Первый радиатор был чайником

Первый радиатор был чайником

23.05.2019 - 14:36
Приблизительное время чтения: 2 минуты. Интересно, но нет времени читать?

Вопросом охлаждения двигателя конструкторы озаботились довольно давно. В XIX веке верхом инженерной мысли стал радиатор, кипятивший воду. Этот «чайник» сжирал десятки литров воды, окутывая путешественников клубами горячего пара. Сегодня охлаждением моторов ведают продвинутые системы с электронным управлением. Предлагаем бегло взглянуть на эволюцию столь важного узла.

радиатор

15 ведер воды на 100 километров

На дворе XIX век, первая система охлаждения работает по принципу чайника. Вода окружала стенки и головку цилиндров, вскипала и испарялась, отправляя на улицу излишки тепла. Система получила соответствующее название – испарительная.

В это время вовсю развивается транспорт, автомобили наращивают мощность, что заставляет инженеров задуматься о более эффективном охлаждении. Внешне деталь имела сходство со змеевиком – это была изогнутая медная труба. Позднее конструкцию оснастили ребрами, увеличившими площадь поверхности, излучавшей тепло в окружающее пространство.

Врез: «Теодор фон Либих во время поездки в 1894 году на автомобиле Benz Victoria с подобной системой охлаждения расходовал 150 л воды на сто километров. По этой причине она быстро стала достоянием истории»

Восемь тысяч ячеек от «Мерседеса»

Самое начало ХХ века, 1901 год, популярность набирает сотовый радиатор, который выпустила небезызвестная компания Daimler (Вильгельм Майбах запатентовал его еще в 1897 году). Так мир увидел Mercedes 35-PS, его прямоугольная решетка была оснащена 8070 ячейками с квадратным поперечным сечением 6х6 мм, такой агрегат увеличивал приток свежего воздуха, пропуская через себя 9 литров воды.

радиатор_1

Эксперименты с металлами

На смену ему пришел пластинчатый радиатор, сборка которого легко механизировалась. Сердцевина и тех и других набиралась из латунных деталей – ранние радиаторы были очень тяжелыми. Позже их сменили алюминиевые конструкции.

Двигатели становятся все внушительней, а пространство под капотом сокращается. Подобные условия вынуждают инженеров изобретать более сложные и компактные конструкции. Например, на радиаторах появляются латунные донья, в которые запаивают медные трубки, окруженные стальными пластинами.

В 1970-х годах появились первые образцы паяных алюминиевых радиаторов, которые, однако, весьма неудовлетворительно справлялись с теплоотдачей, особенно в городском режиме, поэтому вскоре были заменены медно-латунными.

Творческий подход

Эволюция радиаторов имеет один нехитрый принцип – повышение теплоотдачи при уменьшении габаритов и стоимости. Как в любом виде деятельности, и тут нашлось место творчеству. Истории известны несколько интересных экземпляров, которые по тем или иным причинам так и не стали серийными.

Таким был радиатор, на котором крышки бачков фиксировались болтами, что обеспечивало отменную ремонтопригодность. Интересен и «безотходный» алюминиевый радиатор, в котором на охлаждающих трубках с помощью фрезы «елочкой» нарезались ребра. Или паяный алюминиевый радиатор отопителя, который отличался съемными патрубками в целях унификации.

Стоит ли говорить, что трудоемкость и дороговизна таких конструкций помешали им стать массовыми.

радиатор_3

Десять радиаторов в одном суперкаре

Что касается рекордов, то автомобилем, оснащенным наибольшим количеством радиаторов, стал Bugatti Veyron. Во время его разработки инженеры компании столкнулись с необходимостью обеспечить могучему мотору достойное охлаждение. Получилось это лишь на шестом прототипе, когда количество радиаторов системы охлаждения выросло до десяти.


Посмотрите похожие материалы: