Наша страна занимает площадь более 17 млн км2, и на большей части этой территории холодное время года длится до 10 месяцев в году. Я хочу сейчас поговорить не о норковых шубах или о росте тарифов ЖКХ, а о том, как лучше подготовить автомобиль к зиме.
Зимой утренний запуск автомобиля, особенно при температуре –25–30оС, тяжелое испытание для владельца. Подходишь к покрытому инеем автомобилю, нажимаешь замерзшими пальцами на кнопку, открываешь двери, садишься. Дальше с трудом попадаешь ключом в замок зажигания. Поворачивая ключ, заставляешь стартер с трудом крутить вал двигателя. В какой-то момент ловишь адреналин, что-то двигатель не заводится. Вдруг машина вздрагивает, начинает ненормально вибрировать, что-то клапаны как-то стучат и остальное не так… Немного подождав, вроде не глохнет, выходишь из машины и начинаешь скрести стекла. Знакомая многим картина.
При понижении температуры воздуха бензин горит хуже, не полностью сгорает, забрасывает свечи. Поэтому иногда двигатель сразу не заводится. Нужна помощь, другой аккумулятор.
Пуск двигателя за счет аккумулятора другого автомобиля или от мощного выпрямителя 12 В, подключаемого к сети 220 В, вызывает повреждение нейтрализатора выхлопных газов. Горючее сгорает не в цилиндрах двигателя, а в порах нейтрализатора, перегревая и разрушая его. Покупка нового нейтрализатора обходится в $1000–1500.
При отрицательных температурах ухудшается вязкость масла, уменьшается емкость аккумулятора, а некоторые машины вообще нельзя завести, потому что стоит датчик температуры и блокирует запуск двигателя при холодах ниже –25–30оС.
Перед холодами, конечно, необходимо заменить масло в двигателе на зимнее, марок 0W30, 0W40, 5W30, 5W40. При приближающемся сроке замены свечей зажигания лучше не ждать, а поставить новые. С российским горючим свечи зажигания рекомендуется использовать не более 35–45 тыс. км.
Идеальное решение проблемы – предпусковые подогреватели двигателя. Оговоримся сразу – импортные автономные подогреватели Webastо или Ebershrecher мы оставим за рамками этого разговора. А поговорим о более простых и доступных системах сезонной защиты двигателя от разрушительных последствий «холодного» пуска.
И об «автономниках» тоже. О российских. В качестве примера приведу две модели жидкостных автономных подогревателей – БИНАР и «Теплостар», которые предлагает отечественная компания «Адверс». Первый предназначен для легковых автомобилей, второй – для легковых и грузовых автомобилей и автобусов с напряжением бортовой сети 12 или 24 В.
Принцип работы у них одинаковый. В систему охлаждения двигателя врезается небольшой блок, в котором охлаждающая жидкость подогревается за счет сгорания основного топлива автомобиля. Бензин или солярка подаются компактным насосом в подогревающий контур, где воспламеняются от свечи и отдают тепло тосолу. Подогретый теплоноситель, в свою очередь, передает его моторному маслу, поддерживая его вязкость на оптимальном уровне. Запуск двигателя при прогретом масле не представляет никаких проблем.
Большим преимуществом подогревателей этого типа является высокая теплоотдача. Даже при температурах ниже –50оС обеспечивается надежный запуск при остановках двигателя более чем на 10 ч! Кроме того, их можно запускать по программе, учитывающей время старта и температуру окружающего воздуха. Недостатком, да и то относительным, можно считать их стоимость. Вместе с установкой она достигает 20–25 тыс. руб. в зависимости от типа и марки автомобиля. Впрочем, как говорят изготовитель и установщики, окупаемость такого подогревателя (в зависимости от средних ночных температур) – от месяца до сезона. Главные «источники» экономии – несопоставимо малый расход топлива по сравнению с двигателем автомобиля и отсутствие губительного для него холостого хода для поддержания нормальной температуры в системе охлаждения. Кстати, автономные подогреватели поддерживают ее на уровне 40–50оС, гарантируя легкий запуск.
Для тех автомобилистов, которые ездят в районах с менее критическими зимними температурами, или для тех, кто попросту не готов выкладывать значительные суммы за установку автономных подогревателей, есть немало подогревателей зависимых, требующих энергии извне. Начнем мы, пожалуй, с «самовара». Так наши специалисты, работавшие в финской компании Konela, называли подогреватели систем охлаждения, которые «имплантировались» в рубашки охлаждения. Такой процедуре подвергалось большинство советских «Волг», «Лад» и «Москвичей», поставлявшихся в страну Суоми.
Принцип работы системы на редкость прост, и эта простота обеспечивает ей высокую надежность и эффективность. Блок любого автомобильного двигателя имеет предохранительную заглушку, которую, в случае чего, выдавливает замерзшая в системе охлаждения вода. Заглушка удаляется, и в отверстие на термостойком уплотнении вставляется нагревательный элемент, именуемый в просторечии тэн. Питается он от обычной сети напряжением 220/230 В, мощность нагревателя колеблется в пределах 500–2000 Вт в зависимости от типа и мощности двигателя.
Нагреватель соединен кабелем с электрической вилкой, установленной обычно под передним бампером. А дальше все просто – автовладелец, пользуясь силовым кабелем с вилкой и розеткой, подключает «самовар» к любой электрической розетке. Обогреватель настроен так, что обеспечивает поддержание в системе охлаждения 30–40оС при температуре наружного воздуха до –30оС. Большую помощь автомобилистам оказывает реле времени, входящее в комплект. С его помощью можно устанавливать время включения и продолжительность работы обогревателя.
Эти системы получили невероятное распространение не только в Финляндии, а во всей Скандинавии. В самой Финляндии, в Норвегии, в Швеции, даже в расположенной южнее Дании перед любым офисом, во дворе любого дома можно увидеть небольшие коробочки, укрепленные на столбиках. Приехал, воткнул вилку в розетку, и можешь не волноваться, что машина замерзнет. Такая забота об автомобиле имеет еще одну цель. За прогрев автомобиля на стоянке более двух минут летом и четырех при –25оС можно заплатить приличный штраф.
Как человек, пользовавшийся таким подогревателем, могу сказать, что среди электрических подогревателей проще, надежнее и дешевле ничего не бывает.
Одним из крупнейших изготовителей «самоваров» является норвежская компания DEFA. Несмотря на всю кажущуюся архаичность системы, она выпускается и по сей день. В каталоге компании на 2013 год представлено пять моделей подогревателей погружного типа, предназначенных не только для легковых автомобилей. Их с таким же успехом можно ставить на грузовики легкого и среднего классов и автобусы.
Во многих советских кинофильмах, посвященных трудным будням строителей, часто можно увидеть самосвалы и тягачи, капоты которых укрыты стегаными одеялами. Такие ватные «капоры», обшитые дерматином, появились еще в начале прошлого века и долгие годы оставались единственным средством защиты двигателя от ночной стужи. Несколько лет назад конструкторы наконец пришли к более логичному решению перенести эти «одеяла» под капот, ближе к двигателю. Делают их обычно из синтетических или смешанных матов с обшивкой из негорючих материалов. До +40оС они, конечно, двигатель не прогреют, но сохранить остатки драгоценного тепла могут. Если, конечно, сделаны они не в Поднебесной неизвестно кем и неизвестного из чего.
Чаще всего в подделке применяют стеклоткань и стекловату, эти материалы ломкие, и даже при недолгом контакте с ними начинают чесаться руки. Есть и еще одна проблема – стекловата от вибрации разрушается. Машина постоянно находится в движении, постоянная работа двигателя связана с вибрацией. Прибавьте к этому гарантированные неровности дороги. Представьте, что будет под капотом через месяц использования подделки – много стеклянных иголок. Что будет испытывать автомеханик при обслуживании такой машины? Вход воздухозаборника системы вентиляции салона чаще всего расположен рядом с капотом, и мелкие иголки попадут в салон, в дыхательные пути водителя и пассажиров, а если это маленькие дети?
Российская компания «Теплостар», например, выпускает автоодеяла для нескольких типов легковых автомобилей, в том числе внедорожников, выполненные только из негорючих материалов.
Многие автолюбители старой закваски покупают лист войлока и вырезают из него накидку на двигатель под размер подкапотного пространства. Этот способ дает некоторый эффект, но возникает опасность возгорания войлока, к тому же войлок разваливается при попадании аккумуляторной кислоты.
На прошедшей недавно международной выставке «Автомеханика» челябинская компания «Автотепло» продемонстрировала безопасный, еще более эффективный утеплитель для двигателя автомобиля под названием, соответственно, «Автотепло».
При его применении формируется своего рода термос, защищающий двигатель от быстрого охлаждения. Горючее экономится за счет лучшего и полного сгорания при более высокой температуре, меньшего количества автоматических запусков двигателя для поддержания минимальной температуры, меньшего времени прогрева двигателя и меньших затрат топлива для поддержания рабочей температуры.
Сердце «Автотепла» – утеплитель из муллитокремнеземной ваты, изготовленной на основе волокон из оксидов алюминия и кремния, получаемых методом плавки в электрической печи, кремнеземной ткани, состоящей на 97–98% из кремния, и стекловолокнистых ниток. Такой состав позволяет сохранять тепло двигателя на более длительный срок и, кроме всего прочего, улучшает шумоизоляцию моторного отсека. Причем применяемые материалы выдерживают температуру более 1200оС, не боятся кислот и щелочей и, что очень важно, не проводят электрический ток.
По сути это приятное на ощупь одеяло, сшитое по размеру подкапотного пространства. В отличие от войлока его можно легко разместить на двигателе, подогнуть при необходимости, обогнуть замок или упор капота, не оставляя щелей в моторном отсеке.
До сих пор мы говорили об утеплении двигателя и моторного отсека. А ведь есть еще и салон, обитателям которого тоже приходится несладко от зимней стужи. Прогреть салон можно двумя путями. Первый – автономный воздушный отопитель, работающий по тому же принципу, что и подогреватель двигателя, только вместо прогресса патрубка системы охлаждения нагретый воздух вентилятором направляется в салон. Преимущества и недостатки у отопителей такого типа те же, что и у автономных подогревателей.
Второй путь – прогрев с помощью дополнительных приборов, питающихся от бортовой сети. Типичными представителями являются термовентиляторы. В корпусе смонтирован небольшой электронагреватель, теплый воздух от которого вентилятором направляется в салон. Уже упомянутая компания DEFA выпускает несколько таких приборов мощностью от 1350 до 2000 Вт. В России термовентиляторы продает компания «Валго - А».
При пользовании средствами ускоренного прогрева салона надо помнить, что быстрое повышение температуры в нем при низких температурах окружающего воздуха может привести к растрескиванию ветрового стекла.
Ну и чтобы закончить тему борьбы с морозами, вспомним такие экзотические средства, как электропледы и даже электроботы. Это сугубо индивидуальные «подогреватели», пользующиеся спросом в основном у автомобилисток. В принципе, никакой экстренной потребности в них нет, поскольку, с одной стороны, управлять автомобилем в них невозможно, а с другой стороны, когда настанет время пользоваться ими, салон и так уже будет достаточно прогрет. Зато уют они обеспечивают первостатейный.
А вот обогреваемые накидки на сиденья в перечень самых эффективных средств борьбы с холодами мы включать не станем, и вот почему. Что должны прогревать эти накидки? Правильно, тело автомобилиста, а может быть, и автомобилистки. А на самом деле они сначала прогревают спинку сиденья, к которому прижаты тем самым телом автомобилиста. Потом они греют верхнюю одежду, потом костюм или платье, потом, извините, нижнее белье. И только потом остатки тепла добираются до тела. Когда в автомобиле, собственно, и так становится тепло.
Пожалуй, мы вспомнили все способы защитить автомобиль и пассажиров от зимней стужи. Остается только выбрать самое доступное, простое и надежное из них.