Среди автовладельцев, наверное, есть немного таких искушенных людей, которые отдают себе отчет в том, что их безопасность, а также безопасность их пассажиров и других участников дорожного движения зависит не только от ремней и подушек в салоне автомобиля, но и от правильной работы скрытых для глаза простого обывателя систем автомобиля.
Конечно, трудно привести более или менее точный показатель, однако принято считать, что в более чем двух третях ДТП виноваты различные неисправности подвески, в том числе и амортизаторов. До сих пор еще многие автомобилисты считают амортизатор главным компонентом систем комфорта в машине, забывая о том, что он в первую очередь выполняет, пожалуй, главную работу в деле обеспечения активной безопасности, а именно в эффективности торможения, в точности работы рулевого управления.
Перечислим основные функции амортизатора (да и подвески в целом): в первую очередь безопасность при езде, а также комфорт, обеспечение непрерывного контакта колеса автомобиля с дорожным покрытием, надежность при управлении машиной и при торможении.
Как известно, амортизатор – это изнашиваемый компонент автомобиля. Кроме повреждений, которые могут наступать в результате, например, наездов на бордюры, есть также и «естественный» износ – длительный и, по сути, незаметный процесс, который постепенно приводит к снижению амортизирующей способности компонента. И такие изменения неочевидны для самого водителя, который постепенно привыкает ездить на изношенных амортизаторах. К тому же обычный автомобилист не имеет чаще всего возможности самостоятельно изменить степень износа амортизатора.
Опасность изношенных амортизаторов очевидна. Страдают безопасность езды и ее комфортабельность. К тому же изношенный амортизатор приводит и к дополнительным затратам на эксплуатацию автомобиля, так как увеличивается степень износа всех деталей подвески, происходит также быстрый и неравномерный износ шин.
Если описать негативные эффекты в цифрах, то получится следующая картина:
– снижение эффективности торможения, которое выражается в том, что длина тормозного пути по прямой увеличивается на 10% (почти на 2,5 метра на скорости около 50 км/ч), а по кривой – на 20%;
– из-за потери постоянного контакта колеса с дорогой риск аквапланирования возрастает на 10%;
– увеличивается степень износа всех компонентов подвески;
– происходит неравномерный и быстрый износ шин, продолжительность «жизни» шин сокращается на 25%;
– снижается эффективность работы электронных систем, таких как ABS и ESP;
– усталость водителя, который управляет автомобилем с изношенными амортизаторами, возрастает на 26%.
Известно, что износ амортизаторов автомобиля во многом зависит от внешних условий, а также от манеры езды автомобилиста. Тем не менее существует ряд стандартных советов, которые в некоторой степени позволят избежать преждевременного износа. Советуют, к примеру, снижать скорость при езде по некачественному дорожному покрытию, не форсировать бордюры на высокой скорости, не перегружать автомобиль – словом, водить аккуратно, не тормозить резко, плавно входить в повороты, обращать внимание на прихоти российских дорог. Это, конечно, не спасет от механического износа, но сможет снизить риск повреждения амортизаторов.
Новые тенденции в сфере разработок амортизаторов идут в сторону увеличения количества электронных систем и компонентов в автомобиле. Все большую популярность набирают электронные системы подвески, позволяющие мгновенно реагировать на изменение дорожного покрытия, обеспечивая непревзойденный уровень комфорта и безопасности для водителя и пассажиров.
Говоря о том, какими будут подвеска и амортизаторы будущего, можно с уверенностью утверждать, что это будущее уже наступило. В сфере систем подвески уже разработаны такие технологии, которые обеспечивают максимальную безопасность при максимальном комфорте. Созданы даже такие технологии, которые позволяют преобразовывать энергию перемещения штока в электрический ток, который можно использовать для подзарядки аккумуляторов автомобиля.