Специнструмент для независимых

Специнструмент для независимых

15.07.2014 - 10:13
Приблизительное время чтения: 10 минут. Интересно, но нет времени читать?

Александр Иванов

Долгое время специальное оборудование считалось хоть и полезным, но не обязательным атрибутом. Без которого в принципе можно обойтись. Отчасти так оно и было. «Жигули» и «Москвичи» вполне себе чинились безо всяких хитрых приспособлений. Однако по мере того, как автомобили становятся все более сложными в технологическом плане, их ремонт без специнструмента оказывается все более и более проблематичным. Причем сегодня во многих случаях речь идет уже не о том, что без таких приспособлений ремонт сделать сложно, – сегодня проблема уже в том, что зачастую он оказывается вообще невозможен.

Александр Иванов, менеджер по продажам «Фаворит Инструмент»:

– Без использования специального инструмента очень часто ремонт сделать не то что сложно, а вообще невозможно. Нельзя правильно зафиксировать коленвал, выставить метки на распредвале – есть очень много работ, для которых специнструмент обязателен. 

В наши дни необходимость такого специального инструмента предписывается практически всеми автопроизводителями без исключения.

Вадим Петренко, руководитель отдела продаж «Ода Сервис»:

– Все производители идут по пути усложнения своих машин, конструируя их таким образом, чтобы все работы мог производить только автосервис, владеющий специнструментом.

Любопытно, что в среде сервисников очень часто высказываются предположения о том, что этот процесс иногда обуславливается не столько чисто технической необходимостью, сколько именно стремлением автопроизводителей перетянуть большую часть ремонта в официальную дилерскую сеть, которые по определению таким специальным оборудованием должны владеть.

Александр Иванов:

– Я считаю, что производители умышленно усложняют конструкцию автомобилей для того, чтобы люди обращались для их ремонта только к дилерам.

Зачастую специнструмент незаменим не только при ремонте двигателя или других сложных агрегатов. Без него на многих автомобилях оказывается невозможным починить и другие узлы: подвеску, тормозную систему и пр.

Вадим Петренко:

– Специнструмент нужен при ремонте вообще всех узлов автомобиля, а не только для работы с двигателем.

Александр Иванов:

Взять хотя бы ту же самую подвеску.  Вот как считать – те же медные молотки, являются они специнструментом или нет? Такие молотки используются для ремонта деталей из алюминия. Бить по ним обычным стальным молотком противопоказано – детали просто переламываются. Поэтому для тех автомобилей, на которых установлены комплектующие из алюминия, использование таких медных молотков обязательно. А есть еще всевозможные специальные приспособления для шаровых опор, для выпрессовки сайлент-блоков и пр. 

Наличие спецприспособлений является обязательным условием для ремонта не только автомобилей, относящихся к премиальному классу. Без них сегодня невозможно выполнить работы также и при обслуживании более простых и дешевых машин.

Александр Иванов:

– Сейчас необходимость специнструмента для ремонта не связана с уровнем автомобиля. Как пример: мы сейчас чувствуем большой спрос на специнструменты для ремонта Cherry. Вроде недорогая машина, но, по-видимому, сейчас уже настала та критическая точка, когда купленные ранее автомобили начали ломаться. И ремонтники тут же стали испытывать сложности с их ремонтом.

Тем не менее при ремонте более дорогих и современных машин специнструмент требуется более часто, чем при ремонте их бюджетных собратьев. Да и заменить его чем-либо при ремонте таких машин оказывается почти невозможно.

Александр Иванов:

– Ко всем  современным двигателям при ремонте – а по моим наблюдениям, они, как правило, отличаются недолговечностью – без специнструмента вообще не подступиться.

Ситуацию для независимых сервисов в значительной степени осложняет то, что большинство современных специальных приспособлений узко привязаны к конкретной марке, а иногда и вовсе к конкретной модификации автомобиля.

Вадим Петренко:

Специнструмент не бывает универсальным. Производители заинтересованы под каждую марку продавать свой собственный инструмент, отличный от аналогичного инструмента для других моделей. Даже в рамках одного двигателя могут быть различия.

В качестве примера Вадим Петренко привел золотники двигателей FSI, которые на разных моторах могут быть разными и, соответственно, требовать разного специнструмента.

Вадим Петренко:

– На моторах FSI золотники – это сплошная лотерея. Пока не вскроешь, не знаешь, какой из нескольких возможных вариантов установлен на данном конкретном моторе. И для каждого требуется собственный специнструмент. Который не взаимозаменяем. 

Причем на самом деле определенная взаимозаменяемость между специнструментом существует. Вот только, судя по всему, возникает она случайно – детали-то на самом деле, для которых они создаются, идентичны, и у производителей не всегда хватает фантазии сделать инструмент кардинально отличающимся от конкурентов. Да и конкурентов настолько много, что учесть все имеющиеся у них варианты тяжело. Но проблема в том, что, даже если то или иное приспособление можно использовать на разных машинах, понять это можно лишь благодаря большому опыту сервисников.

Внешне подходящие по рабочим параметрам приспособления от разных производителей могут кардинально отличаться друг от друга, хотя и будут выполнять одни и те же операции.

Вадим Петренко:

– При большом опыте можно подбирать специнструмент, который один идет на несколько разных машин. Но, во-первых, таких приспособлений все-таки очень немного. А во-вторых, чтобы этим воспользоваться, надо точно знать, какой инструмент на каких машинах может использоваться. Визуально сравнить инструменты трудно. Внешне они могут быть совершенно не похожи друг на друга, хотя и будут предназначаться для одних и тех же работ.

 Еще одна серьезная проблема: при выходе новых моделей, а иногда  и модификаций автомобилей, парк специнструментов обновляется. И сервисы вынуждены закупать для ремонта новых машин новые приспособления.

Вадим Петренко:

Каждый новый модельный ряд означает появление новых комплектов инструментов. Мы на самом деле очень четко отслеживаем периоды, когда новые машины проходят в целом благополучный гарантийный период и затем разом все начинают потихоньку сыпаться. Мы эти момент ощущаем сразу – вдруг возрастает спрос на те или иные приспособления. И на самом деле можем констатировать, что у большинства новинок этот период очень небольшой: у кого-то два года, у кого-то три.

Для того чтобы приобрести специнструмент, у независимых автосервисов есть несколько путей. Первый – приобрести их у производителя автомобилей. В этом случае можно на все сто процентов быть уверенным в том, что купленных приспособлений будет достаточно для того, чтобы полностью закрыть все потребности ремонта по данной модели автомобиля. Однако стоимость инструмента в этом случае будет максимальной.

Второй путь – специнструмент от поставщиков, производящих его для самих автопроизводителей, нередко также продается и на свободном рынке. Естественно, уже под собственным брендом его производителя и по цене, в среднем на треть меньшей, чем инструмент официальный. В общем, ситуация, аналогичная ситуации с оригинальными и неоригинальными деталями. И так же как в случае с запчастями, на рынке специнструмента (правда, в гораздо меньшем количестве, чем в случае рынка комплектующих) есть специнструмент независимых производителей.

Вадим Петренко:

Мы заказываем по чертежам автопроизводителей специнструмент, который позволяет выполнять все те же работы, что и оригинальный инструмент. При этом мы стараемся вносить в его конструкцию определенные усовершенствования, которые позволяют сделать приспособления более дешевыми: например, за счет более рационального использования материалов – автопроизводители, такое ощущение, этому вопросу вообще не придают никакого значения. В результате, на наш взгляд, изготовленный нами инструмент иногда оказывается даже более удобным, чем оригинальный. Он легче, компактнее, меньше закрывает собой рабочее пространство.

Еще одной проблемой, заставляющей сервисы переплачивать за специнструмент, является то, что многие производители продают инструменты комплектами. В таких же чемоданах, в которых продаются и обычные наборы ключей и головок. Причем собираются они, по утверждению нашего эксперта, далеко не всегда оптимальным образом.

Вадим Петренко:

Большинство производителей продают специнструмент стандартными наборами. Собранными таким образом, что для полноценного ремонта автомобилей конкретной марки требуется сразу несколько таких чемоданов. Причем при этом в каждом наборе окажутся приспособления, которые никогда использоваться не будут. В результате сервисы вынуждены переплачивать, покупая, по сути, совершенно не нужные для них приспособления.

В этом плане «сторонние производители» часто оказываются гибче «поставщиков конвейера».

Вадим Петренко:

– Мы пытаемся собирать необходимые компоненты в свои собственные чемоданы, ориентируясь при их формировании на спрос.

Кроме того, многие специнструменты продаются по отдельности, вне комплектов. Однако в розницу стоимость их оказывается чуть более высокая, чем стоимость приспособлений в наборах.

Но в любом случае для того, чтобы собрать комплект – причем комплект под одну какую-то марку, а не под все автомобили, – придется выложить кругленькую сумму.

Вадим Петренко:

Оснащение нашим оборудованием сервиса под ключ для ремонта одной только марки обходится в миллион – полтора рублей. Если же приобретать оборудование у дилеров, стоимость возрастет раза в полтора-два.

При этом вариант сделать собственный инструмент по аналогии с дилерским проходит далеко не всегда. Многие специнструменты представляют собой довольно сложное приспособление, произвести которое кустарным методом практически невозможно.

Вадим Петренко:

– Не любой специнструмент можно сделать в кустарной мастерской.

В качестве примера такого не поддающегося кустарному производству приспособления Вадим Петренко привел шаблон для фиксации головки блока. Устройство неправильной формы, произвести которое на коленях действительно кажется маловероятным.

Так что же остается делать независимому сервису в такой ситуации? Ответов может быть несколько. Первый вариант – специализироваться на конкретной марке, а уж под нее покупать все оборудование, какое может понадобиться. Даже при таком подходе вложение оказывается огромным. Но по крайней мере хоть какая-то возможность отбить эти деньги у сервиса будет. Можно специализироваться не на марке, а на каком-то конкретном виде работ. Ремонтировать только коробки передач или только электроагрегаты. В этом случае набор инструмента потребуется еще меньший.

Другой вариант – наоборот, исключить всякую специализацию, заниматься лишь общеслесарным ремонтом, избегая работ, требующих применения специнструмента.

Александр Иванов:

– Большинство универсальных сервисов сейчас так и живут. Я сплошь и рядом слышу от своих клиентов: такую-то работу мы не делаем, такие-то автомобили не принимаем в ремонт. Пока еще поле деятельности для таких универсальных мастерских остается широкое. Спрос на их услуги есть.

Другое дело, что в будущем, если автопром будет развиваться в том же направлении, вполне может быть, что этот спрос начнет серьезно сужаться. Однако в любом случае на ближайшее время его хватит, по крайней мере до тех пор, пока не отъездят свое выпускаемые сейчас машины.

Ну и в любом случае задача сервиса – беречь столь дорогое специальное оборудование. В принципе, оно рассчитано именно на долгосрочное использование.

Вадим Петренко:

– Такой инструмент покупают один раз. И потом он будет служить долго.

Однако – лишь при аккуратном с ним обращении и умелой эксплуатации. Чтобы обеспечить их, сервис, с одной стороны, должен обеспечить действенную систему его хранения. Специнструмент не может находиться в свободном, бесконтрольном доступе.

Вадим Петренко:

– Должны быть организованы его контроль и хранение. В большинстве случаев складской учет специнструмента организуется так же, как учет запчастей. Он выдается в ремзону по запросу, по заказ-наряду. Получивший расписывается за него и потом обязан вернуть в надлежащем состоянии.

Хранится специнструмент обычно в отдельном, примыкающем к основному складу помещении. Причем для его безопасного хранения, а также для удобства учета, можно использовать специальные щиты, на которых под каждый инструмент будет оборудована специальная ячейка. Удобство таких щитов заключается в том, что, с одной стороны, инструмент не подвергается никаким механическим воздействиям во время хранения. Во-вторых, с такого щита его удобно снимать, а затем помещать на место. На щите не проблема устроить систему адресного хранения. Да и в любом случае все приспособления будут на виду. Что опять же удобно в плане контроля: наличие свободных мест в конце рабочего дня будет говорить о том, что кто-то из механиков не вернул инструмент на место.

Ну а для того, чтобы инструмент не ломался, важно, чтобы механиков учили работать с ним. Специнструмент – это не обычные ключи и отвертки, которыми худо-бедно умеет пользоваться каждый автослесарь. Это довольно-таки технологичные и непростые приспособления, разобраться в принципе действия которых не так-то просто. И если рабочие будут использовать их по наитию, велик риск того, что дорогое приспособление будет повреждено. Поэтому важно, чтобы каждый механик обязательно получал доступ к использованию такого инструмента – проходил обязательно обучение (как вариант, в некоторых случаях его могут провести поставщики такого инструмента). Сдавал экзамены. И лишь после этого ему можно доверить работу со специнструментом.


Посмотрите похожие материалы: