Надежное торможение

Надежное торможение

23.10.2014 - 17:06
Приблизительное время чтения: 11 минут. Интересно, но нет времени читать?

Если бы было необходимо подобрать всего одно слово, наиболее полно характеризующее производственный процесс в компании Zimmermann, то это, пожалуй, было бы слово «внимание». Внимание, с каким персонал компании относится к своей деятельности, внимание, с каким менеджмент ведет управление и планирование, внимание на каждом рабочем месте, в каждом цехе и подразделении... После более близкого и подробного знакомства с фабрикой мы поняли, что каждый ее сотрудник очень четко осознает, над выпуском какого ответственного изделия – компонента тормозной системы автомобиля – он трудится. И потому подходит к своей работе с максимальным вниманием и усердием. Иначе нельзя.

В этом семейном предприятии (владельцами и непосредственными управляющими бизнеса уже долгие годы являются представители семьи Келлер), расположенном в тихом и уютном городке Зинсхайм, производственный процесс налажен как часы. Он в высшей степени автоматизирован, любая вероятность ошибки сведена к минимуму. И это опять же дань вниманию и ответственности, с которыми каждый член этого слаженно функционирующего механизма относится к поставленным перед ним задачам.

Но мы забежали чуть вперед. Вернемся к истокам. Компания была основана болеe полувека назад, начав с производства тормозных дисков для Mercedes. Причем сразу очень плотно войдя в оригинальный бизнес. Zimmermann не просто производил и производит тормозные диски – инженеры компании сами разрабатывают высокотехнологичные изделия, наилучшим образом отвечающие самым животрепещущим запросам автомобильной промышленности.

В начале семидесятых был выпущен первый каталог продукции Zimmermann. Он насчитывал всего несколько строчек, сейчас в каталоге десятки сотен позиций тормозных дисков, барабанов и колодок. В настоящее время актуальный ассортимент компании включает около 3000 позиций и продается более чем в 60 странах мира. Помимо отлаженного производственного процесса, благодаря постоянному расширению производственной программы и увеличению складских площадей до 17 000 кв. м, компания предлагает своим клиентам также высококлассный логистический сервис и доступ более чем к 400 000 позициям на складе. При том что производственные возможности фабрики – 323,1 млн тормозных дисков и барабанов в год.

Управление компанией осуществляется на основе системы менеджмента качества, которая соответствует требованиям DIN EN ISO 9001:2008, ISO/TS 16949:2009 и находится в соответствии с положениями действующих норм и правил. Выпускаемая Zimmermann продукция является запасными частями, качество которых соответствует оригинальным запасным частям (OE) в трактовке Block exemption regulation, поскольку размеры, допуски и используемые материалы полностью соответствуют спецификациям автопроизводителей. В применении к российской классификации, введенной Кодексом поведения Комитета автопроизводителей АЕБ, их можно назвать «запасными частями соответствующего качества». Кроме того, большинство тормозной программы Zimmermann имеет одобрение ABE немецкого Федерального управления транспорта (KBA) и отвечает требованиям § 22 и § 20 Road Traffic Licensing Regulations (StVZO).

Основной акцент Zimmermann делает на европейском и азиатском автомобильных парках. В ассортименте очень мало запчастей для американских автомобилей (машин, продающихся по другую сторону Атлантики). Стратегия, в общем-то, оправданная и вполне закономерная – на европейском рынке авто из Японии и Кореи занимают с каждым годом все большую и большую долю, поэтому производитель не имеет права оставлять их без внимания. И опять это ключевое слово, которое будет нас сопровождать на протяжении всего повествования.

Приоритеты компании за все время ее существования оставались неизменны – никаких компромиссов с качеством. Для компании оно стоит и на 1-м, и на 2-м, и на 3-м, и на 4-м месте. Именно поэтому, когда в 90-х гг. на рынке началась активная дискуссия по поводу оптимизации производственных процессов, сокращения издержек, увеличения объемов производства и проч. и многие фирмы отправились открывать собственные производства в Китай и Юго-Восточную Азию, менеджмент Zimmermann принял решение места дислокации не менять и производственных филиалов за пределами ФРГ не открывать. Это твердое и окончательное решение определило пути развития компании на многие годы вперед.

Безусловно, соблазн был очень велик, предложения поступали заманчивые, перспективы сулились фантастические – более дешевая рабочая сила, более дешевые материалы… Но вопрос контроля качества поставил на этом обсуждении окончательный крест. Экспериментировать не стали, и, как показало время, выбор оказался правильным.

Положение именно немецкого производителя, изготавливающего свою продукцию непосредственно в Германии (в отличие от многих конкурентов) и потому способного честно маркировать свою продукцию знаком «Сделано в Германии», стало одним из весомых факторов успешного развития Zimmermann. Возможно, компания не развивается так стремительно с точки зрения объемов, как некоторые ее соперники, но она мощно развивается в инновационном, технологическом плане. Ее свежие разработки подтверждают это. Взять хотя бы составные тормозные диски Formula Z, объединившие в одном продукте простоту установки с оптимальным тормозным эффектом при высоких механических и тепловых нагрузках. Составной тормозной диск, разработанный Zimmermann, отвечает повышенным требованиям, возникающим в результате тюнинга двигателя и подвески автомобиля.

Потребитель получает целый ряд неоспоримых преимуществ. Это и отличные тормозные свойства без деформации диска при экстремально высоких температурах. И облегченная конструкция диска и, следовательно, меньшая неподрессоренная масса. При этом плавающая система крепления алюминиевой ступицы к фрикционному кольцу обеспечивает радиальное расширение тормозного диска при  больших нагрузках, тем самым защищая рабочую поверхность и повышая устойчивость к появлению трещин от перегрева. К тому же реализована эффективная борьба с перегревом за счет оптимизированного дизайна вентиляционных отверстий.

Или антикоррозионное покрытие Coat Z, используемое в производстве начиная с 2008 года. Это покрытие предотвращает образование ржавчины на ступице и придает более привлекательный внешний вид. Диск сразу готов к эксплуатации без необходимости удаления защитного покрытия перед монтажом. Zimmermann был первым на рынке aftermarket, кто ввел такое покрытие. Кто еще может похвастаться такими интересными инновациями?

Конечно же, все прекрасно понимают, что наибольшая часть рынка ориентируется в первую очередь на цену. Этой части важна минимальная стоимость продукции при максимально возможных объемах выпуска. Подобная стратегия оправдывается потребительскими предпочтениями – люди неохотно расстаются со своими деньгами, стремятся экономить, особенно в сложной экономической обстановке. И лишь малая часть понимает, что цена не должна доминировать над качеством, особенно в таком важном сегменте, как элементы системы торможения автомобиля. К этой части и относится Zimmermann, исключающий, как мы уже говорили, любые компромиссы в контексте «цена-качество». Более половины своего оборота компания делает за пределами Германии. Это значит, что ее продукция получила заслуженное уважение во многих уголках мира. Компания – можно сказать без какого бы то ни было преувеличения – нашла свое место на рынке и прочно его удерживает.

 Это место – четкое позиционирование на премиальном уровне качества выпускаемой продукции и используемых технологий, премиальное исполнение и сервис во взаимодействии с партнерами. Все это, естественно, стоит денег. И немалых. Поэтому Zimmermann находится в другом ценовом сегменте по отношению  к массовым продуктам из Юго-Восточной Азии и Китая. Тормозной диск Zimmermann – это не просто диск, это вся совокупность необходимой информации, поддержки и внимания, которое необходимо потребителю в лице и конечных пользователей, и оптовиков. Все это может дать немецкая компания,  расположенная буквально в самом центре Европы и потому обладающая значительным потенциалом для реализации своих основных функций.

А кроме того, подобное положение способствует тому, что Zimmermann имеет прекрасную возможность получать для своего производства только самое высококачественное сырье. 60% необработанных литых заготовок поступает из Германии, от литейных предприятий, сотрудничающих, помимо прочего, и с предприятиями сферы автомобильного OE, остальное идет с фабрик, расположенных в Великобритании, Чехии и Италии. В компании пытались найти других поставщиков, но все рассмотренные варианты не могли предложить надлежащего качества, и потому от них решено было отказаться. А в цене диска стоимость отливки занимает самую значительную долю. Поэтому без потери качества сделать более дешевый тормозной диск в принципе невозможно.

Идея собственного литейного производства также не получила поддержки. Таким ответственным делом должны заниматься профессионалы, обладающие полным набором всех необходимых знаний, навыков и умений. Отрасль знает немало печальных примеров, когда в общем-то успешные компании в один момент теряли свое положение, не сумев должным образом поставить производственный процесс и справиться с понесенными на его организацию убытками.

Тормозные диски и барабаны производятся из необработанных литых заготовок, содержащих чешуйчатый графит (серый чугун). Состав серого чугуна основан на спецификациях производителей автомобилей для оригинальных (OE) тормозных дисков. Для положительного влияния на свойства чугуна в плане долговечности и механической обработки в основной материал добавляются различные ингредиенты (медь, молибден, титан, углерод). Состав этих добавок в дисках Zimmermann точно соответствует составу, добавляемому в OE диски. Поэтому материал каждого тормозного диска Zimmermann точно совпадает с материалом оригинального (OE) диска.

На завод поступают заготовки, которые потом подвергаются многостадийной обработке. Сначала наружная обработка, затем сверление отверстий и обработка внутренних поверхностей. Готовая продукция проверяется на производственном посту, потом на станции контроля качества.

Отдельно проводится балансировка тормозного диска, поскольку металлическое литье неоднородно и его масса распределяется по детали неравномерно. Для компенсации этой неравномерности производится балансировка тормозного диска.

В последние несколько лет возросли продажи тормозных дисков, не соответствующих оригинальным ни с точки зрения дизайна и параметров, ни с позиции функциональности. Испытания показали, что в особенности основные технические характеристики материала, а также изменения в допусках приводят к деформации тормозных дисков и появлению на них трещин.

Для того чтобы избежать любых проблем со своей продукцией, Zimmermann чрезвычайно скрупулезно проверяет все выпускаемые изделия. Это целая система, поэтапная и многостадийная, основная задача которой – обеспечить на выходе безупречное качество запчастей. Тормозные диски проверяются на биение, плоскости внешней и внутренней поверхностей тормозного диска должны быть строго параллельны, контролируются округлость всех отверстий, ровность тормозных поверхностей, внутреннее и внешнее биение на ступице и проч. Кроме этого, тщательно тестируются сочетания различных тормозных дисков и нескольких видов тормозных колодок. Также проверяются поведение дисков при охлаждении и деформация дисков при тепловой нагрузке. Но даже несмотря на наличие такого высокотехнологичного оборудования, Zimmermann постоянно консультируется с независимыми организациями, например с TUV Nord по проведению стендовых и дорожных тестов. Один из этих тестов сравнивает тормозные диски Zimmermann с ОЕ дисками и дисками других производителей. Его результаты прямо говорят – тормозные диски Zimmermann являются «запчастями того же качества», что и оригинальные тормозные диски. Все протестированные диски-аналоги разрушились значительно быстрее, поэтому оригинальные тормозные диски и диски Zimmermann имеют значительно больший срок эксплуатации.

Проверки выполняются как в ручном, так и в автоматическом режиме по заранее внесенной в аппараты программе. Для контроля качества предусмотрено несколько стендов, позволяющих снять все основные параметры с точностью до микрона. Любые отклонения сразу же фиксируются, по каждому измерению составляется отчет, все данные остаются в памяти компьютера для последующего анализа. Весьма показательно то, что по многим параметрам, на которые автопроизводителями предусмотрены определенные допуски, отклонения продукции Zimmermann минимальны и гораздо меньше этих допусков.

В 2012 г. Zimmermann приобрел инерционный динамометрический стенд и расширил базу испытательного оборудования. Это позволило проводить тестирование, аналогичное проводимому TUV Nord, собственными силами, в том числе ЕСЕ омологацию тормозных дисков. Теперь Zimmermann может более оперативно реагировать на меняющиеся требования по безопасности и быстро вносить корректировки в продукцию и производственный процесс. В дополнение к этому имеется возможность проводить тестирования для других производителей. Стенд может быть запрограммирован на различные режимы: имитируется режим обкатки, экстренных торможений, повседневного движения в городском потоке и проч.

На этом стенде диск может разгоняться до скорости 200 км/ч, потом торможение, диск нагревается до запредельных температур – полутысячи градусов. Проверяется устойчивость диска к перегрузкам и сопутствующему нагреву. По идее в реальной жизни такого произойти не может, никто не ездит в таких режимах: сначала разгон до двух сотен, потом резкое торможение до 20 км/ч, опять разгон и опять торможение, и снова, и снова, – но инженерами специально создаются сложнейшие условия для полноценной и всесторонней проверки качества продукции. Все действия протоколируются, поэтому всегда имеется точное подтверждение того, что параметры термомеханической деформации тормозных дисков Zimmermann совпадают с аналогичными параметрами для OE тормозных дисков.

Одно из активно развивающихся направлений Zimmermann – тормозные колодки. Специалисты компании самостоятельно готовят абразивные смеси, опытное производство выпускает колодки, которые затем тестируются по всем установленным для подобных изделий правилам. Серийному производству тормозных колодок предшествует от 2 до 3-х лет инженерных разработок и многие километры тестирований. Разнообразные варианты смесей фрикционных материалов из 25 различных компонентов формируют основу высокого качества, надежности и безопасности продукции. Рецепты постоянно совершенствуются для обеспечения максимального соответствия пары «колодка-диск». Свои компетенции в области тормозных дисков компания применяет в области колодок и предлагает наилучшее сочетание основных элементов тормозной системы автомобиля на уровне крупнейших игроков данного сегмента.

Тесты на сжатие используются для выборочной проверки качества тормозных колодок в серийном производстве. Тестируется возможная степень сжатия материала при определенной температуре. Помимо этого, тестирование на прочность на сдвиг фрикционного материала относительно опорной пластины тормозной колодки имеет первостепенное значение для Zimmermann. Эти тесты определяют силу, способную отделить фрикционный материал от опорной пластины.

Следующим этапом развития для Zimmermann станет открытие в ближайшее время нового склада. Текущие складские помещения, расположенные на территории предприятия, будут отданы под установку нового промышленного оборудования, а склад переедет на новое место базирования поблизости.

То есть, как мы видим, компания успешно развивается и с оптимизмом смотрит в будущее. Имея четкое позиционирование в премиальном сегменте, чутко реагируя на изменяющиеся условия рынка, она  внимательно и ответственно делает свое дело, гарантируя потребителю неизменно высочайшее качество выпускаемых ею важнейших  компонентов тормозной системы автомобиля. 


Посмотрите похожие материалы: