В старые времена ночью старались не ездить

В старые времена ночью старались не ездить

16.04.2020 - 10:03
Приблизительное время чтения: 5 минут. Интересно, но нет времени читать?

Первые автомобили времен Бенца и Даймлера были далеки от идеала. Даже в светлое время суток они могли принести владельцам немало сюрпризов, а о том, чтобы перемещаться ночью, вообще никто не помышлял.

Керосиновые фонарики

А все потому, что первые самобеглые коляски не оснащались никакими видами осветительной техники.

И только после того, как автомобиль стал относительно массовым явлением, вопрос света встал ребром. Первыми осветительными приборами, пришедшими на помощь автоэнтузиастам, стали керосиновые лампы. Популярные в домашнем обиходе керосинки на дороге были, мягко говоря, бесполезны. Сей девайс помогал обозначить присутствие автомобиля в темноте, но не осветить путь. Еще одной вариацией на тему были масляные светильники, которые недалеко ушли от керосиновых ламп по своей эффективности.

фара

Каретные фары

Поскольку впотьмах тогда любил передвигаться только граф Дракула, инженеры придумали замену малоэффективным решениям.
В 1886 году Карл Бенц получает патент на автомобиль, а уже в 1896 году изобретатель Луи Блерио предложил оснастить его детище эффективными ацетиленовыми фарами. Любопытно, что такие осветительные приборы довольно давно использовались на паровозах, но устанавливать их на машины никто не додумывался. Возможно, потому, что ночью ездить на автомобилях было не слишком безопасно, ввиду ненадежности их конструкции.

Установка таких фар намного лучше помогала справиться с вождением в темное время суток. Но, чтобы их включить, водителю приходилось совершить как минимум три манипуляции. Для начала остановить авто и выйти. Далее открыть кран для подачи ацетилена, открыть стеклянные колпаки самих фар и, наконец, зажечь спичкой горелки. Благо главный компонент – ацетилен вырабатывался прямо на ходу. Автомобиль был оснащен отдельным баком, разделенным на два отсека, в который перед поездкой нужно было засыпать карбид кальция и залить воду.

Отметим, что в ветреную и дождливую погоду зажечь фары было настоящей морокой.

Чудесное электричество

Электрические фары в привычном для нас понимании стали применять на автомобилях с начала 20-х годов ХХ века. Но отдельные избранные могли позволить себе такую роскошь еще раньше, с середины 1910 года, практически сразу после их изобретения. Первыми автомобилями, оснащенными электрическими фарами, стали Cadillac Model 30 и Rolls-Royce Silver Ghost.

кадилак

На старте эксплуатации

Так что же собой представляли первые фары? Это были электрические прожекторы, которые отлично выполняли свою задачу, особенно по сравнению со своими предшественниками. Светили они настолько здорово, что появилась новая проблема. Двигаясь навстречу друг другу – а автомобильный трафик в Европе и США рос год от года, – прожекторы так сильно ослепляли встречных водителей, что нередкими стали аварии: машина либо съезжала в кювет, либо сметала малозаметное препятствие на своем пути.

Вскоре появились первые корректоры фар, причем их насчитывалось несколько вариаций. Водителю предлагались рычажные, тросовые и гидравлические модели. Некоторые производители выводили на переднюю панель рычажок реостата, которым водитель мог отрегулировать яркость ламп. Но все это были опции, которыми пользовались не все автомобилисты.

Если сравнивать современные фары с их дедушками 20-х годов, то можно сказать, что современные технологии ушли далеко вперед. Да только вот идея сохранилась все с тех же времен. Современные фары также состоят из корпуса, отражателя, защитного стекла и лампы – источника света.

Ну и, конечно, прогресс никогда не стоит на месте. Конструкция фары все время модернизировалась, и регулярно в нее добавлялись новые элементы, что делало ее более функциональной, удобной и безопасной в использовании.

фары_22

Две нити накаливания

Важное изобретение в истории автомобильного освещения было представлено в 1919 году. Компания Bosch создала лампу с двумя нитями накаливания, одна нить давала меньше света, а одновременная подача тока на вторую делала лампу настоящим прожектором. Изобретение пришлось кстати, ведь примерно в те годы появился рассеиватель. Многие ломали голову над тем, как эффективно освещать дорогу, не лишая зрения остальных участников движения. И вот рассеиватели вкупе с двухнитевой лампой преобразили мир. Появилось понятие ближнего и дальнего света, а также светового пучка.

Комфортное распределение

Следующей вехой стало революционное решение компании Cibie середины 50-х годов, которое применяется до сих пор. Идея была проста и гениальна – создать асимметричный пучок света, который должен давать световое пятно со стороны водителя ближе к автомобилю, а со стороны пассажира больше уходить вдаль. И вот уже с 1957 года такое распределение света становится обязательным для всех европейских технических регламентов.

Первая галогенка

Первая галогенная лампа появилась в 1962 году, ее создала компания Hella. Колба такой лампы заполняется галогенидами – газообразными соединениями йода или брома, эти соединения препятствуют активному испарению вольфрама с нити накаливания. Одним словом, появилась чудо-лампа со светоотдачей намного выше, чем у ее предшественниц, к тому же вдвое снизилась теплоотдача. А размеры лампы стали намного меньше.

Прямоугольные фары

Примерно в то же время на рынке начали появляться фары прямоугольной формы. Далее возможности компьютерного моделирования привели к тому, что конструкторы получили возможность создавать комбинированные рефлекторы сложной формы: с делением на сегменты, каждый из которых по-разному фокусирует световой пучок.

Первым, кто применил на массовом автомобиле пластиковый поликарбонатный рассеиватель, стала компания Opel в 1993 году, оснастившая ими свою модель Omega. Из плюсов тогда отметили улучшенное светопропускание фар и снижение общей массы почти на килограмм.

прямоугольные фары

Путем инноваций

С конца 90-х годов на рынок начинают выводить все более технологичные фары. На дорогих автомобилях массово появляются механизмы, позволяющие направлять световой пучок в нужную сторону, следуя за поворотом рулевого колеса.

Отметим, что первые эксперименты начались практически сразу же после появления электрических фар. Конечно, тогда технологии были несовершенны, и такую полезную функцию забраковали, потому что световой поток просто не успевал менять свое направление настолько быстро, насколько двигался автомобиль.

И только в 1968 году компания Citroen при поддержке Cibie смогла довести эту функцию до ума и вывела на рынок поворотные фары дальнего света на своей модели DS.


Посмотрите похожие материалы: