Вначале несколько слов о том, что это за сеть и чем она отличается от других. Основатели сети «Вилгуд» – Шерзод и Барно Турсуновы, приехавшие в Москву из Ташкента. Ранее они создали компанию «Евродизайн» по оптовой продаже стройматериалов. Но потом им захотелось заняться новым видом бизнеса. Анализ рынка автосервиса в России показал, что здесь мало предприятий, работающих по единым стандартам. Так родилась идея создания своего рода автомобильных «Макдоналдсов» – сервисов, работающих по одной методике и расценкам. Максимально оптимизировать работу позволило внедрение современных IT-технологий. Идея оказалось успешной, сейчас сеть «Вилгуд» включает 6 собственных предприятий и 50 компаний, работающих по франшизе, до конца 2016 года количество сервисов планируется увеличить до 70.
О том, как этого удалось достичь и с какими проблемами при этом пришлось столкнуться, подробно рассказала Барно Турсунова в докладе «Как превратить убыточный бизнес в прибыльный автосервис».
Ранее Турсуновы никогда не занимались автомобильным бизнесом, и для того, чтобы набраться опыта в этой сфере, они в декабре 2011 года купили в Москве автосервис. Вскоре выяснилось, что автомобильный ремонт – сложный бизнес, где большое значение имеет человеческий фактор. И все универсальные методики здесь работают. Например, в сфере автобизнеса правило «больше клиентов – больше прибыль» не работает, при таком подходе растут затраты на маркетинг, а доходы падают. В Москве средние маркетинговые затраты на клиента составляют примерно 2000 рублей. При среднем чеке 4000–5000 рублей вся выручка автосервиса уходит на оплату персонала, и это без учета налогов и аренды. Если фонд оплаты труда составляет 50% от оборота, то для того, чтобы предприятие работало с прибылью, средний чек должен быть около 10 000 рублей, но даже в столичном регионе достичь этого показателя трудно. Поэтому ключевой задачей стало снижение фонда оплаты труда. Но как при этом мотивировать персонал? Ведь не каждый сотрудник согласится работать больше без увеличения зарплаты. Поэтому нужна система поощрения персонала. И она была создана: работа каждого сотрудника фиксируется по 15–20 параметрам, и вся информация заносится в единую базу данных. Механик за выполненную работу получает баллы. Разработана четкая система штрафов и поощрений, как говорится, как работал, так и заработал. Большой эффект дала установка системы видеонаблюдения. Зная, что все работы можно проконтролировать, механики стали более ответственно относиться к работе. При малой загрузке СТО, а это характерно почти для всех новых предприятий, большое значение имеет оптимизация численности персонала. По возможности необходимо сначала возложить обязанности нескольких сотрудников на одного человека, а затем при росте загрузки сервиса постепенно увеличивать штат.
Большое значение для повышения оборота автосервиса имеет проведение тщательной диагностики автомобилей. Часто клиент приезжает повторно, чтобы выполнить ранее продиагностированные работы. Поэтому автомобили, поступающие в ремонт или на ТО, тестируются по нескольким параметрам, каждый пункт диагностики заносят в компьютер.
В итоге автосервис удается сделать прибыльным, даже если средний чек составляет 6000 рублей. При этом на сегодняшний день в столичном регионе в автосервисах «Вилгуд» сумма среднего чека колеблется от 8000 до 12 000 рублей.
Сервисы «Вилгуд» нельзя назвать особо дешевыми. Но, оказывается, мало кто выбирает автосервис только по принципу цены! Большинство клиентов волнуют качество услуг и удобство расположения сервиса. «Вилгуд» предоставляет гарантию на выполненные работы до двух лет или 40 000 км. Сервисы сертифицированы по ГОСТ-Р, то есть поддерживается заводская гарантия. Предприятия осуществляют ремонт автомобилей почти всех известных автомобильных брендов: Audi, BMW, Ford, Hyundai, Infiniti, Kia, Land Rover, Lexus, Mazda, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Nissan, Opel, Skoda, Toyota, Volkswagen, Volvo.
Накопленный опыт позволил создать единую, эффективно работающую, автоматизированную сеть автосервисов.
Какие преимущества дает владельцам автосервисов работа по франшизе «Вилгуд»? Самое главное – нет расходов на маркетинг. Не нужно создавать собственный кол-центр, придумывать систему контроля качества. Это существенно снижает расходы на оплату сотрудников – некоторые подразделения вовсе не нужны. Другое преимущество – отсутствие дополнительных рисков. На всех этапах работа системы отлажена, и это позволяет даже предпринимателям, которые ранее никогда не занимались авторемонтом, успешно входить в бизнес и получать прибыль практически с первых дней работы.
О том, как это работает, рассказал Ахмед Сартаев, который открыл свой первый сервис «Вилгуд» в Астане. С одной стороны, Астана – динамично развивающийся столичный город, автомобильный парк здесь быстро растет. С другой стороны, похоже, качество автосервисных услуг оставляет здесь желать лучшего. Во всяком случае автоматические коробки передач приходится отправлять на ремонт в Москву. По словам Ахмеда, у «Вилгуд», есть кнопка, которую нажимаешь, и народ к тебе валит. Уже в первый день работы его СТО посетили 18 клиентов. Бизнес оказался столь успешным, что Ахмед Сартаев планирует открыть в Казахстане 15 станций по франшизе «Вилгуд» и создать склад запчастей.
Также своим опытом работы поделился Юрий Макуев, собственник четырех автосервисов в Московской области (два из них расположены в Королеве и два в Щелково): «Ранее мы работали по франшизе Bosch, и бизнес был успешным. Но затем возникла потребность в переменах. Мы поняли, что достигли пика при той модели управления и дальше будет стагнация. В системе «Вилгуд» я нашел то, что искал. При этом мы сохранили сотрудничество с Bosch, это лишний раз доказывает то, что система «Вилгуд» гибкая и позволяет эффективно работать с другими структурами и встраиваться в существующий бизнес. Раньше всеми станциями приходилось управлять в ручном режиме, теперь это можно делать удаленно. Если говорить о цифрах, то если в автосервисе в Королеве при загрузке 90% ранее средний чек был 3500 рублей, то после начала работы по франшизе «Вилгуд» он вырос до 6100 рублей. Зарплата механиков выше средней по рынку и составляет 60–90 тысяч рублей. Также работа в системе «Вилгуд» помогла сократить расходы на содержание предприятий. Здесь нет необходимости покупать и арендовать сервис на первой линии, поскольку большая часть клиентов приходит из Интернета».
В заключение встречи Барно Турсунова рассказала, что многого удалось достичь, но многое еще предстоит сделать. Одной из основных задач сейчас является создание учебного центра, поскольку кадровый вопрос – один из важнейших в сфере автобизнеса. Также намечены дальнейшее расширение сети «Вилгуд», внедрение новых информационных технологий в процесс управления и расширение перечня оказываемых услуг.