Автомобиль под пристальным наблюдением

Автомобиль под пристальным наблюдением

20.08.2015 - 11:54
Приблизительное время чтения: 9 минут. Интересно, но нет времени читать?

От России до Бразилии

По данным шведской компании Berg Insight, занимающейся маркетинговыми исследованиями, наибольшее количество новых машин, оборудованных телематическим модулями, было продано в прошлом году в США, более 30% от общего объема продаж. В Европе, Японии и Южной Корее показатели поменьше – 11–12%, в Китае – около 6%. В общей сложности услугами, предлагаемыми автопроизводителями в части установки телематических систем, сегодня в мире пользуются более 17 млн водителей. Прогнозы развития подобных услуг вполне оптимистичны: ожидается, что к 2020 году число пользователей телематическими сервисами превысит 158 млн абонентов, причем большая их часть будет пользоваться стандартными возможностями, в обязательном порядке вводимыми правительствами различных стран.

Объединить телематические системы, создаваемые различными автопроизводителями, в одну сеть законодатели ЕС стремятся с момента появления таких систем на транспорте. Намечалось даже ввести единую для всех автомобилей систему eCall с 2015 г. Но затем введение этой обязательной для всех новых автомобилей системы отложили до 2018 г., поскольку для организации полноценного ее функционирования потребовалась создание специальной инфраструктуры, которая будет готова не ранее октября 2017 г.

Система eCall в нештатной ситуации осуществляет вызов экстренных служб. Эта система имеет два преимущества, если сравнивать ее со службой Е112 (европейский номер службы экстренной помощи). Во-первых, eCall осуществляет вызов автоматически, при активации подушек безопасности или натяжителей ремней, удерживающих водителя и пассажиров. А во-вторых, используя две давно существующие технологии – GPS для определения местоположения автомобиля и GSM для передачи данных, – eCall автоматически сообщает о координатах ДТП, и это сокращает время реагирования соответствующих служб.

Аналогичную систему экстренного оповещения на телематической базе успешно использует концерн General Motors. В США и Канаде на автомобилях ставятся телематические блоки OnStar. И в этом году на систему OnStar переходят 13 стран ЕС.

В нашей стране с 1 января 2015 г. введена в эксплуатацию система экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС. При возникновении аварийной ситуации навигационно-связной терминал ГЛОНАСС/GPS, установленный в автомобиле, передает информацию с точными координатами ДТП, временем и степенью тяжести автоматически оператору системы, а после проверки – диспетчеру службы 112 или дежурным МВД. При подготовке к работе системы в 83 регионах России была создана инфраструктура, обеспечивающая коммуникацию сигналов ЭРА-ГЛОНАСС. Водитель и пассажиры могут связаться с оператором системы ЭРА-ГЛОНАСС нажатием кнопки на панели управления автомобилем.

С января 2015 г. действует положение об обязательном использовании встроенного телематического модуля ЭРА-ГЛОНАСС на транспортных средствах, впервые проходящих процедуру одобрения типа на соответствие требованиям техрегламента, а уже с января 2017 г. такими модулями в обязательном порядке будут оснащаться все транспортные средства, выпускаемые для эксплуатации на территории Таможенного союза. Системы eCall и ЭРА-ГЛОНАСС гармонизированы, это значит, что их внедрение формирует единое пространство безопасности на дорогах России и стран ЕС. Эксперты ЕС прогнозируют, что использование системы eCall ежегодно сохранит жизнь как минимум 2500 граждан, а количество серьезных травм в результате ДТП снизится не менее чем на 15%. По нашим данным, внедрение ЭРА-ГЛОНАСС в среднем на 30% снижает время реагирования оперативных служб на происшествие по сравнению с прежними показателями.

В Бразилии уже несколько лет внедряется система CONTRAN245. Система достаточно отработана, но из-за экономических и политических проблем в стране дата обязательного ее использования много раз переносилась. Теперь вот объявлено, что система будет обязательна для использования в Бразилии на всех новых автомобилях с января 2016 г.

Применение телематических устройств – не новость

На самом деле использование телематических модулей в автомобилях происходит уже давно. Первые автомобили с новыми интернет-возможностями можно было приобрести в Европе еще в 1999 г., например с системой BMW Assist. В США автомобили с телематическими блоками начали продаваться еще раньше: с 1996 г. компания Ford начала использовать в своих моделях систему Sync, а корпорация GM – систему OnStar. Но тогда за океаном услугами телематики решили воспользоваться всего несколько тысяч покупателей, а вот в прошлом году число таких покупателей уже составило 3,8 млн человек.

Объемы американского рынка наглядно иллюстрирует такой факт: концерн PSA за 10 последних лет продал только 55 000 своих автомобилей, оснащенных системой Connect. Volvo за 10 лет с момента разработки собственной телематической системы On Call произвела ее установку на 8700 автомобилях по заказам из Нидерландов, и 5600 авто с системой On Call у Volvo приобрели в Германии.

Если в прошлом году было установлено по всему миру около 9 млн телематических модулей, то в 2020 г. их использование возрастет до 54 млн! Кто является лидером в сфере разработки телематических автомодулей? Специалисты из Berg Insight, проведя аналитические исследования, составили перечень, в который вошли компании из Америки, Азии, Европы, причем в списке оказались не только производители наиболее престижных автомобилей. Так, в группе «передовиков» BMW с системой Connected Drive уже упоминавшийся концерн GM с системой OnStar, Hyundai со своей системой Blue Link, Toyota с Safety Connect, Renault и «фирменная» разработка R-Link, а также Volvo с телематической системой On Call. Надо заметить, что объем «пакета» предоставляемых услуг, заложенный в телематическую систему того или иного производителя, обычно связан с классом автомобиля, хотя и не всегда более престижная марка автомобиля имеет более «богатые» телематические опции.

Возможности бывают разные

Какие же дополнительные возможности получает водитель, если садится за руль автомобиля с телематическим модулем? Эти дополнительные услуги специалисты делят на две группы. К первой группе относят обеспечение информационно-развлекательными программами, навигационными сервисами и прочими бытовыми удобствами. Наибольшей популярностью у водителей в Европе пользуется возможность доступа к музыкальным онлайн-сервисам, справочным службам прогноза погоды, соцсетям, а также получение информации о пробках в онлайн-режиме. Но список предлагаемых опций постоянно увеличивается. Водитель, не покидая своего сиденья, может уточнить расписание движения поездов и самолетов, найти ближайшую парковку, заправку с наиболее низкой ценой топлива, узнать расписание киносеансов и даже заказать столик в ресторане.

Ко второй группе относятся дистанционная диагностика транспортного средства, регулярное профилактическое техобслуживание, система контроля поведения водителя за рулем и т.д.

Благодаря возможности дистанционной диагностики машины – а такие сервисы уже активно используются, например, BMW применяет Tele Service, а в автомобилях GM действует система OnStar Diagnostics, – автопроизводители получают подробные данные о работе различных узлов автомобиля. Таким образом, в определенный момент водитель может быть предупрежден либо SMS, либо сообщением на мониторе о необходимости визита в СТО. Более того, некоторые производители удаленно могут помочь устранять мелкие дефекты. Например, водители машин BMW, оборудованных системой Tele Service, могут не ехать в некоторых случаях в автосервис, а получить совет по устранению небольших неполадок на месте, онлайн.

В современном автомобиле используется более 50 различных электронных блоков, связанных с бортовым компьютером и управляющих работой всех систем автомобиля, начиная с двигателя и заканчивая дворниками. Связь бортового компьютера со смартфоном открывает дополнительные возможности, которые ежедневно оказываются полезны водителю. Используя приложение в смартфоне, можно контролировать безопасность автомобиля, уровень заряда аккумулятора, что особенно актуально для автомобилей с гибридными и электрическими приводами. Используя смартфон, можно, находясь на расстоянии от машины, запустить двигатель, включить кондиционер или отопление салона. Удаленное управление подразумевает также возможность установки/снятия блокировки замков дверей.

Одной из наиболее полезных функций в работе телематических систем является возможность определения местоположения автомобиля в любую минуту. Благодаря телематическому модулю, имеющемуся в автомобиле, и приложению в смартфоне водитель сможет легко найти машину. Кроме того, и связь автомобиля с диспетчерской службой автопроизводителя поможет в розыске машины при угоне.

Рыночный потенциал

Эксперты прогнозируют, что рынок услуг телематики будет расти в геометрической прогрессии до 2018 г. Однако развитие этого рынка можно, в определенном смысле, сравнить с открытием управляемой ядерной реакции. Гениальное открытие дает нам новый источник энергии, но с помощью этого же открытия создается оружие, способное уничтожить жизнь.

Телематический модуль в автомобиле является источником ценной информации. Автопроизводители разрабатывают и устанавливают системы датчиков и коммуникационных устройств, которые постоянно собирают данные о работе систем автомобиля. Эти данные получает водитель, но одновременно – и дилерский центр. Информация защищается кодами, поэтому доступ к ней третьим лицам закрыт.

Возникает угроза, что автопроизводитель, полностью контролируя системы автомобиля через телематическую связь, будет действовать, преследуя свои интересы, не всегда согласуемые с интересами водителя: предлагать услуги диагностики или создавать имитацию сервиса, направлять автомобиль для обслуживания и ремонта только в подконтрольные сервисы. Если телематика таким образом станет главным инструментом для удержания клиента, то в дальнейшем это может негативно отразиться и на вторичном автомобильном рынке, и на работе независимых автосервисов.

Конечно, независимые СТО не собираются без боя терять свои позиции, они, например, пытаются получить доступ к данным телематических устройств. Однако производители автомобилей этому препятствуют. Например, в компании GM автовладельцев, установивших системы OnStar, предупреждают, что неавторизированное подключение к базе данных может навредить электронным системам автомобиля, причем даже если подключение сторонними лицами производится уже после окончания срока гарантии.

Есть, конечно, примеры, когда компании дают свободу выбора автомобилистам, где обслуживаться – у дилера или в независимом автосервисе. К таким относится американское отделение Toyota Motor. В компании подготовили пакет информационных и диагностических услуг, где указываются данные не только официальных дилеров, но и независимых сервисов. Так водитель может самостоятельно выбрать, куда обратиться по тому или иному техническому вопросу. Но, к сожалению, Toyota Motor скорее исключение из правил. В основном же автопроизводители строят замкнутую систему, благодаря которой становятся единственными поставщиками сервисных услуг.

Не забываем о… хакерах!

Развитие телематических систем заставляет непрерывно разрабатывать систему защиты баз данных автомобиля. В первую очередь страховые компании, автопроизводители, правоохранительные службы настаивают на том, что канал бортовой диагностики OBD-II, разработанный в середине 90-х и предоставляющий полный контроль над двигателем, позволяющий проводить мониторинг частей кузова и дополнительных устройств, а также диагностирующий сеть управления автомобилем, является легкой добычей для хакеров.

Американское издание Wired совсем недавно провело эксперимент, целью которого была демонстрация уязвимости современных автомобилей от действий хакеров. Сотрудники, действовавшие в роли кибервзломщиков, находились на значительном, в несколько километров, расстоянии от экспериментального автомобиля. Они с легкостью вошли в систему управления Cherokee через канал удаленного сервисного контроля. Водитель, находившийся за рулем автомобиля, рассказал, что на полном ходу стрелка спидометра вдруг упала до нуля, хотя машина продолжала двигаться со скоростью около 115 км/ч. Затем на полную мощность включился кондиционер, заработали дворники, жидкость из стеклоомывателей обильно залила стекло. Чуть позже руль автомобиля начал вращаться без участия водителя. Ведь электроусилитель рулевого управления отключается при прямолинейном движении и включается, когда специальные датчики сигнализируют о повороте рулевого колеса. Таким образом, с помощью внешнего воздействия можно управлять и рулевым колесом. 

Вот и возникает вопрос – сегодня бурно происходит развитие рынка телематических систем, но кто-то задумывается о необходимости создания не менее развитой и оснащенной новейшими технологиями из различных сфер индустрии и науки системы кибербезопасности наших автомобилей?

 


Посмотрите похожие материалы: