На вопросы отвечал Пеньков Александр Юрьевич, генеральный директор компании Febest, специально для журнала «Автокомпоненты».
Рынку удалось синхронизироваться
Прошедший год был очень неоднозначным. Он ознаменовался сильным, чрезвычайно сильным падением рынка в первой половине – пик этого падения, обусловленный переходом компаний на режим удаленной работы, пришелся на апрель – и почти полным восстановлением во второй половине. При этом в разных регионах страны ситуация развивалась по-разному. Где-то бизнес закрывался полностью, где-то лишь частично; возникали серьезные перебои с поставками; клиентский трафик падал чуть ли не до нулевых отметок… В общем, мы столкнулись с совершенно неординарными проблемами, с которыми прежде дела никогда не имели.
Сейчас еще сложно оценить весь объем понесенных игроками рынка потерь, но абсолютно очевидно, что запланированного многими роста не предвидится. Скорее всего, финансово-экономические показатели будут немного ниже, чем по результатам 2019 г., но не критично ниже, поскольку в итоге рынку удалось все-таки синхронизироваться с изменившимися реалиями и подстроиться к новым условиям.
Поэтому мне кажется, если эпидемиологическая ситуация с коронавирусом не ухудшится, то рынок в следующем году нормализуется и продолжит свое развитие в обычном порядке – общество и бизнес уже приспособились к происходящему.
Нам удалось выявить узкие места
Ничего радикального в работе нашей компании в 2020 г. не произошло. Все планы поэтапно реализуются, все задуманные проекты – воплощаются в жизнь. Может быть, не так быстро, как хотелось бы, но, тем не менее, процесс идет достаточно энергично. Главное – в этот очень трудный для всех год нам удалось сохранить целостность коллектива, высококвалифицированные специалисты остались с нами и продолжают успешно работать.
Хотя, несомненно, определенные коррективы в общую деятельность были внесены. Мы, например, по-настоящему поняли, что такое удаленка. Надо сказать, что в компании и прежде практиковался дистанционный режим работы сотрудников, но, конечно же, не в таких масштабах. Поэтому введенные на общегосударственном уровне карантинные меры не вызвали шока, не парализовали наш бизнес.
Напротив, они позволили нам лучше разобраться в особенностях удаленной работы, определить сегменты/направления, в которых персонал может спокойно трудиться на удаленке без негативных последствий для общего дела.
Кроме того, нам удалось выявить некоторые узкие места – кризис, он же всегда выявляет узкие места, – для устранения которых были приложены необходимые силы и резервы.
Все зависит от ситуации
Очень многое зависит от того, как будет развиваться пандемия. Если динамика распространения заболевания пойдет на спад и к весне снизится до разумно безопасных показателей, то, скорее всего, восстановление перейдет в максимально активную фазу, потому что и отложенный спрос, и сезонность никуда не денутся – весна как приходила к нам разбитыми дорогами, так и в 2021 году придет.
А отложенный спрос – да, отчасти он был удовлетворен в конце лета – начале осени, но не до конца, поскольку многие автомобилисты, сократившие использование личного автотранспорта, в приоритетном порядке удовлетворяли свои первоочередные потребности: питание, здоровье и т.д. Они не тратились на ремонт, откладывая его на лучшие времена. Выжидали. Придерживали деньги.
К весне отложенный спрос снова подрастет, и, если люди почувствуют, что ситуация выровнялась, что рынок труда и зарплаты вышли на стабильный уровень, они обязательно начнут решать вопросы с ремонтом.
Но если коронавирус продолжит свою ужасную жатву – третья волна, мутация или что-то еще более страшное, о чем сейчас многие говорят, – то тут в принципе ничего прогнозировать невозможно. Хотя надо понимать, что автотранспорт – один из важнейших и жизненно необходимых атрибутов современного общества. Поэтому совсем уж полностью его ремонт и обслуживание останавливать вряд ли будут.
Неустойчивые компании теряют свой бизнес
В такой ситуации, как сейчас, все кризисные моменты, копившиеся в отрасли годами, начинают довольно энергично выплескиваться наружу. В итоге слабые, неустойчивые компании теряют свой бизнес, а крупные, динамично развивающиеся – наращивают. Причем у самых передовых компаний, возможно, даже наметится рост. Хотя в целом рынок при этом может и падать.
Три направления
В новом году наша компания продолжит расширять предлагаемый на рынке ассортимент. Мы считаем, в текущей ситуации это очень правильное решение.
Кроме того, мы намереваемся наладить более тесное взаимодействие с клиентами, направленное на максимально эффективное удовлетворение их потребностей. Для этого мы пристальнее сфокусируемся на логистике, на совершенствовании клиентского сервиса.
Ну и, конечно же, ценовая политика – мы будем очень внимательно следить за обеспечением сбалансированных условий в контексте стоимости, потому что сегодня этот фактор имеет приоритетное значение – люди в основной массе готовы покупать продукцию, характеризующуюся наиболее выгодным соотношением «цена – качество».