Мастера света с берегов Волги

Мастера света с берегов Волги

14.10.2014 - 18:40
Приблизительное время чтения: 5 минут. Интересно, но нет времени читать?

Прежде всего, о том, что такое «световой тюнинг». Это придание серийному автомобилю индивидуальности за счет изменения внешнего вида и конструкции элементов головного света, задних фонарей, освещения салона, применения различных подсветок экстерьера и интерьера. При этом, естественно, изменения не должны выходить за рамки, предусмотренные стандартами, требованиями Техрегламента и других нормативных документов.

Рассказать о работах тверских мастеров мы попросили Михаила Муханова, независимого разработчика тюнинг-проектов, в активе которого, несмотря на молодость, есть немало оригинальных проектов.

myhanov

– Скажи, Михаил, чем, по твоему мнению, вызван интерес именно к световому тюнингу?

– Мне кажется, основных причин две. Одна из них – растущее однообразие стилей серийных автомобилей. Технология массового производства и мода приводят к тому, что автомобили разных компаний и марок становятся похожими друг на друга. На первое место я бы поставил стремление придать конкретной машине внешнюю индивидуальность минимальными средствами за счет изменения оформления внешнего «света». Вторая причина – доработка освещения в ходе общего тюнинга автомобиля.

Через этап замены головного света и задних фонарей прошли многие владельцы отечественных «восьмерок/девяток/десяток». Выпускавшиеся десятилетиями автомобили со временем неизбежно отстали от моды, и десятки мелких компаний стали предлагать им фары с точечными источниками света и задние фонари с разнесенными лампами и рефлекторами.

С появлением ксеноновых ламп и (позже) дневных ходовых огней возможности светового тюнинга значительно расширились.

Одним из примеров комплексной доработки головного света можно считать Nissan Qashqai, хорошо известный тверским знатокам тюнинга. Внешние изменения коснулись маски, которая была окрашена черной матовой эмалью. А вот внутренние изменения были более серьезными. Блок лампы дальнего света заменили на биксеноновые лампы Hella с линзой фокусировки луча. На корпусе линзы установили «ангельские глазки» диаметром 100 мм. При цветовой температуре 5000 К они обеспечивают световой поток 120 lm. Кстати, «ангельские глазки» по-прежнему очень популярны среди мастеров тюнинга несмотря на то, что впервые появились более десяти лет назад.

angel

По сути, «ангельские глазки» (angel eyes) – миниатюрные неоновые лампы, загнутые в кольцо по форме и размеру отражателей фар ближнего и дальнего света. Цвет свечения, как и размеры ламп, может быть практически любым, из сложности установки только одна – необходимость блока розжига, аналогичного стартеру обычной лампы дневного света.

Кроме замены оптики и установки «ангельских глазок», в блоке головного света разместили светодиодные дневные ходовые огни, которые изначально не предусматривались конструкцией.

Светодиоды использовали и в подсветке днища, разместив гибкий световод по периметру автомобиля.

Светодиоды оказались незаменимыми и в световом тюнинге салона. Так, для эффектного освещения акустики, размещенной в багажнике автомобиля, в полу сделали световой люк, а на фальшполу разместили блок светодиодной подсветки.  Интересно, что активный световой тюнинг сыграл заметную роль в решении владельца автомобиля об изменении его цвета. И «ангельские глазки», и агрессивная подсветка днища не смотрелись на белом автомобиле, и в итоге Qashqai приобрел свой нынешний цвет, резко выделяющий его на фоне остальных автомобилей.

Широкое применение светодиодов в тюнинге автомобиля – тренд последних лет. И здесь у самого Михаила есть интересные идеи, уже реализованные и находящиеся пока на стадии разработки. Но кое-какими мыслями он готов поделиться с редакцией и читателями. Итак:

– Светодиоды заинтересовали меня по двум причинам. Во-первых, они дают более мощный световой поток по сравнению с обычными лампами накаливания, во-вторых, они на порядок экономичнее их. Возможная замена светодиодами обычных ламп позволяет не только улучшить «световооруженность» автомобиля, но и значительно разгрузить бортовую сеть. Высвобожденную энергию можно использовать, например, для создания бортовой компьютерной сети.

В качестве базы для проведения работ была избрана Skoda Octavia. Работа началась с замены ламп заднего хода светодиодами.  

– Я решил использовать светодиоды китайского производства Cree Q5 высокой мощности в комплекте с двенадцатью чипами SMD 5050. Честно скажу, я не ожидал такого эффекта. Световой поток сфокусировался линзой в такой мощный, что по уровню освещенности его можно сравнить с ближним светом.

Затем последовала замена стоп-сигналов также на светодиоды. И вот что оказалось. Если днем их яркий свет «читается» даже на прямом солнечном свете, то в сумерках и ночью он очень раздражает водителей следующих сзади автомобилей.

А вот как габаритные фонари светодиоды оказались просто несравнимы с обычными. Например, светодиодные сигналы заднего хода 1156/BA15S в комплекте с восемнадцатью чипами 5050 при потребляемой мощности всего 1,8 Вт обеспечивают световой поток 180 lm. Они отлично заметны в любое время суток.

– Убедившись в возможностях светодиодов, я взялся за замену головного света. В каталогах многих компаний можно найти немало предложений. Я остановил свой выбор на передних габаритных светодиодах T10 -9SMD5050 мощностью 1,8 Вт и комбинированных светодиодных источниках дальнего и ближнего света h4 120 smds. Спектр света холодный белый, мощность светового потока 350–390 lm, цветовая температура 6000–6500 К. Благодаря равномерному круговому расположению светодиодов обеспечивается  поток с углом охвата 360 градусов.

Большинство современных светодиодных источников по габаритам и рабочему напряжению полностью соответствует стандартным лампам накаливания, что делает замену не очень сложной, но очень эффективной.

– Первые же поездки со светодиодным «светом» показали, что замена себя полностью оправдала. Автомобиль более заметен в потоке благодаря более ярким фонарям, нагрузка на генератор уменьшилась вдвое, возможность использования светодиодов с разными цветами света позволяет экспериментировать с внешним обликом автомобиля.

Следующим этапом стала работа над изменением освещения салона. Одну за другой я заменил лампы освещения багажника, перчаточного ящика и салона. В итоге мне удалось перевести всю осветительную систему автомобиля Skoda Octavia на светодиодную базу.

Казалось бы, сейчас можно заказать готовый автомобиль в любой комплектации, так зачем вкладывать столько сил в тюнинг? Но, видимо, чем шире размах массового производства неких усредненных автомобилей, тем сильнее стремление человека к индивидуальности своего четырехколесного друга. И световой тюнинг играет здесь далеко не последнюю роль. Об этом говорят оригинальные и талантливые работы мастеров из Твери.