Главные вопросы по обслуживанию дисковых тормозных механизмов

Главные вопросы по обслуживанию дисковых тормозных механизмов

13.10.2016 - 07:42
Приблизительное время чтения: 6 минут. Интересно, но нет времени читать?

Компания Bosch обладает почти 100-летним опытом в разработке и обслуживании тормозных систем. В 2017-м году исполнится 90 лет первому усилителю тормозов, разработанному Bosch. В Учебном центре компании специалисты автомобильных СТО проходят различные курсы по диагностике и ремонту тормозных систем. Учитывая обширный опыт преподавания и общения с пользователями, эксперты Bosch собрали наиболее популярные вопросы, связанные с обслуживанием дисковых тормозных механизмов автомобиля. Отвечает специалист Учебно-консультационного центра Bosch по тормозным системам Александр Котельников.

Почему тормоза начинают скрипеть? Правда ли, что шум при торможении возникает из-за тормозных колодок?

И да, и нет. Это распространенная, но не единственная причина. Шум при торможении возникает за счет вибраций и резонанса разных деталей тормозной системы, подвески и рулевого управления.

Кроме того, если скрип появился после длительной эксплуатации, на некоторых колодках начинают издавать звук специальные индикаторы износа, сигнализирующие о необходимости замены колодок.

Если после замены колодок появились звуки, значит ли это, что новые колодки плохие?

Думать, что звуки издают плохие, некачественные колодки, в корне неверно. Тормозная система – это единое целое. Работает она подобно «оркестру». Вибрации при работе тормозов неизбежны, при этом по отдельности компонентов системы может быть и не слышно. Но когда в разных местах понемногу накапливается износ, начинают вибрировать и вступают в резонанс сразу несколько деталей – тормозная система начинает «звучать» в полную силу. Это могут быть колодки, диск, тяги, сайлентблоки, стойки стабилизатора и даже амортизатор. Поэтому при возникновении шума необходим осмотр всех компонентов. Более того, если поставить одну и ту же колодку на разные автомобили, на одном она может вести себя идеально, а на другом – вступать в резонанс с остальными деталями.

Очень часто шум исходит от тормозного диска, так как он имеет очень большую площадь и выступает в качестве своего рода динамика. Однако всегда нужно рассматривать тормозную систему или тормозную машинку, как ее называют в автосервисах, в комплексе.

Решается ли проблема заменой тормозных колодок или дисков?

Только после проверки всего тормозного механизма. Если поставить новую деталь на неисправный механизм, она не будет хорошо работать.

По каким еще причинам может возникнуть шум тормозов?

У автомобиля могут быть просто перетянуты колесные гайки. В результате перетяжки «поведет» диск, появятся биения. Это тоже может привести к возникновению шума! Поэтому сразу точно назвать причину звуков нельзя. Каждый случай индивидуален, всегда необходима комплексная диагностика.

Как часто нужно осматривать тормоза?

Осмотр тормозной системы необходим минимум 2 раза в год. Целесообразно проводить профилактический осмотр при сезонной смене колес. И, конечно, стоит обратиться в сервис, если при торможении появились шумы или другие проблемы.

Также регулярного внимания требует тормозная жидкость. Снижение уровня жидкости в бачке является признаком износа колодок и дисков, либо может говорить о других проблемах в системе. Кроме основной своей функции, тормозная жидкость также защищает детали системы от коррозии, поэтому требует периодической замены.

Интервал замены тормозной жидкости указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля или мотоцикла и обычно составляет от 1 до 3 лет, в зависимости от ее типа. Однако объективно оценить свойства тормозной жидкости поможет измерение температуры кипения. Сделать это можно только при помощи специального тестера, например, тестера Bosch BFT-100.

Как правильно обслуживать дисковую тормозную систему? Какой профилактики требует тормозная система, чтобы избежать возникновения скрипов?

Даже если замена дисков или колодок не требуется, сервисные процедуры продлят их ресурс. Минимум, который необходимо сделать автомеханику при обслуживании тормозной системы – демонтировать суппорт, проверить состояние всех компонентов, а также удалить грязь и нанести в нужные места смазку. Кроме проверки тормозов, необходимо также проверить детали подвески и рулевого управления (колодки, диск, тяги, сайлентблоки, стойки стабилизатора, амортизатор и т.п.).

Очень часто шумы возникают как раз потому, что профилактическое обслуживание тормозной системы не производились.

Нужно ли использовать медную смазку?

Вопреки активному применению как автолюбителями, так и специалистами автосервисов, использовать при обслуживании тормозной системы медные или любые другие металлосодержащие смазки не рекомендуется. В процессе эксплуатации между разными металлами возникает электрохимическая реакция, в результате чего детали начинают окисляться, появляется коррозия. Это приводит к тому, что колесные диски «прикипают» к ступице или тормозному диску, теряют подвижность колодки и суппорт в направляющих. Кроме того, возникающие в процессе электрохимической реакции микротоки могут негативно влиять на работу электронных тормозных систем ABS/ESP. Поэтому во избежание проблем рекомендуется использовать специальную смазку для механизмов тормозных систем Bosch Superfit. Она не содежит металлов и кислот и защищает детали от коррозии.

Какие преимущества имеют тормозные диски с покрытием?

Покрытие на премиальных тормозных дисках увеличивает коррозионную стойкость и термостойкость, продлевающих срок службы диска и тормозной системы в целом. Такие диски не требуют предварительной очистки поверхности перед установкой.

Можно ли использовать на всех автомобилях керамические колодки, какие применяются на спортивных моделях? Фрикционные материалы универсальны?

Фрикционные материалы не универсальны и инженеры Bosch рекомендуют основываться на свойствах компонентов и характеристиках базовых оригинальных спецификаций. Каждая система разработана для достижения постановленных ей задач и требований. Если на автомобиле с тормозами, разработанными для работы с традиционными колодками, установить керамические, то их стремительный износ с высоким уровнем пыли от тормозных механизмов приведет к повреждениям и сбоям в работе системы. И, наоборот, если изначально применяемые керамические колодки заменить на традиционные, то недостатки в виде шумов и чрезмерного износа диска обеспечены. При замене всегда лучше придерживаться принципа оригинальной конструкции.

Что может повысить эффективность работы тормозной системы?

Лучший путь повышения эффективности торможения – установить колодки и диски высокого качества, каковыми являются диски и колодки Bosch. Дополнительно к этому, качественно проведенные обслуживание и ремонтные работы могут восстановить тормозную систему автомобиля до первоначальных «оригинальных» значений, обеспечивающих эффективность торможения, отвечающую жестким требованиям автопроизводителей.

Нужно ли вместе с колодками или дисками менять направляющие или другие компоненты тормозной системы?

Если дополнительные компоненты тормозной системы для крепления колодок, уменьшения шумов и вибраций находятся в хорошем состоянии, можно оставить их. Однако со временем направляющие изнашиваются, на поверхности появляется коррозия, а пружины и пластины теряют свои характеристики. Так как стоимость этих компонентов не высока, время от времени или при необходимости следует заменять их новыми.

Какими преимуществами обладают компоненты Bosch?

Так как компания Bosch производит и поставляет компоненты тормозных систем в качестве оригинального оснащения многих автомобилей, зачастую запасные части Bosch абсолютно те же, что идут на конвейеры автопроизводителей. Продукция Bosch для первичных поставок и для рынка послегарантийного обслуживания по качеству или требованиям к продукции ничем не отличается.

При разработке дисковых колодок одной из задач компании Bosch является обеспечение уровня шума ниже 70 дБ. Поэтому только правильный подбор материалов и очень точная настройка характеристик может обеспечить требуемый комфорт при высокой производительности колодок. С помощью акустических испытаний на специальных динамических стендах в исследовательском центре в г. Карлсруэ, (Германия) определяется индивидуальная настройка для каждой тормозной системы, обеспечивающая максимальный уровень характеристик. Для моделирования реалистичных условий эксплуатации в различных климатических поясах по всему миру температура вокруг испытательных стендов может регулироваться от –40 до +60°C.


Посмотрите похожие материалы: