Зима – время испытаний

Зима – время испытаний

20.12.2015 - 16:22
Приблизительное время чтения: 8 минут. Интересно, но нет времени читать?

Провода для «прикуривания» – лучше их возить в багажнике

Даже летом, имея новую АКБ, водитель может забыть выключить магнитолу, оставить свет в салоне и посадить аккумулятор. Зимой же потребление энергии при эксплуатации автомобиля возрастает: отопление, кондиционирование воздуха, противотуманные фары и т.д. К тому же стартер при пуске двигателя должен преодолевать повышенное сопротивление холодного моторного масла.

Даже хорошо обслуживаемый аккумулятор уже при 0°С теряет 1/5 своей емкости, а значит, при понижении температуры может в самый неподходящий момент не запустить двигатель. В таких ситуациях помогут провода для «прикуривания». Желательно, чтобы они были у каждого автомобилиста, и зимой – особенно.

Следует помнить, что для запуска двигателя требуется ток до 400 А, поэтому не надо покупать тонкие провода. Оптимально, чтобы сами провода и зажимы были медными, потому что их задача заключается в том, что передать нагрузку от работающего автомобиля к разряженной АКБ с минимальными потерями. Провода должны минимально выдерживать пусковой ток в 200 А и иметь сечение не менее 16 мм2. Эти параметры должны указываться на упаковке, а изделия с более низкими характеристиками использовать нельзя.

Признаком качественных проводов является исполнение их соединения с зажимами-крокодилами. Предпочтительный вариант – паяные соединения. Мощные пружины на зажимах – залог хорошего контакта проводов с клеммами аккумулятора. Длина проводов тоже имеет значение, оптимально они не должны быть длиннее 3–5 м. Большое значение имеет и качество изоляции, она не должна менять своих свойств в широком диапазоне как плюсовых, так и минусовых температур.

Усилить проходимость зимой не помешает

В отдельных районах Австрии, Швейцарии и др. в зимний период езда разрешена только с цепями противоскольжения на колесах. У нас таких ограничений нет, но машины иногда просто приходится комплектовать цепями. Как правило, цепи устанавливают на колеса ведущей оси. Если же автомобиль заднеприводной, то комплектовать желательно все колеса цепями, иначе могут возникнуть сложности с управлением машиной, особенно на спусках. В случае с полноприводным автомобилем цепи устанавливают либо на все колеса, либо на колеса той оси, которая принимает наибольшую нагрузку.

Цепи изготавливаются для различных условий эксплуатации и интенсивности использования, и разные модели цепей различаются в основном толщиной звеньев. Чаще для звеньев используют прутки со стороной 3,2–3,55 мм. Чем больше толщина звена, тем более мощный износостойкий слой имеет звено.

В продаже сейчас представлен большой выбор цепей противоскольжения. Дешевые изготавливаются из обычных сталей, поэтому, как правило, клейма производителя на звеньях найти невозможно. Такими цепями пользоваться опасно, звено может лопнуть и принести массу неприятностей в виде оторванного крыла или даже разрыва тормозного шланга.

Для производства качественных звеньев известные производители используют легированную сталь с добавками хрома, марганца и никеля, а в некоторых случаях и титана, что повышает эксплуатационный ресурс изделия. Звенья подвергают закалке, причем для производства качественных звеньев используется пруток квадратного, а не круглого сечения. За счет квадратного прутка звенья выдерживают гораздо более значительную нагрузку на скручивание и имеют более высокие показатели сцепления с ледяной поверхностью, чем звенья из круглого прутка.

Другое эффективное средство – браслеты противоскольжения. Устройство состоит из одной-двух цепочек, идущих поперек протектора и крепящихся на ободе колеса. Браслеты удобны для кратковременного проезда сложных дорожных участков. Монтаж/демонтаж занимает не более минуты, причем «домкратить» автомобиль не нужно. Это удобно, если, например, машина застряла в грязи. Браслеты можно установить на автомобиль с любым типом привода на колеса любой оси.

Текстильные колпаки противоскольжения, или «носки», получили популярность в Европе. Их главное преимущество – простота монтажа и относительно высокая эффективность. Приспособление занимает минимум места в багажнике, но оказывается необходимым на заснеженных дорогах. Многие машины еще ездят на летней резине, и текстильные колпаки могут здорово выручить. Спасают порой «носки» и весной, когда шины уже установлены летние, а зима еще не уходит. Основными недостатками текстильных колпаков являются низкая эффективность на обледеневших трассах, а также небольшой эксплуатационный ресурс. Следует помнить, что «носки» не могут заменить цепи.

Буксировочный ремень для зимы необходим

От поломок не застрахован ни один автомобиль. И без надежного буксировочного ремня не обойтись. Выбрать средство для буксировки достаточно сложно, ведь приобрести надо именно то изделие, которое не подведет в критической ситуации. По ПДД длина троса должна составлять 4–6 м, причем трос должен обозначаться двумя и более бело-красными флажками или специальными щитками. Самыми дешевыми буксировочными средствами являются плетеные синтетические канаты с буксировочными крюками. Но в этом случае цена говорит сама за себя: это, если можно так выразиться, одноразовые средства буксирования. И для водителей, не имеющих такого опыта, рекомендовать подобные канаты категорически нельзя.

Стальной трос для буксирования легковушек, пожалуй, тоже не подойдет. Это хоть и очень прочное изделие, но, во-первых, такой трос занимает много места в багажнике, а во-вторых, разорванные нити, которые обязательно появляются в процессе эксплуатации, легко могут травмировать руки водителя. Стальные буксировочные тросы хороши при буксировании тяжелых грузовиков, тракторов и других средств спецтехники.

Кинетические тросы, называемые еще стропами динамическими или тросами ORT, –самый дорогой вид буксировочных приспособлений. Они изготавливаются из полиамида, обладают потенциалом растяжения до 30%, а разрывная нагрузка их достигает 50 т. Они отлично себя проявляют при буксировке мощных внедорожников по бездорожью, через рвы и сугробы, но для обычной буксировки эти тросы порекомендовать нельзя – трение провисшей стропы об асфальт при буксировке может легко повредить волокна троса. Такие повреждения способны стать причиной разрыва стропы при рывке. Кроме выхода из строя самого буксировочного средства, возникает серьезная опасность для людей и автомобилей. В некоторых странах, например в Польше, использование динамических строп на дорогах с покрытием запрещено.

Большинство водителей выбирают плоские буксировочные синтетические тросы из плоских полиэстеровых лент, выдерживающих разрывную нагрузку до 6–7,5 т. Потенциал растяжения у полиэстеровых плоских ремней небольшой, не более 7%. Плоские тросы прочны и гибки, при их использовании риск разрыва во время торможения или маневрирования гораздо ниже, чем при использовании других буксировочных средств гибкой сцепки.

Химия зимой здорово выручает

Многие проблемы автомобиля, не проявлявшиеся в теплое время года, заявляют о себе с первыми морозами. Например, не запотевали летом окна в машине или запотевали лишь во время сильного дождя, но кратковременно. Зимой же неисправная вентиляция тут же дает о себе знать. Но когда вентиляционные проходы очищены, а ламели радиатора промыты, то все нормализуется.

Так же и механизмы дверных замков – летом они, естественно, не замерзают, но если это регулярно происходит зимой, то это значит, что они давно нуждаются в обслуживании.

Автомобилистам предлагается множество специальных составов, которые условно можно разделить на две группы – это либо вещества, повышающие комфорт пребывания водителя и пассажиров в автомобиле, например размораживатели стекол, либо средства, с помощью которых водитель пытается отсрочить необходимый ремонт. Но каковы перспективы такого подхода в долгосрочной перспективе, сказать трудно.

Хорошим подспорьем для облегчения холодного пуска труднозаводимого движка является целая группа аэрозольных средств. Они созданы на основе легкоиспаряющихся и легковоспламеняющихся эфиров, гарантирующих уверенный запуск при температуре до –50°С, и используются путем распыления в карбюратор или воздушный фильтр. Эти средства вполне безопасны в руках опытного водителя, «знающего свое дело».

Другое средство, которое неплохо приобрести каждому водителю в преддверии зимы, – размораживатель замков. В мороз баллончик лучше иметь при себе, ведь если хранить его в салоне машины, то в сложной ситуации он, естественно, ничем не поможет. Однако если водителю приходится пользоваться размораживателем часто, то ему надо обязательно запланировать весной обратиться на СТО по этому поводу. Проблемы с отпиранием/запиранием дверей в автомобиле кончаются там, где замки хорошо смазаны и защищены от влаги, а уплотнения дверей в нормальном состоянии. Использование дистанционно управляемого центрального замка также позволяет избежать проблем с барабанным механизмом, в котором замерзает влага. Электрический привод открытия дверей действует независимо от механизма, открываемого ключом.

При использовании размораживателя следует помнить, что содержащийся в химикате спирт смывает смазку замка и частое применение этого средства приведет к тому, что замок может не открыться, он просто заржавеет. Тогда размораживатель уже не поможет, нужно будет обращаться к специалистам-ремонтникам.

Существует альтернативный метод разблокирования замерзших замков при помощи нагрева ключа пламенем зажигалки. Но если в ключ вмонтирован транспондер, т.е. микросхема радиочастотной идентификации, причем водитель может даже не знать о наличии в ключе такого чипа, то нагрев может микросхему уничтожить. Последующий ремонт машины может обойтись дороже, чем даже замена замка.

Вряд ли подлежит сомнению, что жидкости, аэрозоли и спреи для размораживания стекол – более прогрессивное средство, чем простой скребок. И уж точно более дешевое, чем стоимость скребка с заменой поцарапанных им стекол. Следует помнить, что размораживатель стекол используется для удаления льда, а не снега. Необходимо сначала тщательно убрать снег со стекол щеткой, скребком с резиновым «ножом» или другим подобным приспособлением. Если снег не убрать, то содержимого флакона или баллончика с размораживателем не хватит даже для одноразовой обработки стекол.

Надо также учесть, что препарат будет действовать быстрее, а расход его уменьшится, если флакон или баллончик хранить перед применением в тепле. И еще: жидкий размораживатель стекол, особенно при экстремально низких температурах, выполняет свои функции лучше, чем аэрозоли и спреи, потому что те, расширяясь при выходе из баллона, теряют часть начальной температуры, т.е. еще больше охлаждаются.

Мы рассказали только о некоторых средствах, предназначенных для облегчения зимней эксплуатации автомобиля. Но, даже имея набор из перечисленных «продуктов», автомобилист, несомненно, почувствует себя на зимней трасе более уверенно и комфортно.


Посмотрите похожие материалы: