Рынок фильтров жестко разделится

Рынок фильтров жестко разделится

02.07.2019 - 14:19
Приблизительное время чтения: 5 минут. Интересно, но нет времени читать?

Каким в ближайшие годы станет рынок автомобильных фильтров и о его самых ярких сегодняшних трендах рассказывает Андрей Алексюк, руководитель отдела маркетинга «MANN+HUMMEL».

В оценке рынка мы опираемся на данные «АДАК» (Ассоциация Дистрибьюторов Автомобильных Комплектующих), мониторинг различных баз данных и таможенной статистики.

Количественная стагнация

Могу сказать, что в целом рынок фильтров растет, не более, чем на 5 -10 % в год, но в количественном выражении он близок к стагнации. Это связано с тем, что объемы продаж новых автомобилей существенно сократились, по сравнению с пиковыми показателями 2012 года.

С другой стороны, за это время появилось большое количество новых моделей автомобилей, в которых, к примеру, установлены салонные фильтры, которых ранее на машинах массового сегмента просто не было. Благодаря этому, мы наблюдаем рост показателей по определённым продуктовым линейкам.

Сокращение доли OEM

Согласно ряду исследований, доля OEM-производителей в сегменте Aftermarket сокращается. Это может быть связано с тем, что OEM-поставщики не настолько активны на рынке автомобилей с пробегом, ведь наша продукция упаковывается еще и самими автопроизводителями в коробки с оригинальными фильтрами, а создавать нишевую конкуренцию не всегда оптимально.

Рост числа подделок

Вместе с тем, очень серьезным фактором является значительный рост числа подделок. Контрафактные фильтры ввозятся в страну обезличено, не попадают в официальную статистику, а коробки и маркировки делаются уже в нашей стране. Ужасно, но в определенных товарных категориях количество подделок превалирует.

Внешнее качество

Многие позиции фильтров по самым популярным или ходовым автомобилям покрыты подделками достаточно плотно. При этом, о каком-либо качестве продукта говорить не приходится. Отмечу, что визуально отличить контрафакт от настоящего изделия не всегда просто даже профессионалу. Фильтр и его упаковка могут выглядеть замечательно. Повторюсь, для нас сегмент Aftermarket не так критичен, ведь мы поставляем продукцию напрямую автопроизводителям, но есть бренды, которые сильнее страдают от подделок.

Изобилие упаковщиков

Особенность российского рынка фильтров еще и в том, что он изобилует упаковщиками. По ряду позиций количество брендов, предлагаемых покупателю, приближается к девяти десяткам. Но только 7-8 из них являются реальными производителями, остальные – производят только коробку.

Тем интереснее, что на рынке фильтров в целом, за последние десять лет не появилось ни одного нового серьезного производителя. Наоборот, происходит консолидация – крупные игроки поглощают средних. Количество формальных изготовителей становится с каждым годом все меньше.

Многие упаковщики заказывают фильтры в Китае, где готовы производить продукт, практически, по любой цене, а вопрос о качестве их работы не стоит. Задача такого продукта – выглядеть, как фильтр и стоить дешево, иных требований к нему не предъявляют.

На что обращать внимание

Если вы берете продукцию и не находите информации, где она сделана (made in), с указанием конкретной страны производства, лучше откажитесь от покупки. На фильтре может быть нанесен какой угодно бренд, но если страна, где он изготовлен не указана, усомнитесь в его качестве.

Вопрос цены

Главная проблема, на мой взгляд, не в том, что конечный потребитель выбирает дешёвую продукцию, которая не всегда способна соответствовать высоким стандартам качества. Проблема в том, что предложения дешёвого сегмента генерирует продавец.

Именно человек, стоящий за прилавком предпочитает недорогую продукцию - он поневоле принимает решение за клиента. Происходит это из-за того, что сотрудники торговых предприятий не всегда хорошо обучены, в этой профессии большая ротация, кадровая текучка, персоналу магазинов трудно объяснить покупателю разницу между недорогим и именитым брендом, поэтому он и предлагает, что подешевле. Приходится констатировать, что качество подготовки персонала падает не только в магазинах, но и в сервисных центрах, но это уже другая история.

Покупательская неграмотность

Конечно, имеет место и техническая неподкованность покупателей, они не всегда понимают, что экономия в 200 рублей может привести к дорогостоящему ремонту двигателя. А в случае с воздушным фильтром, сомнительная экономия многократно перекрывается повышенным расходом топлива, и это в лучшем случае.

Экономия не оправдана

На фильтрах экономить бессмысленно. Мало того, что это может грозить дорогостоящим ремонтом, так еще и разница в цене между недорогими и именитыми фирмами не является критичной. А с учетом общей стоимости владения автомобилем, фильтры составляют крайне малую часть расходов. Стоит вспомнить хотя бы о том, что стоимость первых трех лет эксплуатации среднего автомобиля выливается в стоимость его покупки. Комплект фильтров в этой сумме составит не более 0,3%.

Жесткая сегментация

Если говорить о прогнозах, то на мой взгляд, в ближайшем будущем рынок фильтров жестко разделится по направлениям. Мы это видим уже сейчас на примере работы нашей компании. За последние четыре года, несмотря на кризис, MAN-Filter показал прирост, заняв долю рынка в 23%, вместо 16% в 2014 году. Это подтверждает и статистика АДАК. То есть, мы прирастаем примерно на пару процентов в год. А, вот, доля нашего второго бренда – Filtron, который играет в средней ценовой нише – стабильна.

Думаю, это сложившийся тренд. Далее рынок поделится на два полюса: те потребители для которых важно качество и уверенность в продукте будут, по-прежнему, приобретать фильтры премиальных брендов, а сегмент будет показывать рост. Вторым полюсом станет рост недорогого сегмента.

Пострадают дистрибьюторы

Я предполагаю серьезное усиление конкуренции среди упаковщиков, за счет выхода на рынок дистрибьюторов со своими локальными брендами. Представьте, крупный дистрибьютор создает и продвигает свою марку, привозя точно такой же продукт, как какая-то независимая фирма, но предлагая его под другим названием. Конкурировать с большим федеральным дистрибьютором в такой ситуации практически нереально.  Поэтому одними из первых погибнут бренды-упаковщики, у которых нет привязки к большой сбытовой сети.

Риски среднего ценового сегмента

При том, довольно серьезные риски имеют компании, работающие в среднем ценовом сегменте. Их потребители в свое время ушли от премиум-брендов ради оптимальной экономии. Теперь для многих из них наступает момент дальнейшей оптимизации расходов. В итоге, средний сегмент будет либо сторнировать, либо частично падать, так как потребители для которых критична цена уйдут на дешёвый сегмент, а те для которых приоритетно качество все равно будут покупать продукцию премиум-брендов.


Посмотрите похожие материалы: