Прежде всего, о том, что такое «световой тюнинг». Это придание серийному автомобилю индивидуальности за счет изменения внешнего вида и конструкции элементов головного света, задних фонарей, освещения салона, применения различных подсветок экстерьера и интерьера. При этом, естественно, изменения не должны выходить за рамки, предусмотренные стандартами, требованиями Техрегламента и других нормативных документов.
Рассказать о работах тверских мастеров мы попросили Михаила Муханова, независимого разработчика тюнинг-проектов, в активе которого, несмотря на молодость, есть немало оригинальных проектов.
– Скажи, Михаил, чем, по твоему мнению, вызван интерес именно к световому тюнингу?
– Мне кажется, основных причин две. Одна из них – растущее однообразие стилей серийных автомобилей. Технология массового производства и мода приводят к тому, что автомобили разных компаний и марок становятся похожими друг на друга. На первое место я бы поставил стремление придать конкретной машине внешнюю индивидуальность минимальными средствами за счет изменения оформления внешнего «света». Вторая причина – доработка освещения в ходе общего тюнинга автомобиля.
Через этап замены головного света и задних фонарей прошли многие владельцы отечественных «восьмерок/девяток/десяток». Выпускавшиеся десятилетиями автомобили со временем неизбежно отстали от моды, и десятки мелких компаний стали предлагать им фары с точечными источниками света и задние фонари с разнесенными лампами и рефлекторами.
С появлением ксеноновых ламп и (позже) дневных ходовых огней возможности светового тюнинга значительно расширились.
– Одним из примеров комплексной доработки головного света можно считать Nissan Qashqai, хорошо известный тверским знатокам тюнинга. Внешние изменения коснулись маски, которая была окрашена черной матовой эмалью. А вот внутренние изменения были более серьезными. Блок лампы дальнего света заменили на биксеноновые лампы Hella с линзой фокусировки луча. На корпусе линзы установили «ангельские глазки» диаметром 100 мм. При цветовой температуре 5000 К они обеспечивают световой поток 120 lm. Кстати, «ангельские глазки» по-прежнему очень популярны среди мастеров тюнинга несмотря на то, что впервые появились более десяти лет назад.
По сути, «ангельские глазки» (angel eyes) – миниатюрные неоновые лампы, загнутые в кольцо по форме и размеру отражателей фар ближнего и дальнего света. Цвет свечения, как и размеры ламп, может быть практически любым, из сложности установки только одна – необходимость блока розжига, аналогичного стартеру обычной лампы дневного света.
– Кроме замены оптики и установки «ангельских глазок», в блоке головного света разместили светодиодные дневные ходовые огни, которые изначально не предусматривались конструкцией.
Светодиоды использовали и в подсветке днища, разместив гибкий световод по периметру автомобиля.
Светодиоды оказались незаменимыми и в световом тюнинге салона. Так, для эффектного освещения акустики, размещенной в багажнике автомобиля, в полу сделали световой люк, а на фальшполу разместили блок светодиодной подсветки. Интересно, что активный световой тюнинг сыграл заметную роль в решении владельца автомобиля об изменении его цвета. И «ангельские глазки», и агрессивная подсветка днища не смотрелись на белом автомобиле, и в итоге Qashqai приобрел свой нынешний цвет, резко выделяющий его на фоне остальных автомобилей.
Широкое применение светодиодов в тюнинге автомобиля – тренд последних лет. И здесь у самого Михаила есть интересные идеи, уже реализованные и находящиеся пока на стадии разработки. Но кое-какими мыслями он готов поделиться с редакцией и читателями. Итак:
– Светодиоды заинтересовали меня по двум причинам. Во-первых, они дают более мощный световой поток по сравнению с обычными лампами накаливания, во-вторых, они на порядок экономичнее их. Возможная замена светодиодами обычных ламп позволяет не только улучшить «световооруженность» автомобиля, но и значительно разгрузить бортовую сеть. Высвобожденную энергию можно использовать, например, для создания бортовой компьютерной сети.
В качестве базы для проведения работ была избрана Skoda Octavia. Работа началась с замены ламп заднего хода светодиодами.
– Я решил использовать светодиоды китайского производства Cree Q5 высокой мощности в комплекте с двенадцатью чипами SMD 5050. Честно скажу, я не ожидал такого эффекта. Световой поток сфокусировался линзой в такой мощный, что по уровню освещенности его можно сравнить с ближним светом.
Затем последовала замена стоп-сигналов также на светодиоды. И вот что оказалось. Если днем их яркий свет «читается» даже на прямом солнечном свете, то в сумерках и ночью он очень раздражает водителей следующих сзади автомобилей.
А вот как габаритные фонари светодиоды оказались просто несравнимы с обычными. Например, светодиодные сигналы заднего хода 1156/BA15S в комплекте с восемнадцатью чипами 5050 при потребляемой мощности всего 1,8 Вт обеспечивают световой поток 180 lm. Они отлично заметны в любое время суток.
– Убедившись в возможностях светодиодов, я взялся за замену головного света. В каталогах многих компаний можно найти немало предложений. Я остановил свой выбор на передних габаритных светодиодах T10 -9SMD5050 мощностью 1,8 Вт и комбинированных светодиодных источниках дальнего и ближнего света h4 120 smds. Спектр света холодный белый, мощность светового потока 350–390 lm, цветовая температура 6000–6500 К. Благодаря равномерному круговому расположению светодиодов обеспечивается поток с углом охвата 360 градусов.
Большинство современных светодиодных источников по габаритам и рабочему напряжению полностью соответствует стандартным лампам накаливания, что делает замену не очень сложной, но очень эффективной.
– Первые же поездки со светодиодным «светом» показали, что замена себя полностью оправдала. Автомобиль более заметен в потоке благодаря более ярким фонарям, нагрузка на генератор уменьшилась вдвое, возможность использования светодиодов с разными цветами света позволяет экспериментировать с внешним обликом автомобиля.
Следующим этапом стала работа над изменением освещения салона. Одну за другой я заменил лампы освещения багажника, перчаточного ящика и салона. В итоге мне удалось перевести всю осветительную систему автомобиля Skoda Octavia на светодиодную базу.
Казалось бы, сейчас можно заказать готовый автомобиль в любой комплектации, так зачем вкладывать столько сил в тюнинг? Но, видимо, чем шире размах массового производства неких усредненных автомобилей, тем сильнее стремление человека к индивидуальности своего четырехколесного друга. И световой тюнинг играет здесь далеко не последнюю роль. Об этом говорят оригинальные и талантливые работы мастеров из Твери.