Обслуживание и компоненты. Текущее положение отрасли

Обслуживание и компоненты. Текущее положение отрасли

22.10.2019 - 15:07
Приблизительное время чтения: 9 минут. Интересно, но нет времени читать?

В конце августа участники выставки MIMS Automechanika Moscow смогли получить исчерпывающее представление о текущем положении автомобильной отрасли России, в аспектах продажи запчастей и послепродажного обслуживания. Самые свежие данные были представлены аналитическим агентством «Автостат», в рамках конференции «Autoservice 2019. Сервис, запчасти, оборудование».

Одним из самых интересных, информационно насыщенных событий выставки стала, конференция аналитического агентства «Автостат» «Autoservice 2019. Сервис, запчасти, оборудование», которую посетили почти 150 специалистов. В их числе – собственники автосервисов, дистрибьюторы, специалисты по продажам запчастей.

Конференция была посвящена рассмотрению и анализу множества актуальных аспектов отрасли послепродажного обслуживания автотехники, среди которых стратегии участников рынка запчастей, перспективы развития автосервисов, опыт и практика сервиса официальных дилеров и независимых СТО в контексте текущего состояния рынка, щедро проиллюстрированного самыми свежими статистическими данными.

Сколько тратят на запчасти?

Итак, по данным «Автостата», на начало 2019 г. в России числится 43,5 млн легковых автомобилей; 4,1 млн легких коммерческих автомобилей; 3,8 млн грузовых автомобилей; 2,4 млн мотоциклов и 406 тыс. автобусов. На услуги автосервиса (легковые АТС) в год тратится 575 млрд рублей, на запчасти для легковых автомобилей – 1,39 трлн рублей, на запчасти для грузовиков – 431 млрд рублей.

автостат

Примерно 10% зарегистрированных в ГИБДД легковых автомобилей – «мертвые души», еще около 15–20% эксплуатируется от случая к случаю. Следовательно, в активном использовании (выезжают на дороги почти каждый день) находится 70–75% парка, то есть порядка 30–33 млн машин. 

 Усиление независимых СТО

Эксперты «Автостата» отмечают ведущую тенденцию рынка послепродажного обслуживания автотехники последних лет, заключающуюся в усилении влияния сетей независимых СТО – растет и количество подобных станций, и, соответственно, их выручка. Так, в частности, только за один год число СТО франшизы «Вилгуд» выросло с 85 ед. в 2017 г. до 132 ед. в 2018 г., тем самым показав динамику +55%. Не отстает и другой популярный игрок – Fit Service. В 2018 г. сеть насчитывала 167 станций, хотя годом ранее – только 102 ед. А 2019 год эта структура должна проводить (по прогнозу) с показателем 300 ед.

Динамика выручки не менее впечатляющая. У «Вилгуда» с 2017 г. на 2018 г. прирост 50% – с 1170 млн руб. до 1761 млн руб. У Fit Service за тот же период – с 1254,44 млн руб. до 2048,72 млн руб. Прогноз на 2019 год – 3844,54 млн руб.   

Если ситуация продолжит развитие в том же темпе, то, по мнению аналитиков «Автостата», уже к 2024 г. доля независимых сетевых СТО вырастет до 23% по сравнению с 4% в 2018 г. Главным образом за счет присоединения к ним разрозненных станций, которые в 2018 г. занимали 53% рынка (в 2024 г. их количество упадет до 29%). Кроме того, сократится и число СТО, скажем так, «гаражного» типа с 1–2 подъемниками: с 16% в 2018 г. до 13% в 2024 г. А вот сегмент официальных дилерских центров продолжит свой рост – с 27% в 2018 г. до 35% в 2024 г.

Таким образом, у операторов российского рынка послепродажного обслуживания сегодня четко обозначилось два доминирующих пути развития и оба из них связаны с консолидацией и вхождением в сетевые структуры либо независимых сетей, либо авторизованных. Поскольку станциям-одиночкам в энергично меняющихся рыночных условиях будет с каждым годом все сложнее удовлетворять возрастающие запросы клиентов, только поддержка мощной сети сможет обеспечить их эффективную жизнедеятельность. Но для получения официального дилерства необходимо соответствие довольно высоким требованиям автопроизводителей, плюс – осуществление продаж новых и подержанных автомобилей. А это совершенно иной вид бизнеса, традиционным СТО он незнаком. К тому же этот бизнес сопряжен со значительными инвестициями. Поэтому авторемонтные станции вряд ли в массовом порядке начнут пополнять ряды авторизованных центров. Наиболее приемлемая альтернатива для них – сети независимых СТО, гарантирующие стабильность и прибыльность.

Объем рынка ТО и ремонта

Объем рынка технического обслуживания и ремонта в России имеет двоякую динамику: в рублях он растет год за годом, в евро – падает. Причем падение в евровом эквиваленте тем обиднее, что, после уверенного роста в 2017 г. до 4,2 млрд евро с 3,6 млрд евро в 2016 г., 2018 год вновь завершился сокращением до 3,8 млрд евро (без учета шиномонтажа, моек и кузовного ремонта). В итоге за пять лет с 2014 г., когда рынок в целом оценивался в 4,8 млрд евро, к 2018 г. он потерял 1 млрд евро. Сумма, согласитесь, колоссальная.

При этом в рублевом измерении рынок стабильно растет, серьезными цифрами: с 245 млрд руб. в 2014 г. до 300,6 млрд (без учета шиномонтажа, моек и кузовного ремонта) в 2018 г. Из которых 17% приходится на официальных дилеров (51 млрд руб.; +3,2%), 31% – независимые СТО (92,3 млрд руб.; +15,7%) и 52% – потенциал рынка (157,3 млрд руб.; +6,5%). 

О чем все это говорит? Да, собственно, все о том же – на фоне сокращения реально располагаемого дохода населения стоимость услуг снижается. То есть она вроде как растет – цена нормо-часов в рублях увеличивается, однако по факту не успевает за курсовой разницей, инфляцией и прочими подобными факторами. 

Как следствие – обострение конкуренции, стремление к привлечению клиента за счет снижения стоимости услуг. Однако такой путь – тупиковый, поскольку всегда найдется кто-то, кто сможет предложить «еще дешевле» совершенно не церемонясь с качеством услуг. Это значит, станции, дорожащие своей репутацией и стремящиеся развивать свой бизнес, должны оперировать иными механизмами конкурентной борьбы, четко себя позиционировать и привлекать потенциальных клиентов широким набором полезных, выгодных сервисов.

Рынок автозапчастей

На рынке автозапчастей картина, в общем-то, идентичная: в рублях рост, в евро – падение. Хотя по сравнению со все тем же 2014 г. рынок автозапчастей в обеих валютах подрос. В рублях почти в 2 раза, с 876,2 млрд руб. в 2014 г. до 1397,5 млрд руб. в 2018 г. В евро – с 17,3 млрд евро в 2014 г. до 19,5 млрд евро в 2018 г. Это и понятно – основная масса запчастей в нашу страну импортируется и потому их стоимость очень жестко привязана к текущему валютному курсу. Однако автовладельцы все чаще отдают предпочтение более дешевым деталям, поэтому динамика столь слаба и испытывает постоянные колебания.

Доли рынка запчастей по сегментам

Структурно рынок автозапчастей выглядит следующим образом: шины – 13,3%; подвеска – 10,1%; масла – 7,2%; тормозная система – 5,2%; фильтры – 4,9%; рулевое управление – 3,9%; трансмиссия – 3,8%; сцепление – 2,8%; детали кузова – 3,0%; электрооборудование – 3,7%; прочие – 42,1%.

Парадокс выбора

Довольно любопытен анализ поведения клиентов СТО в отношении выбора точки обслуживания. Это удивительно, но факт остается фактом – только 82,9% владельцев автомобилей, находящихся на гарантии в 2019 г., отдают предпочтение официальным дилерам, хотя год назад их доля составляла 87,1%. Падение почти на 5% всего за один год говорит о многом, и в первую очередь о том, что доверие к авторизованному сервису сокращается, а его расценки даже в период гарантийного обслуживания для все большего числа людей становятся непосильны.

При этом клиенты уходят не только в независимые СТО – их доля возросла с 6,8% в 2018 г. до 8,0% в 2019 г., но и к частным механикам: 4,6% в 2019 г. против 1,9% в 2018 г.

Комментировать здесь что-либо нет никакого смысла. Все и так очевидно, и мы уже об этом говорили – сокращение реально располагаемого дохода приводит к тому, что важность даже такого принципиального аспекта, как сохранение гарантии для автовладельца, неуклонно снижается ввиду банального отсутствия средств на содержание новой машины.

А вот в постгарантийном сегменте картина прямо противоположная. Число тех автовладельцев, кто остался на обслуживании у дилера в 2019 г., возросло до 50,1% с 43,7% в 2018 г. Скажете – парадокс? Отнюдь. Дело в том, что в последнее время дилерские скидки на облуживание автотехники (и на автозапчасти, и на работы) для машин возрастного разряда «3+ лет» достигли, если можно так выразиться, своего исторического максимума – цена вплотную приблизилась к цене независимого сервиса. Поэтому прочие преимущества дилерского обслуживания сыграли свою положительную роль и выступили своего рода стимулирующим фактором.

Выбор автовладельцев

В магазинах автозапчастей, в том числе в розничных сетях, с сервисом интернет-магазина покупки совершают 46% владельцев постгарантийных автомобилей. Они приобретают шины и диски, аккумуляторы, масла и технические жидкости, автохимию и автоэлектронику. 30% владельцев постгарантийных машин обращается в интернет-магазины с пунктами выдачи за элементами подвески (стойки, амортизаторы, опоры), тормозными колодками и дисками, фильтрами, элементами системы питания. Масла и технические жидкости, автостекла, элементы подвески и рулевого управления на независимой СТО покупают 12% автовладельцев и 10% – в сервисном центре официального дилера. За рынком остается только 2% в отношении деталей кузова, шин и дисков, элементов тюнинга. 

автостат2

Моторное масло

45,9% автовладельцев используют синтетическое масло и 45,5% – полусинтетическое. Рейтинг по маркам моторных масел выглядит так: Shell – 17,4%; «Лукойл» – 15,1%; Mobil – 13,3%; Castrol – 8,9%; ZIC – 6,0%; Elf – 3,8%; Liqui Moly – 3,3%; Total – 2,7%; Motul – 2,3%; Toyota – 2,2%.

Причем до сих пор около 40% автовладельцев самостоятельно меняют моторное масло в своем автомобиле. На независимой СТО – 21,9%, у официального дилера – 9,1%. А вот фирменные экспресс-сервисы так и не получили широкой популярности. К их услугам прибегают только 13,4% автовладельцев.

Автомобильные шины

Теперь о шинах. Линейка самых узнаваемых шинных брендов такова: Nokian Tyres – 16,0%; Michelin – 14,9%; KAMA – 11,8%; Bridgestone – 8,8%; Cordiant – 5,6%; Pirelli – 4,9%; Yokohama – 4,7%; Continental – 3,2%; Good Year – 3,1%; Hankook – 2,6%.

Аккумуляторные батареи

И в заключение несколько слов про аккумуляторы. Только 74% автовладельцев знает марку АКБ, установленной в его автомобиле.

Доля марок эксплуатируемых АКБ: Varta – 21,3%; Bosch – 21,1%; Tyumen Battery – 10,5%; Mutlu – 9,6%; АКОМ – 8,2%; Titan – 5,6%; «Зверь» – 2,7%; Exide – 1,6%; Тюменский медведь» – 1,6%; Forse – 1,5%; Topla – 1,4%; Vortex – 1,4%; Bars – 1,3%; Bravo – 1,1%; Tyumen Batbear – 1,0%; прочие – 10,1%.

Вот такие цифры характеризуют современный российский рынок послепродажного обслуживания автомобильной техники. Не всегда они оптимистичны, но всегда дают хороший повод лишний раз задуматься о сложившейся ситуации с тем, чтобы выработать более эффективную стратегию развития для собственного предприятия.


Посмотрите похожие материалы: