Поиски идеала свойственны несовершенному во многих отношениях человеку. Но достижим ли этот пресловутый «идеал» в реальной жизни? Например, существует ли идеальный автосканер?
Инструмент технологий и бизнеса
Перед каждым предприятием сферы технического обслуживания и ремонта автотехники стоят определенные цели и задачи, характерные для этого конкретного предприятия. Как правило, они обусловлены множеством разнообразных сугубо индивидуальных факторов, среди которых клиентская база, обслуживаемый парк, место дислокации и проч. Поэтому подбирать автосканер, как прибор для компьютерной диагностики основных систем современного автомобиля, надо напрямую исходя из этих целей и задач. Только при четком соблюдении данного условия с помощью автосканера можно добиться их наиболее полного и эффективного достижения/решения.
И в этом контексте автосканер надо рассматривать уже не как просто технологический прибор для выполнения тех или иных рабочих операций, а как инструмент бизнеса, формирующий загрузку СТО и позволяющий зарабатывать деньги.
Хотя при всем этом автосканер, естественно, продолжает оставаться прибором. Через диагностический разъем он подключается к блокам управления автомобиля и считывает информацию непосредственно с каждого из блоков. Кроме того, он получает информацию и от датчиков, но надо понимать, что отображать ее автосканер способен лишь в том виде, в котором она представляется блоками управления, с которыми он взаимодействует. Так что осциллограммы непосредственно с датчика от него вы не получите, а это значит, что всегда нужно четко разделять автосканер и осциллограф или мотор-тестер, являющиеся в этом плане несколько иными приборами.
Как без рук
Чтобы получить полное представление о важности автосканера именно как совокупного инструмента и бизнеса, и технологий, достаточно проанализировать статистику рынка послепродажного обслуживания автотранспорта. Согласно данным «Автостата», емкость этого рынка в России в 2019 г. составила 589,3 млрд руб. из которых на автомойку приходится 124,7 млрд руб., шиномонтаж – 25 млрд руб., кузовной ремонт – 129 млрд руб., а все остальное, то есть более 300 млрд руб., – это услуги по техобслуживанию и ремонту. И в их иерархии наибольшую выручку приносит текущее обслуживание, затем мелкий ремонт и крупный агрегатный ремонт.
То есть техобслуживание – это основной и самый большой кусок гигантского пирога постпродажного сервиса, на который и стоит главным образом делать ставку, развивая свой бизнес. А как, скажите на милость, в современном нашпигованном электроникой автомобиле качественно проводить техобслуживание и ремонт без автосканера? Да никак – ни сервисные интервалы обнулить, ни память ошибок проверить, ни т.д.
Вот и получается, что если раньше диагностический сканер был необходим только диагносту и лишь сугубо на диагностическом посту, то в нынешних реалиях развития автомобильных технологий автосканер должен использоваться чуть ли не на всех участках многофункциональной СТО. Включая участок приемки, шиномонтажа, слесарных работ и проч. А это значит, что вопрос поиска «идеального» прибора приобретает особую важность.
Сладкие фантазии
Если суммировать все витиеватые пожелания российских специалистов в области автотехобслуживания, то, по их мнению, идеальный автосканер будет представлять собой две лампочки – красную и зеленую. Горящая красная лампочка свидетельствует о неисправности компонента, датчика, блока, узла и т.д. Зеленая, соответственно, – исправности. При этом лампочки должны обязательно комплектоваться кассовым аппаратом, желательно в полностью автоматическом режиме, без какого-либо участия человека, распечатывающим чеки, и чудо-кнопкой «Отремонтировать все».
Это некий усредненный совокупный образ идеального устройства, которое хотят иметь все, чтобы работа заключалась только в подключении лампочек, печатании чеков и нажатии одной-единственной кнопки. Что тут скажешь? У нас для вас плохие новости, господа: создать такой агрегат вряд ли когда-либо удастся.
В реальной жизни достаточно приближенным к совершенству можно считать дилерский сканер, являющийся самым функциональным и максимально полным с точки зрения информационной базы прибором, поддерживающим работу с теми или иными марками автомобилей.
В дилерском сканере непременно присутствуют следующие функции:
- чтение и стирание ошибок самодиагностики;
- отображение текущих параметров системы;
- проверка исполнительных механизмов;
- адаптация;
- сброс сервисных интервалов;
- кодирование блоков управления;
- программирование блоков управления;
- ведомая диагностика;
- ведомые функции.
Но у дилерского сканера есть один очень-очень существенный минус. Точнее, два. А если еще точнее, эти два минуса, как бы дополняя друг друга, превращаются просто в полюс абсолютного холода: дилерский сканер поддерживает только одну конкретную марку и довольно дорого стоит. И мы еще не касаемся вопроса открытости доступа к информации завода-изготовителя независимым станциям – это вообще отдельная страшная история, которой в этой публикации мы даже касаться не будем.
Поэтому с дилерским оборудованием ситуация напряженная (клоны не рассматриваем – за них теперь вообще дают сроки, и совсем не условные; прецедентов уже полно). В идеале, конечно же, хотелось бы получить нечто дилерское, но с тотальным покрытием по всем маркам и глубиной по годам выпуска лет этак 20–30, плюс моментальные обновления по всем нововведениям в текущей модельной линейке…
Однако и тут мы вас не утешим – и таких тоже не бывает и вряд ли когда-либо появится.
Суровая реальность
Впрочем, несмотря на несбыточность профессиональных фантазий, современный рынок специализированного диагностического оборудования предлагает довольно широкий перечень приборов, предназначенных для решения разнообразных контрольно-диагностических задач. Чтобы лучше в них сориентироваться и выбрать себе наиболее подходящий, разделим все автосканеры на 4 сегмента.
Первый – это уже упомянутые дилерские сканеры. В силу своей специфики и высокой стоимости они наилучшим образом подойдут тем станциям, которые плотно работают только с определенными марками. Причем число этих марок строго ограничено двумя-тремя, ну, может быть, четырьмя. В этом случае не грех разориться на оборудование подобного плана, попутно заведя близкие знакомства в соседних дилерских центрах для получения свежих обновлений.
Второй – марочные сканеры. В независимом секторе рынка – это некая альтернатива дилерским приборам и подходит тем СТО, которые четко сегментируются на определенных нишах. Например, на все модели VAG. В отличие от дилерских сканеров они поддерживают несколько марок, но в очень узком диапазоне. В частности, нередко специализируются, скажем так, по сторонам света: «Азия» (чаще всего без или с очень слабым представлением Китая), «Европа», «Америка».
Третий – сканеры OBD. Эти сканеры не обладают необходимым функционалом для полноценной работы в СТО, поскольку оценивают только те системы, которые отвечают за экологические параметры. Как правило, это двигатель, система выхлопа и отчасти трансмиссия. Подобные сканеры (совсем, кстати сказать, недорогие) активно скупают как бы «продвинутые» автовладельцы, считающие, что с таким оборудованием они всегда смогут держать ситуацию под контролем, зная, что сломалось в их автомобиле. Ну и пусть себе так считают, не будем их разуверивать в этом.
Четвертый – мультимарочные сканеры. Вот тут поговорим поподробнее.
Сканер под специализацию
На самом деле всю массу мультимарочных сканеров также следует разбить на функциональные подгруппы, исходя из типа использования. Основной тип, интересующий большинство СТО, – автосканеры для профессиональной диагностики. Это приборы с широкими и разносторонними функциями, позволяющие проводить максимально доступный на нынешнем этапе развития технологий перечень контрольно-диагностических операций.
Кроме них, еще есть:
- автосканеры для оценочной деятельности;
- автосканеры для узкоспециализированной деятельности;
- автосканеры общего назначения.
В принципе, по названиям этих групп все понятно. Отдельные станции могут заинтересовать приборы для узкоспециализированной деятельности, и вполне закономерно. Если СТО не позиционирует себя как полнофункциональное предприятие, готовое взяться за любую работу, и занимается лишь регламентным ТО да некоторым мелкосрочным ремонтом, ей совершенно не нужно иметь сложное дорогостоящее оборудование. Будет достаточно недорогих и узкоспециальных приборов, способных, например, проверить состояние АКБ, развести тормозные колодки, обнулить сервисный интервал и т.д. Большего, уж поверьте опытным специалистам, никогда и не потребуется.
Внимание: функционал!
Как мы уже отметили, самые интересные для большинства СТО – мультимарочные автосканеры для профессиональной диагностики. Выбирая такой автосканер, самое пристальное внимание уделите его функционалу, а именно – в нем обязательно должны быть дилерские функции.
Не слушайте горе-экспертов, уверяющих, что дилерские функции вам понадобятся «один раз в год по обещанию». Сегодня ситуация на рынке меняется очень стремительно, а вы покупаете оборудование не на пару-тройку (мы надеемся) лет. Поэтому смотрите вперед и прогнозируйте.
Уже сейчас наличие дилерских функций – это мощное конкурентное преимущество оборудования и, соответственно, вашей СТО. Вспомните, о чем мы говорили вначале, – автосканер надо рассматривать как инструмент бизнеса, обеспечивающий загрузку СТО. Так вот, полноценным инструментом бизнеса он может быть только при наличии этих функций, выходящих за пределы банального чтения и интерпретации ошибок и позволяющих в полном масштабе не только диагностировать неисправности, но и выполнять операции, без которых сейчас в принципе невозможно проводить замену тех или иных компонентов при ремонте автомобиля.
Специальные функции – это:
- специальные тесты (тест-блоки);
- адаптации и инициализации (обучение) после снятия, очистки и замены элементов системы;
- сервисные процедуры – все, что связано с обслуживанием автомобиля (сброс сервисных интервалов, замена масла, тормозных колодок и проч.), процедуры, которые всегда необходимо выполнять;
- кодирование, настройки пользователя;
- онлайн-кодирование и программирование.
Расскажем о них подробнее.
Тесты
Специальные тесты – это проверяющие тесты, которые выполняются для оценки работоспособности того или иного узла, системы, агрегата и проч. в целом. Сканер сам запускает проверку, сам ее выполняет и после этого выносит вердикт об исправности/неисправности. Например, проверка некоего узла, принцип работы которого построен на потенциометре: система сама оценивает по изменению сопротивления, насколько узел корректно отработал предложенный тест.
Тест-блоки могут быть локализующими – для определения местоположения неисправного объекта. Например, один из тест-блоков на BMW позволяет проверить состояние зарядки АКБ в течение некоторого промежутка времени, что дает нам возможность судить об адекватности функционирования системы зарядки АКБ.
Адаптации и инициализации – это функциональные тесты, выполняемые для совершения действий по адаптации, инициализации и сервисному обслуживанию. Например, после замены привода стеклоподъемника необходимо задать максимально закрытое и максимально открытое положение, чтобы избежать выхода из строя моторчика привода.
Кодирование и настройки
Кодирование и настройки открывают перед СТО богатейшее поле деятельности и оперативный простор в плане заработка. Во-первых, они позволяют использовать б/у блоки управления, переставленные с одного автомобиля на другой, – если просто установить блок без кодирования, он работать не будет, а после кодирования застрекочет как миленький.
Во-вторых, у станции появляется возможность получать прибыль на индивидуализации пользовательских настроек автомобиля, предоставляя дополнительный сервис клиентам. Причем это и дополнительный заработок, и хороший маркетинговый ход, повышающий конкурентоспособность СТО на плотном рынке. Поясним на примере.
Например, девушка-клиент, садясь в автомобиль, всегда меняет свои повседневные туфли на каблуках на спортивную обувь для более комфортного управления машиной. Ей, чтобы стало удобнее переобуваться, будет уместно предложить увеличение времени подсветки в педальном отсеке со стандартных, допустим, 5 секунд до 30 сек. Или просто продлить время горения внутреннего света в салоне после закрытия двери. И таких настроек для индивидуализации может быть достаточно много.
Но тут надо понимать, что кодирование и настройки в зависимости от требований автопроизводителя могут производиться в онлайн- или офлайн-режиме. Поэтому очень важно, чтобы выбранный вами автосканер мог обеспечивать онлайн-работу без проблем. В противном случае многие новые компоненты, которые обязательно нужно кодировать после установки на автомобиль, функционировать не будут.
Онлайн-программирование
Оналйн-программирование – получение необходимой прошивки непосредственно с сервера и ее интеграция в блок управления.
Чтобы все сразу поняли разницу между кодированием и программированием, приведем простой пример. Берем самый обычный компьютер. Программирование – это в нашем случае установка операционной системы компьютера. То есть то, что позволяет блоку в принципе запуститься и начать работать. Но поставив, образно говоря, только один Windows или iOS, вы не сможете открыть текстовый файл в расширении .doc. Для этого нужно иметь специальную программу – Word. Вот кодировка – это и есть установка такой специальной программы.
Сейчас пока еще далеко не все СТО испытывают острую необходимость в программировании, пока еще проще отправить редкого клиента к дилеру или на более продвинутую станцию. Однако ситуация развивается так, что с функциями программирования блоков СТО будут сталкиваться все чаще и чаще, потому что сейчас уже даже появляются ошибки, исправление которых сопряжено исключительно с выполнением процедуры программирования блока управления. И все идет в этом направлении. Поэтому эта функция приобретает все большее значение. Обязательно учитывайте данное обстоятельство при выборе автосканера, если планируете совершить выгодную, полезную покупку на несколько лет вперед.