Это звучит несколько рискованно, но многие руководители крупных автомобильных компаний считают, что лучшим ответом на западные санкции против России является продолжение инвестиций в ее экономику.
Автопроизводители, включая Ford-Motor и Renault-Nissan планируют продолжать инвестировать в Россию.
Fiat-Chrysler Сержио Маркионне также среди руководителей мирового автобизнеса, выражающих сдержанный оптимизм: «Я хочу думать, что в среднесрочный период это будет решено (вопрос санкций), и мы вернемся к какому-то уровню нормализации. Единственной причиной, почему я так говорю, служит то, что любые альтернативы были бы просто ужасны, не только для Европы, но и в целом». Однако Маркионне предупредил, что любой, кто ожидает, что российские объемы продаж могут вернуться в следующие 12 месяцев, рискует сильно удивиться.
Вот что сказал Volkswagen Мартин Винтеркорн: «Российский авторынок восстановится, возможно, не очень быстро. Это правда, что мы сократили производство (временно) на заводе в Калуге. Но Россия вернется, я убежден в этом».
Создается впечатление, что производители автомобилей не хотят уступать завоеванные на российском рынке позиции, считая, что это быстро растущий рынок. Эти надежды поддерживаются заявлениями, что импортные эмбарго против западных автомобилей могут принести больше вреда, чем пользы из-за сокращений от пошлин и тарифов. Однако считается, что автомобильные санкции, даже если они экономически нецелесообразны, все-таки возможны. А азиатские автопроизводители могут стать главной выигравшей стороной в широкой торговой войне между Россией и Западом.
Производители автомобилей обеспокоены снижением курса рубля, начиная с февраля текущего года. Они считают, что необходимо использовать стратегию, которую предложили японские компании в период падения курса йены – производить там, где продаешь.
Карлос Гон – альянса Renault-Nissan заявил, что девальвированный рубль и тарифы означают, что продажа импортируемых автомобилей совершенно невозможна в России. Единственное, что может помочь, это локализация, локализация, локализация, чтобы избежать ловушки обменного курса валют, зависящих от политических событий.
Подобно этому высказался и СОО (Chief Operating Officer) европейского отделения Форд Барб Самардзих. Он сказал, что ориентировка российского правительства на расширение местного производства соответствует общим интересам. Форд не намерен задерживать инвестиции в Россию. «Чем больше мы можем локализовать (то есть произвести на месте) и получить в рублях (за свою продукцию), тем меньшему риску мы подвергаемся», считает г-н Самардзих.
Компания Toyota, в свою очередь, считает, что сохранит продажи в России на уровне 2013 года, несмотря на общий спад на рынке. Этому поможет фокусировка на модели премиум-класса, менее подверженные спаду.
Концерн BMW продолжает рассматриватть вопрос строительства завода в России, наличие которого помогло бы защитить компанию от возможного ответа России на западные санкции.
Но не все автопроизводители оптимистичны. В частности, немецкий филиал концерна General Motors – компания Opel заморозила расширение производства на своем заводе под Санкт-Петербургом. Вот что сказал по этому поводу Opel Карл-Томас Нойман: «Мы сейчас очень-очень внимательно инвестируем в Россию, пока не получим лучшее понимание ситуации».
Продажи легковых автомобилей на российском рынке сократились на 12% за 8 месяцев 2014 года (по сравнению с тем же периодом прошлого года) до 1,58 млн.штук (по данным базирующейся в Москве Ассоциации Европейского бизнеса).