Население рекордно потратилось

Население рекордно потратилось

26.03.2020 - 09:57
Приблизительное время чтения: 7 минут. Интересно, но нет времени читать?

В конце февраля в Москве состоялся десятый по счету ежегодный форум ForAuto 2020, организованный аналитическим агентством «Автостат». Его участники пришли к выводу, что спада на автомобильном рынке не избежать, но пути повышения эффективности все же есть.

2019 год был рекордным

По мнению Олега Мосеева, президента Российской ассоциации автодилеров (РОАД), автомобильный рынок России в этом году ждет минус, в пределах 8 процентов по продажам новых транспортных средств. А вот емкость рынка авто с пробегом практически не изменится.

Снижение продаж в первичном сегменте будет связано в первую очередь с постоянно падающей покупательной способностью населения. Кроме того, автобизнес в 2019 году максимально эффективно мотивировал сограждан раскошеливаться, выгребая последние накопления.

В рублевом эквиваленте продажи новых машин побили все рекорды: россияне потратили свыше 2,55 триллиона рублей на эти цели. Даже в благословенном 2013 году траты составляли всего 2,37 триллиона. Понятно, что рубли за это время стали иными, но зарплаты, выдаваемые в них, поменялись не так значительно. От себя напомним, что в 2013 году в нашей стране было продано 2,61 млн новых авто, а в 2019-м – только 1,63 млн.

Кстати, большинство экспертов предупреждают, что потенциал роста авторынка уже исчерпан. И до момента, когда народ начнет богатеть, мы не увидим подъема.

При этом рынок б/у автомобилей является стабильным и емким, с точки зрения бизнеса. На один новый автомобиль приходится 3,3 авто с пробегом.

Но есть внутренние ниши для конкуренции. Сегодня в РФ более 80 процентов всех проданных новых автомобилей представлены сегментами B и SUV, что в ближайшие 3–5 лет будет серьезно влиять на aftermarket. А вот сегмент C практически исчез, его поглотили автомобили B+, это связано с экономической обстановкой в стране.

Кстати, на американском рынке около половины продаж новых авто приходится на кроссоверы. Скорее всего, доля кроссоверов будет расти и у нас. В этом сегменте уже сейчас наблюдается лютая конкуренция. В категории SUV на отечественном рынке представлено более 100 моделей, а в популярном B и B+ – только около 20 моделей.

Если посмотреть на динамику рынка в целом, то по сравнению с итогами лучшего 2013 года проседание составляет 37%, и отыграть эти цифры не представляется возможным в сложившихся экономических реалиях.

Исключение из правил

К умеренным пессимистам относится и директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков, который не верит в расцвет авторынка в ближайшие годы. И даже хорошие показатели января, по его мнению, скорее исключение из правил.

«Автостат» подтверждает его слова красноречивой статистикой: по результатам 2019 года спад продаж затронул практически все типы транспортных средств. Самое большое снижение зафиксировано в сегменте среднетоннажных грузовиков, оно составило 5%. Условно стабильным сегментом оказался рынок легких коммерческих грузовиков, который не упал, но и не вырос. Кстати, коммерческий транспорт реагирует на экономическую обстановку быстрее, чем население. В стране снижается количество малых и средних предприятий, так что роста здесь ожидать не стоит и по итогам текущего года.

2

А автобусы показали существенный рост в 8%. Но не стоит забывать, что продажи автобусов куда меньше зависят от рынка, чем от государственного и муниципального заказа, поддержавшего производителей в этом году.

Дополнительные факторы спада

Очень важным и долгосрочным трендом является физическое сокращение экономически активного населения страны. Сегодня в фазу расцвета входит поколение 90-х, которое, прямо скажем, не было многочисленным. К тому же, на фоне снижения доходов работающих граждан РФ, растет число пенсионеров и людей предпенсионного возраста. А между тем основная масса автовладельцев, около 90%, – это трудоспособные люди в возрастной категории 25–55 лет, которая становится все меньше. Так что демографический фактор будет многие годы оказывать влияние на рынок.

Среди «сиюминутных» негативных трендов эксперты отметили снижение стоимости нефти и металлов, что несколько подрывает экономические базы державы. А также коронавирусную инфекцию из Китая, распространение которой прямым образом затронет отечественный автопром.

Ярким дополнением к букету плохих факторов стали альтернативы к покупке собственного автомобиля. Например, в крупных городах развиваются каршеринг, сервисы совместной поездки (BlaBlaCar и аналоги) и доступное такси.

Развитие инфраструктуры и общественного транспорта тоже бьет по автоиндустрии. Например, в Москве, в тех локациях, через которые прошли Центральные диаметры, Центр организации дорожного движения уже зафиксировал снижение автомобильного трафика. За счет чего сократились пробки и уменьшились пробеги. Благо подобная ситуация характерна в основном для Москвы и Московской области, а регионам бояться нечего, там инфраструктурные и логистические проекты не в приоритете, особенно в плане развития общественного транспорта.

Кредитное поведение

Госпрограммы, которые очень серьезно поддерживали автомобильную отрасль последние годы, стали менее масштабными в финансовом плане, и рост продаж на авторынке 2017 и 2018 годов сменился спадом.

Серьезное подспорье тогда оказывали льготные кредиты, которые сейчас снизили темп. С другой стороны, многие банки нашли им альтернативу, перейдя в сегмент потребительского кредитования. Фактически это автокредит без залога и дополнительных страховок, что выгоднее для многих клиентов. Тренд любопытный, но пугающий, так как говорит о снижении доступности классического автокредитования для массового потребителя.

Опережающий рост цен

За последние шесть лет решающим драйвером удорожания новых автомобилей была шоковая девальвация рубля 2014 года. Но в какой-то момент девальвацию обогнали иные факторы. Такие, как рост утилизационного сбора, повышение налогов, увеличение НДС, инфляция, которая никак не хочет укладываться в официальную статотчетность. Кроме того, сказались поднятие акцизов на топливо, тахографы в грузовиках и успехи по внедрению системы «Платон». Все это привело к тому, что сегодня по ряду моделей рублевые ценники стали выше, чем валютные в славном 2013 году.

Срок владения увеличивается

Как результат – увеличение срока владения автомобилем и качественное развитие сегмента автомобилей с пробегом.

Как говорилось выше, в 2019 году россияне потратили 2,55 триллиона рублей на 1,63 млн новых автомобилей. Примерно столько же у соотечественников ушло на приобретение авто с пробегом, емкость рынка которых составила 5,40 миллиона единиц.

Всего же в России насчитывается 44,5 млн транспортных средств, притом их средний возраст составляет 13,7 года. В последние годы растет срок владения авто, сегодня он составляет около 5 лет, что не так уж и плохо.

Но по итогам 2019 года на вторичном рынке было продано на 5,9% меньше автомобилей в возрасте до 5 лет, при этом свыше 54% вторичных продаж пришлось на авто в возрасте старше 10 лет. Все это говорит о том, что естественная выбраковка старого автопарка замедляется.

Перспективный сегмент

Тем не менее «старые машины» притягивают все больше взоров, так как в долгосрочной перспективе продажи здесь будут максимально стабильными. Большинство серьезных игроков из дилерского сообщества стремятся укрепить свои позиции тут.

Многие дистрибьюторы запустили успешные программы по продаже автомобилей с пробегом, очень активно используется инструмент трейд-ин для повышения продаж новых авто. Некоторые дилеры уже ставят планы реализации в соотношении один автомобиль с пробегом на один новый. В этот сегмент активно пошли банки, чтобы не терять прибыль от выпадающего первичного сегмента, уже есть кредитные продукты с обратным выкупом.

Вместе с тем на вторичном рынке уже начали сказываться низкие продажи последних лет. Если раньше ликвидный дилерский сегмент представлялся машинами в возрасте до 5 лет, теперь к этому показателю прибавился год. Связано это и с тем, что сегодня первая перепродажа нового автомобиля чаще всего происходит через 6 лет после покупки, раньше этот период варьировался в пределах 3–5 лет.

В 2019 году хорошо росли вторичные продажи бюджетных марок, которые в общем составляют 90,5% рынка, в первую очередь это Lada, Hyundai, Kia и Renault. По премиальным маркам лидеры б/у сегмента – BMW и Mercedes.

1

Оптимальный прогноз

В аналитическом агентстве «Автостат» считают, что при оптимальном сценарии, если на отечественный рынок не будут влиять форс-мажорные факторы, рынок новых автомобилей по итогам текущего года снизится примерно на 6%. Случится это из-за снижающегося платежеспособного спроса внутри страны. Притом предпосылок для валютных колебаний сегодня нет, рубль стабилен и, скорее всего, не повлияет на динамику продаж.

 


Посмотрите похожие материалы: