Дворники: как простая идея совершила революцию

Для нас уже стало привычным движением в непогоду за рулем включить дворники. Этот небольшой по размерам компонент оснащения автомобиля имеет принципиальное значение для безопасности езды.

Примечательно, что дворники в том виде, в котором они используются на автомобиле и сейчас, изобрела женщина, мадам Мари Андерсон.

История гласит, что холодной зимой 1903 года мадам Андерсон посетила Нью-Йорк. Она ехала в трамвае и заметила, что водителю приходится управлять им, высунув голову из окна. Через лобовое стекло трамвая водитель никак не мог разглядеть дорогу – настолько оно было замерзшим.

По возвращении домой мадам Андерсон разработала прототип первых стеклоочистителей с ручным приводом и заказала у местного производителя первую партию дворников.

Сегодня одним из лидеров среди производителей стеклоочистителей является компания Bosch. Основные заводы по изготовлению щеток находятся в Китае (г. Чанша), Сербии (г. Белград) и Бельгии (г. Тинен). Последний является основным центром производства и инновационных разработок в сфере стеклоочистителей с 1973 года. Сегодня щетки Bosch поставляются на конвейер более 30 ведущих автомобильных марок. В общей сложности каждый день в мире производится примерно 420 тысяч стеклоочистителей.

Первые в истории автомобилестроения стеклоочистители представляли собой достаточно примитивную конструкцию – рычаг, который находился в автомобиле и управлялся прикрепленной снаружи резиновой планкой. С помощью рычага водитель мог передвигать дворник по стеклу, стирая с него снег или грязь.

Ручное управление дворниками было совсем неудобным для водителей. И в 1917 году другая женщина-изобретатель, Шарлотта Бридгвуд, запатентовала автоматические стеклоочистители под названием Storm Windshield Clea. Первым среди автопроизводителей автоматические дворники стала использовать компания Cadillac. Это были стеклоочистители с вакуумным приводом, которые просуществовали до 1964 года.

Одной из многочисленных инноваций Bosch в сфере производства щеток стеклоочистителей стала «умная» система очистки лобового стекла для нового Volvo XC90. Такая система состоит из привода встречного движения, стеклоочистителей Bosch Aerotwin и инновационного рычага Bosch Jet Wiper. При использовании Bosch Jet Wiper расходуется только необходимое количество жидкости. Экономия также объясняется использованием привода встречного движения рычагов производства Bosch. Привод управляет перемещением стеклоочистителей между двумя конечными позициями — положением покоя и передней стойкой. Система электронного управления приводом определяет положение Jet Wiper на лобовом стекле. Для достижения максимальной очистки ветрового стекла форсунки распыляют жидкость омывателя только во время движения стеклоочистителя вверх. Жидкость, попадая на стекло, мгновенно «подхватывается» щетками и равномерно распределяется далее по стеклу. Таким образом, система обеспечивает оптимальную очистку по всей длине щетки и гарантирует беспрепятственный обзор для видеосенсора, который используется в качестве вспомогательного устройства и обычно располагается на той же высоте, что и зеркало заднего вида.

Новым технологическим прорывом в сфере стеклоочистителей стало изобретение дворников, работающих с паузой. Это новшество внедрил профессор из университета Уэнйа в Детройте Роберт Кирнс. С 1969 года такие стеклоочистители стали использоваться на автомобилях марки Mercury, ранее входившей в состав концерна Ford.

С Кирнсом произошла невеселая история. В 1978 году он подал в суд на Ford, обвиняя компанию в том, что она, внедрив свою схему работы стеклоочистителей, украла его изначальную идею, которой и пользовалась некоторое время. Кирнс судился с Ford не один год. И в 1999 году суд признал его правоту. В 2005 году Кирнс умер, тогда он уже жил в нищете, разоренный многолетними судебными тяжбами.

Современные стеклоочистители различаются в первую очередь по типам транспортных средств, на которых они используются. И в целом нынешние дворники не имеют принципиальных отличий от их «предков». С точки зрения конструкции щетки выделяют каркасные и бескаркасные стеклоочистители. В случае каркасных дворников усилие от рычага щетки передается с помощью тяг, а у бескаркасных – за счет равномерного прилегания чистящей ленты к стеклу, чему способствует упругость материала самой щетки. Известно, что главным недостатком каркасных щеток является снижение подвижности рычагов, а у бескаркасных дворников – уменьшение прижимной силы, в особенности на концах щетки. Третий тип – гибридные щетки, которые используются относительно недавно, с 2005 года.

Производитель спортивных автомобилей компания McLaren пошла еще дальше и предложила вовсе отказаться от дворников, заменив их системой очистки стекла с помощью звуковой волны. McLaren предлагает использовать для очистки лобового стекла ультразвук на частоте 30 кГц. И, кстати, звук на такой частоте неслышим человеческому уху. Люди не воспринимают звук выше 20 кГц.

В массовые модели они пришли с премиальных авто. Гибридные стеклоочистители соединяют в себе особенности конструкции каркасных и бескаркасных щеток. Однако самые принципиальные отличия между различными стеклоочистителями заключаются в типе материалов, используемых в составе чистящей ленты. Современные щетки делают с применением графита, силикона, каучука или тефлона. К примеру, чистящая лента из силикона хорошо работает и эффективно очищает, но она подходит в большей степени для теплого времени года. У зимних дворников несколько иные задачи и свойства, и чаще всего их чистящие ленты выполнены с применением натурального каучука. Графитовое покрытие также часто используется для стеклоочистителей, оно делает работу щетки бесшумной.

Состояние очищающей ленты имеет принципиальное значение для эффективности работы дворников. Но лента работает в самых неблагоприятных условиях и подвергается износу в результате воздействия на нее тепла и холода, других погодных явлений. Изношенные щетки стеклоочистителя необходимо менять своевременно – они напрямую влияют на уровень дорожной безопасности. Среди рисков, которыми чревата работа изношенных дворников, – царапины на ветровом стекле, ухудшение видимости, в особенности при езде в ночное время, потеря внимания. Менять щетки необходимо не реже одного раза в год, выбирая при этом наиболее качественные стеклоочистители. На качестве экономить не стоит, так как от него напрямую зависит безопасность на дороге.

Оригинальное решение в сфере усовершенствования щеток стеклоочистителей нашлось и у компании Jaguar Land Rover. Автопроизводитель запатентовал технологию управления дворниками заднего стекла глазами. Такая система включает в себя набор датчиков, следящих за движениями головы и глаз, которые активизируют задний дворник в случае, если водитель намеренно смотрит назад.

15.07.2016 в 13:18 0
Посмотрите похожие материалы
Подписаться на новостную рассылку
view counter
x
Вход на сайт
x
Регистрация
Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.
User Roles
Юридическая информация
x
Новостная рассылка

С нами уже 721 профессионалов

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Введите символы с картинки