Рынок автозапчастей в России: надежда на регионы

Рынок автозапчастей в России: надежда на регионы

31.10.2018 - 16:20
Приблизительное время чтения: 4 минуты. Интересно, но нет времени читать?

В рамках выставки MIMS Automechanika Moscow состоялась конференция «Рынок автокомпонентов в России: вызовы, тренды, перспективы».

Открыл конференцию вице-президент «GROUPAUTO Россия» Сергей Королев, который рассказал, какие изменения произошли в структуре компании, а также об основных трендах рынка автокомпонентов.

Далее руководитель отдела по работе с поставщиками, аналитике и координации «GROUPAUTO Россия» Лев Лагранский подробно рассказал, в каких условиях развивается и с какими вызовами столкнется рынок автозапчастей в России.

Несмотря на негативные ожидания от экономики, оборот «GROUPAUTO Россия» в 2017 году вырос на 43%. Объем продаж и закупок увеличился у 41 из 45 поставщиков компании. В 2017 году партнерами «GROUPAUTO Россия» открыто 25 региональных складов и представительств. Клиентская база увеличена более чем на 20 000 клиентов. Количество ежедневных доставок увеличено более чем на 35%.

Если говорить о макроэкономических факторах, которые влияют на рынок автокомпонентной отрасли, то на данный момент низкая стоимость нефти не угрожает бизнесу. По сравнению с 2016 годом корреляция между стоимостью нефти и курсом рубля практически отсутствует. Из негативных факторов – в 2018 году курс рубля относительно основных мировых валют значительно снизился. Основной риск для российской экономики – геополитический.

Инфляция, рост цен на топливо и дополнительные сборы повысили стоимость владения автомобилем в 2017 году на 9% по сравнению с 2016 годом. Расходы на топливо за этот период выросли на 20%. Дальнейший рост стоимости владения может повысить ценовую чувствительность в вопросах выбора автокомпонентов и услуг по ремонту. Дальнейший рост стоимости эксплуатации автомобилей может привести к изменению модели потребления, к переходу части клиентов при покупке запчастей и обслуживании автомобилей в бюджетный сегмент. Темпы роста рынка запчастей в первой половине 2018 года относительно аналогичного периода прошлого года значительно снизились, хотя динамика пока остается положительной. При этом скорость роста оборота во втором квартале 2018 значительно ниже, чем в первом квартале. Наценки на запчасти премиальных брендов планомерно снижаются на фоне роста конкуренции на рынке.

Затем с докладом «Детальная аналитика российского рынка автокомпонентов и ремонта автомобилей» выступил генеральный директор аналитического агентства «GiPA Россия» Александр Груздев. Спикер подробно рассказал о структуре российского автомобильного парка и об основных трендах на рынке послегарантийного обслуживания автомобилей.

В 2017 году продажи автомобилей в России выросли впервые за последние пять лет, прирост составил 12%. В первой половине этого года рынок рос еще быстрее, но с середины лета темпы роста стали снижаться. При этом за последние два года было продано столько же автомобилей, сколько в одном 2012 году.

Объем автопарка за последние три года практически не меняется. После двух лет снижения среднего годового пробега в 2015 и 2016 годах, в 2017 году он вырос на 7%. Это произошло за счет увеличения пробега среди наиболее дешевых автомобилей. Сейчас средний ежегодный пробег в России – 14 000 км.

Теперь об основных тенденциях в обслуживании автомобилей. В 2017 году снизилась доля владельцев, самостоятельно обслуживающих автомобили, – с 42 до 39%. При этом увеличилось количество клиентов, приезжающих на автосервис со своими запчастями. За десять лет доля таких клиентов увеличилась на 19%. Вообще, в этом плане российский рынок уникален. Хотя в целом модель потребления в России похожа на французскую – там тоже многие владельцы обслуживают автомобили самостоятельно, – однако никто не приезжает в сервис со своими запчастями. Доля клиентов, полностью доверяющих обслуживание машин автосервисам, не изменилась, она составляет 29%. 12% предпочитают обслуживаться в дилерских центрах, десять лет назад таких клиентов было 20%. Это связано с несколькими факторами, главные из которых – уменьшение парка гарантийных автомобилей и высокая стоимость ремонта. Доля клиентов, обслуживающих автомобили в независимых сервисах, также за последние десять лет снизилась, но не столь существенно – с 50 до 45%.

В 2018 году количество иномарок в возрасте от 3 до 10 лет (это сегмент, который приносит основной доход независимым сервисам) выросло по сравнению с 2017 годом на 754 165 автомобилей и достигло своего максимума. В ближайшие два года количество иномарок в данном сегменте будет сокращаться. Это обусловлено значительным спадом продаж новых автомобилей в 2015 и 2016 годах. Локальный пик парка пройден. Благодаря росту парка иномарок возраста от 3 до 10 лет общий пробег увеличивается с 2015 года. В ближайшее время уменьшение парка приведет к снижению общего пробега.

В целом структура посещений автосервисов владельцами иномарок возраста от 3 до 10 лет практически не меняется. Это говорит о том, что потенциал роста доли независимых СТО для данного сегмента парка практически исчерпан.

Дальнейшее развитие возможно за счет реализации существующих потенциалов рынка. Одной из точек роста может стать увеличение продаж запчастей премиальных брендов. По прогнозам, за ближайшие 3–5 лет данный сегмент может вырасти на 60–70%. Основные драйверы роста – крупные дистрибьюторы и федеральные сети автосервисов. В ближайшее время их доля на рынке будет расти. Основной потенциал роста – организация продаж запчастей премиальных брендов в регионах, потому что в Москве и Санкт-Петербурге рынок уже насыщен.

По прогнозам «GROUPAUTO Россия», в течение ближайших 3–5 лет произойдет увеличение доли продаж запчастей премиального сегмента в региональных СТО с 34 до 60%.


Посмотрите похожие материалы: