Одна из тенденций развития мирового подшипникостроения говорит, что подшипник должен служить весь срок эксплуатации автомобиля. Правда, эта тенденция тормозится несколькими пока трудноустранимыми проблемами.
«Вечный подшипник» дорог не только производителям бюджетных автомобилей, но даже изготовителям автомобилей «средних» классов. Второе: понятие «срок эксплуатации», как показывает практика, в разных странах мира и неодинаковых социальных слоях населения понимается очень неоднозначно. И третье: условия эксплуатации автомобилей в различных частях света далеко не одинаковы. Кто бы взялся сделать «вечным» ступичный подшипник для автомобилей, одинаково успешно эксплуатируемый в российской глубинке или на севере Сибири, в знойной пыльной Африке или мокром джунглевом поясе Центральной Америки? И сколько бы он стоил?
Поэтому технико-экономические реалии сегодняшнего дня таковы, что время от времени подшипники выходят из строя и требуют замены.
Признаки близкой кончины
Исправный подшипник работает молча. Уровень шума, вибрации и сопротивление качению должны быть минимальны. Собственно, именно на этом принципе основана диагностика подшипникового узла: прибор измеряет уровень шума и микровибрации и при превышении заданных параметров дает рекомендации по замене.
Среди главных причин выхода из строя называют высокие эксплуатационные нагрузки, неэффективные уплотнения и большой натяг в посадке и, как следствие, слишком малый зазор в подшипнике.
Анализ, проведенный как-то представителями SKF, говорит, что треть повреждений подшипников связаны с процессом естественных или преждевременных усталостных разрушений поверхностей трения, треть подшипников выходит из строя из-за плохой смазки и последнюю треть убивают грязь, вода и неправильный монтаж.
Про важность смазки написано и сказано очень много. Eе деградация может начаться в результате перегрева подшипника, повреждения уплотнения и, как следствие, попадания воды и грязи в смазку…
Естественная усталость поверхностей трения рано или поздно все равно наступит. Чтобы это произошло как можно позднее, нужно опять-таки обеспечить хорошую смазку и правильный монтаж подшипника. Усталостные разрушения проявляют себя в виде постепенного выкрашивания микрочастичек металла рабочей части дорожек качения. Процесс развивается довольно медленно. Сначала дорожка «теряет блеск», становится матовой. Даже эта начальная стадия развития усталостного разрушения сопровождается усилением шума и вибрации, а поэтому ее удается быстро обнаружить и успеть заменить подшипник до его полного разрушения. (SKF, как уже упоминалось, выпускает приборы для вибромониторинга подшипниковых узлов.)
Срок службы подшипника напрямую зависит не только от правильного выбора подшипника и его качества, но и от метода его установки. Требуются чистота и точное соблюдение технологии монтажа, которая обычно разрабатывается совместно конструкторами узла и производителем подшипников. Ремкомплекты, поставляемые на рынок передовыми производителями подшипников, обычно содержат подробную инструкцию по монтажу и даже «одноразовый» специнструмент: оправки, втулки, позволяющие без перекоса установить подшипник и не прилагать монтажных усилий к элементам трения. Молоток – это совсем не тот инструмент, который нужен при замене подшипников.