Приблизительное время чтения: 9 минут. Интересно, но нет времени читать?

Технический директор московского представительства LYNXauto Тутуш- кин Владимир Александрович
Технический директор московского
представительства LYNXauto
Тутушкин Владимир Александрович

Успех пришел благодаря высочайшему качеству предлагаемых изделий при реальной цене на них, хорошим условиям гарантии и квалифицированному сервису. Словом, предоставлено все то, чего так не хватает порой для нормального обслуживания автомобиля. Конечно, все это появилось не на пустом месте. За плечами молодой торговой марки стоит всемирно известная японская компания NKN Ltd, имеющая огромный опыт разработки и производства автомобильных компонентов для большинства автомобильных конвейеров Японии (и не только Японии).

О некоторых подробностях становления бренда LYNXauto и об особенностях изделий одной товарной группы – ШРУСов – нам рассказал технический директор московского представительства LYNXauto Тутушкин Владимир Александрович. Вниманию читателей предлагается краткое изложение его рассказа.

Как и когда появился бренд

Торговая марка LYNXauto  принадлежит компании Akita Kaihatsu Japan, которая является структурным подразделением японской компании NKN Ltd (до 1989 г. – Nakasuji Iron Industry Ltd), ведущего мирового производителя ШРУСов и приводных валов. Сама же Akita Kaihatsu, расположенная в городе Осака, сначала была самостоятельной лабораторией по изучению свойств металлов. Затем разрослась и попала под крыло NKN Ltd, в составе которой занималась разработкой систем управления качеством на производстве, а также консультационными услугами по подготовке производства и выпуска готовой продукции для предприятий автомобильной промышленности и энергетического комплекса.

В 2008 г. было принято решение сделать Akita Kaihatsu экономически самостоятельным подразделением и поручить выпускать продукцию под собственной торговой маркой. Незадолго до этого события американскому рекламному агентству было дано задание разработать торговую марку и обеспечить ее всеми необходимыми атрибутами. Остановились на названии LYNXauto. Lynx – рысь, северный хищник. Основные ассоциации потребителя продукции  новой торговой марки: север – хищник – выносливость, а ключевая мотивация – запчасти, установленные на автомобиль, не подведут даже в очень тяжелых северных условиях. Дистрибуция продукции бренда LYNXauto проводится по всей всемирной торговой сети NKN Ltd.

Товарные группы

С 2008 г. в Россию начинаются поставки щеток стеклоочистителей и фильтров, причем сразу для очень большого ассортимента японских, американских, корейских, российских и европейских автомобилей. Эти два продукта завоевали заслуженную популярность, что позволило вскоре увеличить количество товарных групп до 10. В ассортименте LYNXauto появились ШРУСы, приводные ремни, тормозные колодки, лампы, детали подвески, амортизаторы, высоковольтные провода.

После того как 10 товарных групп были сформированы, руководством компании принимается решение о прекращении увеличения числа товарных групп и продолжении расширения ассортимента внутри каждой из групп. Несмотря на то что каталог компании и так уже включает в себя 2000 наименований фильтров и 2500 ШРУСов, есть еще неохваченные марки автомобилей.

Стратегия расширения ассортимента

Сначала, как и большинство других компаний, Akita Kaihatsu начинала предлагать запчасти LYNXauto на автомобили, у которых закончилось трехлетнее гарантийное дилерское обслуживание. Однако альтернативные запчасти высокого качества бывают нужны гораздо раньше, чем заканчивается гарантия на автомобиль. Поэтому теперь узел начинают разрабатывать сразу же после выпуска первых автомобилей и по мере начала производства предлагают его покупателям, не дожидаясь трехлетнего периода.

Второй важной стратегической чертой LYNXauto стало то, что покупателю предлагается не привод в сборе, а отдельные шарниры, которыми можно заменить вышедший из строя ШРУС в приводе.

Как известно ряд изготовителей автомобилей, и среди них производители самых массовых моделей Ford и Hyundai, поставляют только приводные валы в сборе, и отдельный оригинальный ШРУС для автомобилей этих марок не существует в поставках ни на конвейер, ни на автомаркет. Чтобы уйти от такой ситуации, специалисты Akita Kaihatsu взяли на себя труд разрабатывать и выпускать альтернативные шарниры, которые могут быть установлены в приводные валы этих марок машин. Финансовая выгода такой политики для потребителя очевидна: оригинальный привод в сборе стоит обычно от $500, цена одного ШРУСа LYNXauto начинается от $35.

Однако производителям, которые ставят приводные валы в сборе, субподрядчики могут поставлять (и поставляют, к сожалению) их с разным числом шлицев. Поэтому LYNXauto в своем ассортименте должна иметь разные варианты таких шарниров и предупреждать покупателей об этой ситуации.

Особенности ШРУСов LYNXauto

ШРУСы LYNXauto наряду с амортизаторами благодаря ряду отличительных особенностей стали ключевыми изделиями, локомотивами торговой марки. Отличия от изделий конкурентов заключены как в конструкции и термообработке, так и в комплектации и условиях предоставления гарантии.

Конструкция. ШРУСы LYNXauto представляют собой классический 6-шариковый шарнир Альфреда Рцеппы, который практически без изменений дошел до наших дней. Характерной особенностью конструкции шарниров LYNXauto является специальный (так называемый арочный) профиль дорожек качения.

Его отличие в том, что каждый шарик имеет две точки контакта с дорожкой, разнесенные примерно на 90 градусов. Внизу между шариком и дорожкой остается зазор 4 микрона. Такая конструкция потребовала применения шариков самой высокой группы точности. Дорожку радиусного профиля сделать проще, однако контактирует она с шариком только в одной точке. Две точки контакта дают возможность снизить нагрузки, увеличить ресурс и обеспечить необходимую прочность шарнира.

Термообработка и точность изготовления. Выпуск ШРУСов – это чрезвычайно высокоточное производство, оно имеет международные сертификаты менеджмента качества ISO 9001, TS 16949, ISO 1400. Кроме механической точности изготовления деталей главенствующую роль в качестве изделия играет термообработка. Важнейшее требование к термообработке шарнира состоит в том, что его детали не могут быть закалены «насквозь». Верхний слой должен быть очень твердым, а внутри – относительно мягкий металл. «Относительно», потому что ШРУС делают из качественной высокопрочной легированной стали. Если ШРУС закален полностью, то при эксплуатации шарнир может сломаться в районе галтели с характерным для полностью закаленного металла изломом зернистой структуры. Это очень распространенный дефект ШРУСов от различных «непонятных» производителей. А какую опасность представляет собой излом ШРУСа на дороге (представьте, что произойдет, если это случится на обгоне), не нужно объяснять ни одному водителю.

Как это ни парадоксально, чтобы ШРУС не ломался, его сердцевина должна быть мягче, чем рабочие поверхности.

Поверхностный слой ШРУСов LYNXauto имеет твердость не менее 58–62 единиц по Роквеллу. Убывание твердости нормируется с шагом 0,5 мм вглубь изделия с тем расчетом, чтобы через 5 мм она практически сравнялась с твердостью незакаленного основного металла. Правильность такой термической обработки была подтверждена многочисленными испытаниями, в том числе и проведенными в нашей стране. Так, например, на испытательной базе лаборатории НАМИ были проведены испытания на способность ШРУСа передавать максимальный крутящий момент (до момента начала разрушения). Схема испытания такова: наружный корпус шарнира жестко зафиксирован от проворота. На внутреннюю обойму через приводной вал подается плавно (или дискретно с небольшим шагом) увеличивающийся крутящий момент. При этом фиксируют следующие точки – момент появления необратимых деформаций, момент появления первой трещины и момент излома шарнира.

Чтобы иметь возможность сравнить полученные в результате испытания данные, тестированию подвергались ШРУСы для автомобилей LADA, для которых в том же НАМИ накоплена большая экспериментальная база. По нормативам ШРУС для автомобилей LADA должен выдерживать максимальный крутящий момент 250 кГм. А для остаточных деформаций порог несколько ниже – нормативом допускается появление необратимых остаточных деформаций при нагрузке не менее 215 кГм. (Нормативы для всех шарниров большинства автомобилей практически одинаковы, смещение по цифрам очень небольшое.)

Документально подтверждено, что излом ШРУСа LYNXauto для автомобиля LADA произошел при 385 кГм, т.е. его прочность в полтора раза превзошла установленный норматив.

Полностью закаленные ШРУСы обычно ломаются сразу с появлением первой трещины и, значит, чаще всего не выдерживают необходимых испытаний.

ШРУСы, которые изготовлены по всем требованиям к точности обработки, материалу и термообработки, имеют расчетный ресурс 100 тысяч км. Все, что больше 100 тысяч, нужно отнести к везению при аккуратной эксплуатации. ШРУСы LYNXauto отхаживают более 100 тысяч километров даже в условиях российской действительности. (Для примера: китайским ШРУСам отводится тысяч 20.) Это подтверждают ресурсные испытания, проводимые головной компанией в Японии. Такие испытания требуют очень значительных затрат, поэтому их могут себе позволить только серьезные производители.

Азотированный корпус. Отличительной чертой ШРУСов LYNXauto стал азотированный корпус, предохраняющий шарнир от коррозии.

Полная комплектация. В комплект поставки ШРУСа входит все необходимое для установки его на автомобиль: стопорные кольца, тюбик со специальной смазкой на весь срок эксплуатации, пыльник, два хомута для его крепления и крепеж.

Методика смазки шарниров разработана давно. Известно, что шарик не просто катится по дорожке, а, начиная с определенного числа оборотов, наряду с качением наблюдается его проскальзывание. Поэтому смазка должна не только снять нагрузки сваривания, но и обеспечить хорошие противозадирные и противоизносные характеристики. Всю сумму требуемых свойств может обеспечить только смазка с добавлением дисульфида  молибдена. В рамках гарантийной политики компании рекомендовано использовать только  специальную смазку из поставляемого комплекта.

Пыльник морозостойкий, выдержавший все необходимые испытания при температуре –40оС, тем не менее работы по улучшению свойств пыльника и увеличению его морозостойкости продолжаются.

Гарантийная политика компании

Гарантийный срок на все изделия LYNXauto составляет 12 месяцев со дня покупки независимо от пробега. Причем не существует требований установки изделий только на авторизованном сервисе. LYNXauto доверяет предоставление гарантии любой официальной СТО, ведущей нормальный документооборот (т.е. открывающей заказ-наряд) и имеющей необходимый инструмент. В случае рекламации компания компенсирует затраты СТО. Такая гарантийная политика распространяется на все товарные группы, хотя все прекрасно понимают, что, например, щетки стеклоочистителей московской зимой становятся «расходниками».

Уже сейчас гарантийные станции LYNXauto есть в Новосибирске, Иркутске, Томске, Санкт-Петербурге, Мурманске, Красноярске, Владивостоке и Хабаровске.

По ведущейся статистике рекламаций ШРУСов LYNXauto, за четыре года продаж в России зафиксировано не более 20 рекламаций по вине завода (неправильная установка, небрежная транспортировка или эксплуатация с порванным пыльником не входят в гарантийные случаи). Это исчезающе мало по сравнению с общим объемом продаж.

ШРУС, как любую даже очень хорошую вещь, можно сломать. Резкий старт с вывернутыми колесами – это большая вероятность повредить шарнир. Рваный пыльник – это стопроцентная смерть шарнира. Но на практике значительно больше шарниров страдают от неправильной  установки.

Установить ШРУС достаточно легко. Нужно, чтобы проскочило и защелкнулось стопорное кольцо. Для этого требуется произвести легкий удар в осевом направлении по наружной части корпуса шарнира через трубчатую оправку из мягкого металла (медь, латунь…).

«Умельцы» пытаются устанавливать шарниры ударом молотка в приводной вал. Это ведет к трещинам в сепараторе или корпусе, затем к «отлому» или «хрусту». По статистике московского представительства LYNXauto, 50% случаев выхода из строя ШРУСа – это результат его неправильной установки. Эта печальная цифра говорит о том, что квалификация персонала и культура производства на российских СТО находятся на очень низком уровне.

Итак, перед нами пример организации производства и дистрибуции альтернативных автокомпонентов одной из ведущих японских компаний. Специалисты Akita Kaihatsu приложили массу усилий, чтобы изделия, имеющие торговую марку LYNXauto, ассоциировались с высоким качеством и исключительной надежностью. Находясь в верхней части среднего ценового диапазона, они имеют идеальное соотношение цены и качества.

Успех марки предопределен тем фактом, что LYNXauto, через своих партнеров и дистрибуторов, обеспечила все, что нужно автовладельцу для обслуживания автомобиля, – прочность и выносливость запчастей, гарантии и квалифицированный сервис.


Посмотрите похожие материалы: