Зимние заботы

В зимнюю морозную пору, когда промерзает все вокруг, автомобиль не может обойтись без уймы жидкостей, чтобы не замерзнуть самому и не заморозить водителя и пассажиров. И жидкостей таких надо немало.

По степени популярности среди автомобилистов на первом месте стоят, пожалуй, незамерзающие стеклоомывающие жидкости, в простонародье – «незамерзайки». А ведь это большая несправедливость. Любой профессинал скажет, куда важнее, что залито в систему охлаждения. Да, речь идет об антифризах и тосолах. С них мы и начнем разговор о зимних эксплуатационных жидкостях.

Как это часто водится в широких автомобильных массах, многие считают, что антифриз и тосол – одно и то же. Кроме того, есть мнение, что Тосол – охлаждающая жидкость для отечественных автомобилей, а антифриз – для иностранных. Для уточнения терминологии: антифриз – любая жидкость, незамерзающая уже при 0 °С (в отличие от воды). Жидкости для обработки дорог в зимнее время – тоже антифризы. Зарубежные производители, обозначая автомобильные антифризы, обычно используют термин «Antifreeze Coolant». Все антифризы носят свое название (имя): GlycoShell, GlasELF, Havoline, Prestone, Glysantin и многие другие. И Тосол – тоже название конкретного антифриза. Всех их отличает разница в составе пакетов присадок (соответственно и качества), область применимости (для конкретных автомобилей и двигателей), срок эксплуатации.

Случилось так, что наши химики, увлекшись разработкой тосола, забыли оформить патент на него, и сейчас название «тосол» могут использовать (и используют) все, кому не лень.

История такова. До начала 70-х годов антифриз не имел ни конкурентов, ни альтернативы. С началом массового производства «Жигулей» встал вопрос о замене дорогостоящей импортной охлаждающей жидкости более дешевой, отечественного производства. И такая жидкость, точнее ее база, была синтезирована в нашей стране. На резкий рост отечественного автопрака отечественные химики ответили разработкой собственной низкозамерзающей жидкости для системы охлаждения, основанной на синтезе ингредиентов водного раствора МЭГ. Название «тосол» произошло от аббревиатуры «ТОС» – «технология органического синтеза». Тосол имеет низкую температуру кристаллизации (-40°С) и выпускается полностью готовым к употреблению.

С развитием конструкции автомобильного двигателя и роста тепловых нагрузок на него, в качестве основы для приготовления охлаждающих жидкостей использовали водные растворы различных спиртов, гликолей, глицерина и некоторых неорганических солей. Со временем химики отдали предпочтение бесцветной сиропообразной жидкости плотностью около 1,112 г/см3 и температурой кипения 197°С – моноэтиленгликолю (МЭГ). Сегодня лидерство прочно держит этиленгликоль – простейший гликоль, бесцветная жидкость сладкого вкуса, обладающая одним гигантским недостатком – это сильнейший яд, о чем неустанно твердят инструкции. И недаром: при самостоятельном приготовлении и смене антифриза в тесном гараже без надежной вентиляции последствия могут быть непредсказуемыми. Государственный стандарт ГОСТ 28084 регламентирует три разновидности антифризов: ОЖ-К (концентрат), ОЖ-40 и ОЖ-65 (с температурой замерзания соответственно -40оС и -65оС). По антикоррозионным показателям наш стандарт предъявляет к охлаждающим жидкостям самые жесткие требования среди всех стран-производителей охлаждающие жидкости. Тем самым предпринимается попытка компенсировать невысокое качество материалов, применяемых российскими моторостроителями.

Антифризы можно выпускать и по ТУ, особенно если не стремится следовать ГОСТу, а стараться «приспособить» ТУ под свой продукт, и зачастую это удается. Такие охлаждающие жидкости обычно сразу по нескольким параметрам хуже жидкостей, выпускаемых по государственному стандарту. Чем опасна некондиционная охлаждающая жидкость? При использовании некачественного антифриза возникает, как минимум, коррозия блока и головки блока и радиатора, пенообразование и ухудшение смазки помпы. В антифриз, который готовится по стандарту, обязательно вводится достаточно сложный пакет присадок; антикоррозионных, антипенных, смазывающих – их более десяти. Подпольным химикам нет смысла тратить деньги на них, повышая себестоимость своей «жижи», их задача – обойтись минимальными затратами. 

Знающие люди не возлагают больших надежд и на импорт – ведь при значительно более высоких ценах и здесь можно купить откровенный фальсификат. Если говорить о температуре замерзания импортных и отечественных антифризов, особой разницы здесь нет. Вся разница в добавках, которые и превращают водный раствор МЭГ в хороший антифриз. В отечественных ОЖ их около десяти, в лучших зарубежных – до сорока. При этом зарубежные специалисты утверждают, что отсутствие даже одной из них существенно ухудшает качество антифриза. Почувствовали разницу?

Первоклассная охлаждающая жидкость не должна кипеть во всем диапазоне рабочих температур силового агрегата, иметь высокую теплоемкость и теплопроводность, не пениться, не оказывать вредного воздействия на патрубки и уплотнения, обладать антикоррозионными и смазывающими свойствами. Антифризы, которые изначально бесцветны, для безопасности окрашивают, чтобы их случайно не выпили, к примеру. Для этого выбирают броский, «пугающий» цвет. У нас, например, «прижились» синий и светло-зеленый оттенки, в Германии – темно-зеленый, в Италии – красный. Несколько российских компаний освоили выпуск в необычном оранжевом цвете. Для чего еще окрашивают охлаждающие жидкости? Введенный в них краситель в ультрафиолетовых лучах начинает люминесцировать, показывая места утечки антифриза. Несмотря на устоявшиеся термины «температура замерзания», «начало кристаллизации», «окончание кристаллизации» и т.д., антифризы не замерзают в привычном бытовом понимании. В отличие от воды, при застывании они образуют не кристаллическую, а аморфную структуру (такую структуру имеют, например, стекло и переохлажденные жидкости). При этом антифризы не увеличивают своего объема, а, следовательно, не разрушают (на шоферском жаргоне – «не размораживают») систему охлаждения. При повышении температуры застывший антифриз переходит в жидкое состояние и снова может выполнять свои функции.

Как часто надо менять ОЖ? Антифриз в процессе эксплуатации утрачивает многие свои полезные свойства – снижается запас щелочности, возрастает склонность к пенообразованию, снижаются антикоррозионные свойства. Срок службы охлаждающей жидкости (его обычно указывают на этикетке) – около двух лет или 60 тыс. км пробега при условии сохранения стабильной плотности не менее 1,075 г/см3.

В настоящее время немало российских производителей называют свои охлаждающие жидкости (прежде «Тосолы») антифризами, обозначая, таким образом, их применимость не только для отечественных автомобилей, но и иномарок. Нужно помнить: единственный критерий применимости антифриза в конкретном автомобиле – допуск (или одобрение) от производителя этого автомобиля. Перечень одобренных антифризов указан, как правило, в сервисной книжке автомобиля или опубликован на сайте автопроизводителя. Незамерзающие жидкости для очистки ветрового стекла действительно можно поставить на второе место. В чем принципиальное отличие «незамерзаек» от летних «омываек»? Прежде всего, в предназначении. Летом с ветрового стекла надо удалять дорожную пыль, следы от капель дождя и бренные останки кровососущих насекомых. Для этого в состав летних омывающих жидкостей вводятся моющие вещества в повышенном количестве. Зимой же основная задача жидкости – удаление налета от противоледного реагента, знаменитой смеси из грязного снега и сажи. Чтобы справляться с такой работой, в состав «незамерзаек» вводится повышенное содержание растворителей. Разница в составах жидкостей определяет и разные точки замерзания летних и зимних «омываек». И если купленная Вами жидкость замерзла в бачках, шлангах и форсунках при двадцатиградусном морозе, ее остатки можно смело нести обратно в магазин и предъявлять обоснованную претензию.

Хотя, результат такого похода предположить не просто. Дело в том, что ни один нормативный документ государственного уровня не регламентирует химический состав «незамерзаек», не определяет уровень эффективности работы, ничего не говорит об обеспечении безопасности при регулярном и самостоятельном использовании. Так что доказать, что «незамерзайка» низкого качества, будет непросто. Кто же определял его, этот уровень? Есть постановление Правительства № 4 от 25 мая 2000 года, запрещающее применение метанола и метанолосодержащих жидкостей при изготовлении «омываек», но специалисты по «бодяжке» без труда объезжают его сплошь и рядом.

Говоря об «омывайке», надо отметить, что, кроме высокой востребованности, она отличается изумительной простотой химического состава. Всего-то спиртовые растворители (о них – разговор впереди), поверхностно-активные вещества (ПАВы); средства, предохраняющие лакокрасочное покрытие кузова от коррозии; красители и ароматические отдушки. Тем не менее, из столь скромного набора исходных ингредиентов компании-изготовители «омываек» умудряются создавать массу рецептов.

«Омывайки» выпускаются по ТУ предприятий-изготовителей, большинство из которых использует свое сырье и красители, но при любом раскладе именно спирт является самой сложной составляющей омывающих жидкостей. Почему? Одноатомные спирты (этиловый, метиловый и изопропиловый) применяются во многих отраслях и не считаются дефицитным продуктом, и у каждого из них есть особенности, определяющие возможность их применения.

Например, метиловый спирт (метанол, карбинол, древесный спирт) – СН3ОН крайне дешев, отличается прекрасными моющими качествами, но ядовит, пить и вдыхать пары не рекомендуется. Для приготовления омывающих жидкостей он ЗАПРЕЩЕН, тем не менее, многие изготовители применяют его нелегально, правда, для тех «омываек», которые продаются на обочинах и привлекают своей дешевизной. Проведенные тесты по определению содержания паров метанола в салоне стоящего автомобиля показали, что после двух часов работы с включенным обдувом и частым омыванием стекла метанолсодержащими жидкостями, концентрация метанола превысила предельно допустимую норму в 3,7 (!) раза. Поэтому, если уж пришлось залить метанолсодержащую жидкость, нужно постараться не включать омыватель стекол в пробках и на стоянках. Хотя, и при движении картина тоже будет далека от идеала.

Изопропиловый спирт (пропанол-2, изопропанол) – СН3СНОНСН3 можно отличить по сильному запаху, напоминающему ацетон – он действительно используется для его производства. Вдыхание его паров в течение долгого периода времени оказывает наркотическое действие, но он, в отличие от метанола, не накапливается в организме. Его применение в «омывайках» ограничено, но, пожалуй, он и составляет основу подавляющего большинства жидкостей. Почему? Ответ в описании следующей базы.
Заветную формулу этилового спирта (водочный спирт, этанол, метилкарбинол) – С2Н5ОН – даже школьники знают лучше, чем формулу воды. Если дорогая водка производится из 4–5 фракций брожения органических продуктов, то для омывателей используются спирты с большим количеством сивушных примесей. Этиловый спирт используют в пищевой отрасли при производстве, прежде всего, «огненной воды» и для обезжиривания контактов в электротехнике и электронике. Невезучая судьба этилового спирта сделала его объектом самого пристального внимания и жесточайшего контроля со стороны государства. Традиционно для России было найдено «соломоново» решение: раз из него на ликеро-водочных заводах делают водку, то и «омывайки», сделанные на его основе, – чистая алкогольная продукция.

Продуманный и профессиональный контроль подменили запретами, квотами и акцизами. Часть производителей пытается, правда, обходить спиртовую проблему за счет применения гликоливых соединений, но широкого распространения они не получили. Зимние жидкости должны быть «морозоустойчивыми» и выдерживать мороз до -40 оС. Для возможности работать при -30 оС в состав жидкости должно входить не менее 70 % изопропилового спирта. Этанол дает стойкий эффект, если его содержание не меньше 40 %. Меньше всего – около 30 % – нужно добавить в «омывайку» метанола. Кстати, в незамерзающих жидкостях импортного производства этанол используется для изготовления концентрированных составов, которые в последующем автовладелец разбавляет водой, но цена такого концентрата возрастает из-за транспортных расходов.

Вторая составляющая – синтетические ПАВы и растворители – берут на себя работу по очистке жировых и других загрязнений. Когда из-под колес соседних автомобилей летит не только снега и вода, но и частицы дизельного топлива, масла и т.п., они могут образовывать на стекле трудноудаляемую пленку. Эта грязь практически не смывается спиртом и «возится» по стеклу, ухудшая видимость. Она содержит абразивные частицы, приводящие к затиранию стекла, и это может привести к большим проблемам. Например, во время движения ночью свет от фар встречного автомобиля будет бликовать на царапинах стекла, быстро вызовет усталость глаз и даже может ослепить человека. Но этого можно избежать благодаря тем же жидкостям для омывателя стекол, в которые, помимо ПАВ, входит и вещество наподобие силикона. При прохождении дворника по стеклу оно затекает в возникшие микротрещинки, повышая прозрачность стекла и снижая преломление света.

Третья группа составляющих делает стеклоомывающие жидкости не агрессивными по отношению к лакокрасочному покрытию кузова автомобиля, резиновым деталям, уплотнителям стекла, щеткам и обязана отвечать целому ряду довольно жестких санитарно-гигиенических требований. Главные из них – полное разложение микроорганизмами почвы и отсутствие токсичного воздействия на организм человека. Используя довольно ограниченный набор исходных ингредиентов, изготовители «омываек» обязаны выпускать качественные стеклоомывающие жидкости, которые должны обладать целым рядом высоких и стабильных потребительских качеств. Они должны эффективно удалять загрязнения при очень низких температурах, а после применения жидкости на стекле не должно оставаться подтеков, налетов и радужных пленок, которые могут затруднять обзор водителю. Незамерзающие стеклоомыватели не должны пагубно влиять на покрытие автомобиля, резиновые элементы стекол (стеклоочистительные щетки и уплотнители стекол), а также на пластмассовые элементы декора, и использование жидкости не должно вредить здоровью человека.

Ассортимент незамерзающих жидкостей для омывания автомобильных стекол очень широк, но, несмотря на это, следует помнить, что не все препараты безопасны для здоровья человека. Поэтому при выборе необходимо удостовериться в качестве и безопасности продукта. Выбирая «незамерзайку», обратите внимание на следующее:

1. Приобретайте незнакомую жидкость в небольшой упаковке на проверку. Тара должна быть прозрачной и герметично закрытой. Уровень жидкости во всех емкостях одной партии товара должен быть одинаковый. Лишним свидетельством качества служит наклеенная на горлышко защитная мембрана.

2. Следите за качеством и аккуратностью упаковки. На этикетке, которая должна быть наклеена ровно, обязательно представляется полная информация по применению и мерам предосторожности.

3. Обращайте внимание на состав. Цвет незамерзающей жидкости может быть голубым или, в некоторых случаях, зеленого цвета. Жидкость для омывания стекол автомобиля должна быть прозрачной. Жидкость не должна загустевать при любых температурах.

4. Найдите возможность проверить качество приобретенной жидкости в работе. Необходимо нанести состав на стекло и включить щетки стеклоочистителя. После нескольких ходов стекло должно стать чистым, без разводов.

Есть еще одна группа технических жидкостей, которыми зимой вынуждены пользоваться многие автомобилисты. Содержимое маленьких флакончиков помогает им открывать промороженные замки дверей и крышки багажника. Их задача, проникнув под давлением в тело замка, вытеснить из него влагу, чтобы механизм замка мог свободно вращаться. Спектр водовытесняющих жидкостей достаточно широк – это и спирт, и керосин, и органические смеси, и смеси масла с керосином, и многое другое. Лучшими считаются размораживатели на основе изопропанола, этиленгликоля и уайт-спирита. Как правило, замерзает не только личинка замка, но и весь механизм. Это значит, что простое впрыскивание в замочную скважину горячей жидкости на основе спирта не гарантирует решения проблемы. Спирт довольно быстро испарится, при этом водная часть раствора останется в замке, и проблемы только умножатся.

Совсем иначе работают размораживатели на основе активной гидрофобной формулы, которая растапливает лед, вступает в реакцию с жидкостью и вытесняют ее из обработанной зоны, оставляя после себя тончайшую силиконовую пленку, препятствующую закреплению льда внутри замка. Размораживатели поступают на рынок в двух формах: в виде жидкостей или в виде аэрозолей. Все флакончики жидких размораживателей замков снабжаются специальными тонкими носиками, которые позволяют влить их содержимое в замочную скважину. Аэрозольные баллончики чаще всего имеют конические насадки, которые направляют факел распыла к внутренностям замка. Некоторые баллончики снабжаются съемными трубками, которые необходимо надевать на распылитель.

Накануне зимы стоит поговорить о проблеме владельцев автомобилей с дизельными двигателями, с которой они неизбежно сталкиваются каждый год. Дело в том, что в холодную погоду парафины, всегда присутствующие в топливе, переходят в твердое состояние, отчего солярка мутнеет. Помутнение дизельного топлива свидетельствует о том, что парафины начали выпадать в осадок, что само по себе не представляет особой опасности. Однако, если снижение температуры продолжится, молекулы парафина срастутся между собой и образуют агломераты. Когда их размер превысит диаметра микропор фильтров тонкой очистки, фильтр перестанет работать и топливо к двигателю не поступит. Температуру, при которой фильтр престает пропускать топливо, называют температурой предельной фильтруемости (ТПФ). Температурный порог фильтруемости топлива важнее температуры его замерзания. Беда в том, что этот порог может значительно отличаться в зависимости от технологии изготовления и характеристик топлива.

Выход один — при заливке солярки в бак обязательно надо добавлять депрессорно-диспергирующую присадку или, как ее еще называют, антигель. Этот тип препаратов в зависимости от качества исходного топлива существенно понижает значение ТПФ солярки, благодаря чему даже при весьма сильных морозах в ней уже не происходит образование сгустков парафинов. Если в топливо добавить антигель, можно значительно улучшить характеристики зимней солярки и снизить ТПФ. Когда топливо мутнеет, а тем более становится вязким и напоминает гель, присадки добавлять поздно и бесполезно, топливо должно согреться. Антигели способны модифицировать лишь растворенные парафины, поэтому присадки следует добавлять только в теплое топливо.

Присадки часто продаются с несколькими функциональными возможностями. Часто можно увидеть присадку, которая называется «Дизельный антигель с кондиционером» (diesel antigel & conditioner). Это означает, что в присадке присутствует специальная добавка, очищающая фильтры и топливную систему. Бывают и универсальные присадки (diesel fuel treatment), содержащие в себе обширный пакет функциональных возможностей. Они способны препятствовать превращению топлива в гель, поддерживать форсунки двигателя в чистоте, улучшать пуск двигателя в холодную погоду, снижать дымность, обеспечивать сепарацию воды. Ассортимент предлагаемых присадок весьма велик, и при выборе необходимо ориентироваться не только на название, но и на описание или инструкцию по использованию присадки, а при ее применении стоит помнить о некоторых моментах.

Эффективная концентрация присадки указана в инструкции, увеличение концентрации положительного эффекта не дает и свойств топлива не улучшает. Добавлять антигель в топливо, которое уже помутнело, абсолютно бесполезно – депрессорная присадка действует лишь на растворенные парафины. Эффективность присадки вообще в большой степени зависит от качества топлива.

Грамотным выбором и правильным использованием зимних технологических жидкостей подготовка к зиме, естественно, не ограничивается. Но все же знания о них помогут автомобилистам легче перенести ее тяготы.

Слово изготовителю

Владимир СМИРНОВ, продакт-менеджер ТФГ «Прайд»:

– Все антифризы FILL Inn, которые предлагает ТФГ «Прайд», произведены на основе моноэтиленгликоля (МЕГ) и соответствуют международным стандартам ASTM D 3306 (USA). British Standart 6580. JISK 2234. CUNA NC 956-16. AFNOR R-15-501. O NORM V 5123. UNE 25-361. NATO S-759 и имеют допуски компаний VW, BMW, Mercedes Benz, VOLVO, FORD, GM, FIAT.

Антифризов FILL Inn характеризуются наличием оптимального пакета присадок, разработанного экспертами компании по запатентованной технологии. Они одновременно предохраняют двигатель и от перегрева, и от размораживания. Сбалансированный состав присадок предотвращает коррозию стальных, чугунных, медных, латунных и алюминиевых поверхностей; они не оказывают вредного воздействия на резину, пластмассу и лакокрасочные покрытия.

При разработке пакета присадок особое внимание уделялось его способности препятствовать отложению накипи на внутренних поверхностях системы охлаждения, что особенно важно для поддержания оптимального теплового режима, гарантии нормальной работы термостата и водяного насоса. Среди главных свойств присадок – обеспечение надежной смазки сальника водяного насоса и препятствие пенообразования и кавитации.

Мы ввели в состав специальный краситель-люминофор. Эффект его свечения позволяет быстро обнаружить место утечки тосола из системы охлаждения под ультрафиолетовым светом.

03.07.2013 в 16:30 205
Посмотрите похожие материалы
Подписаться на новостную рассылку
view counter
x
Вход на сайт
x
Регистрация
Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.
User Roles
Юридическая информация
x
Новостная рассылка

С нами уже 739 профессионалов

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Введите символы с картинки