О трудном выборе

О трудном выборе

08.06.2015 - 15:55
Приблизительное время чтения: 5 минут. Интересно, но нет времени читать?

Ориентируясь на конструкцию, наиболее востребованными на рынке амортизаторами являются двух- и однотрубные телескопические амортизаторы. Из них наиболее популярны двухтрубные газонаполненные амортизаторы. Основными преимуществами конструкции является простота и надежность, технологичность и относительно невысокая стоимость производства.

Однако с каждым годом растут продажи газовых однотрубных амортизаторов. Они не менее надежны, чем двухтрубные, но металлоемкость и масса их меньше. Такие амортизаторы оперативнее реагируют «на удар», но их непреодолимым пока недостатком, является высокая цена.

Для автомобилистов, которые не жалеют средств на обслуживание и ремонт своего автомобиля, рынок может предложить уникальные по своим качествам амортизаторы. Так, все чаще встречаются автомобили, в т.ч. и отечественные, в которых используются регулируемые амортизаторы. Водитель настраивает жесткость амортизатора, ориентируясь на условия езды: максимально жесткий режим для скоростного движения по шоссе или максимально мягкий – для езды по бездорожью.

Производителями предлагают множество разновидностей регулируемых амортизаторов. Совсем недавно в серийных автомобилях начали применяться т.н. активные амортизаторы. Их жесткостью водитель может управлять прямо из кабины, а процесс регулировки выполняет электропривод.

Ещё более продвинутые системы амортизаторов имеют в конструкции специальные датчики, определяющие по скорости перемещения и количеству вертикальных ходов штока амортизатора вид поверхности, по которой движется автомобиль. Характеристики возможных ландшафтов предварительно внесены в настройки электронного блока управления амортизаторами. Так что, получив команду блока управления, электропривод автоматически устанавливает жесткость демпфирования, оптимальную для конкретной опорной поверхности.

К одной из последних разработок относятся автоматические системы демпфирования MagnaRide, разработанные американской компанией BWI Group. В основе функционирования - свойства особой амортизационной жидкости, в составе которой имеется взвесь металлических частиц, способных под действием электромагнитного поля упорядочиваться, меняя, тем самым, вязкость жидкости. Состояние жидкости в свою очередь определяет жесткость амортизатора.

Но все же регулируемые амортизаторы большей частью сегодня используются во внедорожниках, пикапах, малотоннажных грузовиках, в спортивных автомобилях, и их цена в несколько раз превышает стоимость амортизаторов средней ценовой категории.

В среде водителей существует большая группа любителей совершенствовать свои автомобили, и менять детали и узлы с целью повышения эксплуатационных качеств машины. Надо заметить, что в отношении амортизаторов специалисты советуют придерживаться рекомендаций автопроизводителя. Ведь даже если замена одного типа амортизатора на другой улучшает «поведение» машины в определенной ситуации, то вполне возможно ухудшение эксплуатационных характеристик в других режимах.

Если все-таки водитель желает заменить «родные» амортизаторы, то новые следует выбирать только в каталогах известных брендов. Такие амортизаторы дороги, но приобретая их, можно быть уверенным, что вложенные средства «будут работать» долго и надежно.

Многие автолюбители задаются вопросом: не стоит ли поменять амортизаторы одного известного производителя на продукцию другого бренда, например, Sachs на Monroe, Kayaba на Sachs, а Monroe заменять амортизаторами Kayaba, поскольку они, по некоторым отзывам, имеют лучшие характеристики. Ответ простой: плохих или хороших характеристик не бывает, все амортизаторы ведущих производителей работают отлично, если находятся в хорошем техническом состоянии и правильно установлены.

Но оценка их работы во многом субъективна, и зависит от ощущений конкретного водителя, как он реагирует на те или иные действия амортизатора. К тому же при движении автомобиля амортизатор участвует в сложном процессе, в котором не менее важную роль играет и жесткость шин, и особенности конструкции автомобиля, и конкретные условия эксплуатации машины, и состояние дорожного полотна, и даже стиль управления, используемый водителем.

Водителям, часто ездящим с полной загрузкой, либо в машинах, работающих на газе и оснащённых дополнительными баллонами, можно посоветовать приобретение регулируемых амортизаторов, с возможностью увеличения жесткости на 30…50% относительно стандартной, для компенсации повышенных нагрузок. Любителям резких поворотов и быстрой езды также можно посоветовать использование регулируемых амортизаторов с дроссельным режимом работы, а при спортивном стиле вождения оптимальным решением будет установка амортизаторы с повышенным сопротивлением при клапанном режиме работы.

Но для надёжной и продолжительной работы новых амортизаторов надо помнить об особенностях их работы. Известны случаи, когда вновь установленные мощные амортизаторы отрывались с кусками металла в местах крепления к кузову или подвеске из-за несоответствия усилий крепления и отбоя.

Категорически нельзя ориентироваться при замене амортизаторов только на линейные размеры. При одинаковых габаритах модели амортизаторов могут отличаться характеристиками сопротивления при сжатии(сжатие) и при растяжении(отбой). Например, в автомобилях, конструкцией которых предусмотрен наклон амортизатора на угол в 45° и более при перемещении колеса, замена однотрубного газонаполненного амортизатора недопустима. Однако известны многочисленные случаи, когда штатный амортизатор пытались заменить дешёвым двухтрубным, который, естественно, очень быстро выходил из строя.

Частой причиной потери плавности хода автомобиля, а затем и выхода амортизатора из строя, является замена штатного амортизатора подобным, но имеющим либо немного большую длину в сжатом состоянии, либо более короткий габарит в растянутом положении.

В первом случае быстро разрушится буфер сжатия и все нагрузки от перемещения подвески начинают действовать непосредственно на шток амортизатора. Во второй ситуации ход колеса в процессе отбоя уменьшается, в результате на дороге с дефектами покрытия, в автомобиле, особенно без груза и пассажиров, будут ощущаться сильные рывки и скачки, а также слышаться стуки в подвеске.

Кроме того, при прочих равных параметрах, опасно ставить «неродные» амортизаторы с меньшим диаметром штока. Например, вместо рекомендуемой модели амортизатора, в которой используется шток Ø12 мм, установить амортизатор со штоком Ø10,5 мм. Более тонкий шток может быстро погнуться от действия повышенной для него нагрузки.

В заключение хотелось бы повторить, что нужно пользоваться услугами только проверенных поставщиков. Конечно, для профессионалов, занимающихся автозапчастями, давно не секрет, что большой процент запчастей, в т.ч. и амортизаторов, продающихся в наших автомагазинах в красочных упаковках известных европейских поставщиков, изготавливаются на предприятиях Азии и Латинской Америки.

Но ответственный заказчик выбирает завод, имеющий достаточно высокий производственный потенциал, его специалисты контролирует соблюдение технологии на всех этапах изготовления, производят оперативный контроль качества изготавливаемых амортизаторов.

В то же время на российском рынке масса продукции крайне низкого качества выдается автомагазинами за качественный товар. Ежегодно появляются новые, неизвестные до сих пор компании, предлагающие амортизаторы по очень низким ценам. Часто владельцы таких компаний ссылаются на упаковке продукции на японское или европейское ее «качество», поскольку регистрируют свои предприятия в европейских странах и даже в Японии.

Заказы же на производство амортизаторов размещаются ими на мелких предприятиях в азиатских странах. Компании-однодневки из технологии производства часто «удаляют» необходимые операции, имеющие важнейшее значение для работы амортизатора, но не отражающиеся на внешнем его виде. Поработав некоторое время, компании исчезают, но на их место приходят другие.

Продавая без опознавательных знаков дешевые амортизаторы, продавец может в конечном итоге потратить средства, значительно превышающие сэкономленные, не говоря уже о возможных, куда более серьезных, последствиях.


Посмотрите похожие материалы: