и напастей. Особенно в разгар непонятно насколько активно свирепствующего (и вообще, свирепствующего ли по-прежнему?) коронавируса.

Не хочется лишать такие умы их непорочных идеалов, однако придется. Дело в том, что HEPA, во-первых, бывает разной (см. таблицу). Базово стандарты требуют, чтобы воздушный фильтр HEPA удалял из проходящего воздуха не менее 99,95% (европейский стандарт EN 1822-1:2009, на основе которого разработан ISO 29463) или 99,97% (ASME, Министерство энергетики США) частиц, диаметр которых равен 0,3 мкм. Обратите внимание – это важно – речь идет о вполне конкретном размере частиц, а именно 0,3 мкм. При этом эффективность фильтрации частиц меньшего размера никак не регламентируется (размер SARS-CoV-2, просто для справки, составляет примерно 0,125 мкм). Да, она может быть высокой, но не обязана всенепременно быть таковой.

Безусловно, существуют фильтры HEPA, улавливающие бактерии (0,2–2,0 мкм), вирусы (0,02–0,3 мкм) и субмикронные жидкие аэрозоли (0,02–0,5 мкм). Некоторые микроорганизмы, например Aspergillus niger, Penicillium citrinum, Staphylococcus epidermidis, Bacillus subtilis, улавливаются НЕРА-фильтрами с фотокаталитическим окислением. Однако, как показывают многочисленные испытания, HEPA-фильтры испытывают достаточно серьезные трудности при улавливании частиц размером менее 0,2 мкм, поскольку фильтрация HEPA работает механически, в отличие от технологий ионной и озоновой обработки, в которых используются отрицательные ионы и газообразный озон соответственно.

Во-вторых, к сожалению, HEPA в последнее время все чаще и чаще становится маркетинговым термином, который небрежно применяется в коммерческой деятельности. Множество компаний создают на его основе витиеватые фразеологические метаморфозы вроде «True HEPA», чтобы дать потребителям уверенность в том, что их воздушные фильтры соответствуют стандарту HEPA. Хотя на самом деле этот термин не имеет никакого юридического или научного значения. Продукты, которые позиционируются как «HEPA-тип», «HEPA-подобный», «HEPA-стиль» или «99% HEPA», не соответствуют стандарту HEPA и, возможно, не были протестированы в независимых лабораториях. Впрочем, нельзя исключать и того, что некоторые из них могут достаточно близко соответствовать стандартам HEPA. Но в большинстве своем эти псевдо-НЕРА значительно уступают настоящим НЕРА-фильтрам.

Салонный фильтр и модная болячка

А теперь конкретно про коронавирус. Эксперты говорят о невозможности образования настолько высокой концентрации COVID-19 на открытом воздухе, что потребовалась бы система фильтрации автомобиля. Поэтому возможность проникновения коронавируса в транспортное средство с воздухом, забираемым извне системой вентиляции, практически равна нулю. Ну, разве кто-либо специально чихнет вирусом вам прямо в воздухозаборники. Но насколько такая ситуация вообще реальна? И даже если она вдруг по какому-то трансцендентному стечению обстоятельств случится, степень защиты, обеспечиваемая самым передовым салонным фильтром, будет такая же, как у маски N95: хорошая, но не идеальная.

А потом вы откроете дверь, чтобы выйти, и вместе с этим пригласите внутрь все, что витает в воздухе снаружи...

Как известно, коронавирус распространяется воздушно-капельным путем между людьми, находящимися в тесном контакте, чаще всего в помещении. Заражение вирусом от вождения автомобиля через загрязненный внешний воздух кажется крайним случаем, если не сказать больше.

5

Гораздо более вероятным способом заражения вирусом внутри автомобиля может быть путешествие с инфицированным пассажиром. Но никакой салонный фильтр автомобиля не может предотвратить передачу вируса от одного пассажира другому – факт бесспорный, многократно подтвержденный, в том числе и на «самом высоком уровне». Вспомните хотя бы печально известную поездку президента Трампа, состоявшуюся, когда он боролся с COVID-19. Поэтому и врачи, и технические эксперты однозначно констатируют: лучшая защита от коронавируса в автомобиле – путешествие только с теми людьми, в отношении которых вы полностью уверены в том, что у них нет вируса.

Тем не менее вне зависимости от того, используете вы НЕРА-фильтры или обычные барьерные, защищающие от коронавируса или нет, менять их надо регулярно с периодичностью, установленной производителем транспортного средства. Да, салонные фильтры не оказывают прямого влияния на работу основных систем и агрегатов автомобиля, таких как двигатель или трансмиссия. Однако здоровье находящихся в салоне людей они с той или иной эффективностью охраняют, удаляя до 99% всевозможных загрязнений. Так что экономия на них абсолютно неоправданна.

 

Эффективность

EN 1822

ISO 29463

Удержание (усредненное)

Удержание (в локальной точке)

EPA

E10

≥ 85%

E11

ISO 15 E
ISO 20 E

≥ 95%
≥ 99%

E12

ISO 25 E
ISO 30 E

≥ 99,5%
≥ 99,9%

HEPA

H13

ISO 35 H
ISO 40 H

≥ 99,95%
≥ 99,99%

≥ 99,75%
≥ 99,95%

H14

ISO 45 H
ISO 50 H

≥ 99,995%
≥ 99,999%

≥ 99,975%
≥ 99,995%

ULPA

U15

ISO 55 U
ISO 60 U

≥ 99,9995%
≥ 99,9999%

≥ 99,9975%
≥ 99,9995%

U16

ISO 65 U
ISO 70 U

≥ 99,99995%
≥ 99,99999%

≥ 99,99975%
≥ 99,9999%

U17

ISO 75 U

≥ 99,999995%

≥ 99,9999%


Посмотрите похожие материалы: