Аккумулятор сел, а ехать надо!
Такая ситуация возникает часто неожиданно. Конечно, существует традиционный способ старта в подобных ситуациях, что называется, «с толкача». Но этот способ эффективен для карбюраторных моторов, а для пуска двигателя с впрыском топлива специалисты такой метод не рекомендуют.
Сложно подобным образом завести и автомобиль с АКПП. Для запуска необходимо разгонять машину до 30 км/ч при прогретой трансмиссии, установив селектор коробки передач в положение N, а при холодной – вообще до 50 км/ч, и буксировать с такой скоростью не менее 3–5 минут. При неработающих усилителях тормозов и рулевого управления в буксируемом автомобиле это задача непростая, но главное – метод не дает гарантии пуска.
Не рекомендуется заводить «с толкача» дизельные двигатели, поскольку при неправильно подобранной передаче на привод ГРМ воздействуют очень большие нагрузки, способные легко вывести ГРМ из строя. После подобного пуска мотору может потребоваться дорогостоящий ремонт.
Удобнее метод «прикуривания», он не «травмирует» ни инжекторный двигатель, ни дизель. Но не все водители возят с собой комплект кабелей для подключения к чужой батарее, да многие и не соглашаются помочь в подобной ситуации, опасаясь за судьбу электронных устройств своей машины. Ведь если строго не соблюдать технологию «прикуривания», то можно вывести из строя бортовой компьютер и получить другие неприятности с электроникой.
А можно подстраховаться?
Для того чтобы не было «сюрпризов» с запуском двигателя, нужно использовать подзарядные устройства, сохраняющие нормальный заряд батарей при длительной стоянке, особенно в сильные морозы. Такие подзарядки рассчитаны на работу в течение недель и даже месяцев. Например, зарядные устройства НПП «Орион» (СПб.) «Вымпел-05» и «Вымпел-07». Приборы весят всего по 200 г и в автоматическом режиме могут поддерживать т.н. буферный режим, позволяющий хранить длительное время заряженными любые виды автомобильных аккумуляторов. Аккумуляторы типа VRLA имеют особенности зарядки, и в приборах НПП «Орион» это учитывается. В зарядном устройстве «Вымпел-30» даже имеется специальный режим заряда кальциевых аккумуляторов (Ca/Ca), что, в общем-то, редкость.
Ну а если нет рядом розетки?
Но часто у водителя просто нет возможности подключить зарядное устройство с возможностью буферного режима зарядки. И, оставляя автомобиль на зимней улице, снимать АКБ каждый раз и нести в теплое помещение тоже не хочется. Что тогда? Автовладелец рискует оказаться в ситуации, когда мощности его АКБ не хватит, чтобы прокрутить стартером коленчатый вал в загустевшем масле. И в этом случае могут помочь пусковые (ПУ) и пускозарядные устройства (ПЗУ).
Для запуска двигателя при разряженном аккумуляторе автомобилист может воспользоваться автономным пусковым устройством, которое способно обеспечить многократный пуск двигателя и при этом не нуждается в подключении к внешней сети. Такие устройства представляет на российском рынке, в частности, ТД «Сорокин». Автономные ПУ с пусковым током 450, 600 и 900 А могут запустить двигатель в условиях отрицательных температур с практически разряженной АКБ, предварительно подзарядив батарею в течение 5–10 минут. Запуск двигателя осуществляется при безопасном для бортового компьютера и других электронных систем, включая АКБ, напряжении.
Качественные автономные ПУ различной мощности поставляет на рынок итальянская компания Telwin, занимающаяся более полувека производством сварочной техники и зарядных устройств. Так, пусковое устройство BlueWeld Speed Start 1812 может с помощью пускового тока в 1500 А запустить двигатель не только легкового автомобиля, но и грузовика или трактора, а для восстановления потенциала прибор подключают к сети 220 B или заряжают от прикуривателя в машине.
Нередко автономные ПУ оснащают дополнительным оборудованием. Латвийская компания S.I.A. RESANTA поставляет ПУ «Ресанта ПУ-2», способное, по данным производителя, обеспечить пусковой ток в 400 А. Также устройство оснащено компрессором, обеспечивающим давление до 17 бар, и 5-вольтовым USB-разъемом для зарядки различных устройств. Сердцем прибора является инновационный аккумулятор емкостью 17 А/ч.
Сегодня в интернет-магазинах предлагаются многочисленные виды миниатюрных пусковых устройств, т.н. джамстартеров. В основном джамстартеры, представленные в России, китайского производства – GT, RS, Tenex, Karbonn, Vitol и др., но есть устройства и из других стран, например, пусковые Whistler собирают на Филиппинах.
С помощью джамстартера без внешнего питания можно зарядить мобильный телефон, обеспечить 19 В для работы ноутбука и даже запустить легковой автомобиль в теплую погоду. В то же время процент брака среди этих изделий, как говорится, зашкаливает, заявленные изготовителями параметры практически ни в одном «продукте» не выдерживаются, открытым остается вопрос и об эксплуатационном ресурсе этих ПУ.
А ПЗУ лучше!
Для того чтобы работа АКБ была стабильной и надежной, батарею нужно обслуживать и вовремя заряжать. При длительных стоянках или коротких поездках с частыми пусками зарядки от бортового генератора может быть недостаточно, и тут водителю не обойтись без пускозарядного устройства.
ПЗУ освобождают АКБ от высоких стартовых нагрузок, особенно зимой, когда пуск по естественным причинам бывает затруднен: при понижении температуры плотность электролита повышается, а пусковой ток падает, емкость аккумулятора может снизиться
наполовину. Однако процессы саморазряда и сульфатации действуют на аккумулятор круглый год, а значит, неприятности с запуском из-за севшей АКБ – явление всесезонное. Конечно, выезжать на почти разряженной АКБ нежелательно, но если батарея разряжена примерно на 50% и выдает напряжение около 12,3 В, то можно надеяться, что генератор автомобиля дозарядит ее во время поездки.
Сегодня на рынке представлены ПЗУ для пуска двигателей и заряда АКБ небольшой емкости, 30–100 А/ч, используемых в легковушках. Для профессионального использования разработаны более мощные устройства, которыми можно заряжать аккумуляторы емкостью 300, 400, 500 и 600 А/ч и даже несколько мощных АКБ одновременно.
Предлагаются сегодня и комбинированные ПЗУ. Например, недавняя разработка компании Airline – ПЗУ AJS-W-03 с тремя режимами работы. Его используют в качестве ПУ для машин с бортовой сетью 12/24 В. Кроме того, AJS-W-03 заряжает аккумуляторы 12/24 В, устройство способно также заряжать сборку на 24 В из нескольких АКБ. Прибор может работать в режиме сварочного аппарата с максимальным сварочным током 180 А.
Выбираем себе «спасателя»
Параметром, который имеет важнейшее значение при выборе ПЗУ, является пусковой ток, еще именуемый током холодной прокрутки ССА. Этот параметр обычно отражен на крышке аккумулятора с указанием методики получения значения тока – BCI, DIN либо действующей в ряде европейских стран IEC, соответствующей российскому ГОСТ Р 53165-2008, на американских аккумуляторах указывается пусковой ток по SAE.
Как правило, аккумулятор, даже значительно разряженный, еще имеет некоторую мощность, и для пуска двигателя ему достаточно помощи ПЗУ в виде дополнительного импульса. Например, если для запуска мотора требуется пусковой ток на уровне 540А(EN), а штатный аккумулятор на морозе потерял 45% своей мощности и вместо пускового тока в 540А(EN), указанного в его характеристиках, может выдать не более 297А, то для пуска двигателя требуется ПЗУ, способное компенсировать падение мощности, в этом случае обеспечить пусковой ток не менее 243А(EN).
Перед покупкой следует обязательно выяснить значение пускового тока ПЗУ. Вот, скажем, ПЗУ Т-1013Р, выпускаемое ЗАО «Автоэлектрика» (прибором можно диагностировать стартеры и генераторы автомобилей и даже провести десульфатизацию, т.е. восстановить емкость батареи), является слабым подспорьем при севшей АКБ. Устройство обеспечивает кратковременную подачу тока пуска только в 100 А. Не получится этим прибором и подзарядить батарею, напряжение в которой упало до 6 В, защита Т-1013Р автоматически отключит подачу напряжения на АКБ.
Многие производители просто обманывают покупателя, завышая параметры своих изделий, указываемые в паспортах или на панелях приборов. Автор встречался даже с тем, что на корпусе прибора TCB90 Futomatic пр-ва КНР сообщалось, что это ПЗУ, на самом же деле устройство являлось обычным бытовым «зарядником».
Специалисты советуют приобретать ПЗУ с таким пусковым током, который необходим для пуска двигателя, а лучше даже превышает его, поскольку ПЗУ работают десятками лет, а автомобиль водитель может поменять на более мощный, требующий более высокого пускового тока для запуска.
Учитывая также, что ПЗУ выполняет зарядку АКБ, необходимо перед приобретением определиться, сможет ли устройство эффективно зарядить используемый тип АКБ. Процесс зарядки для необслуживаемых аккумуляторов типа AGM или Ca/Ca имеет свою специфику, и только WET-аккумуляторы не требуют специального подхода. В некоторых моделях ПЗУ, например Агрессор AGR/SBC-150Start, имеется возможность установить режим зарядки, соответствующий тому или иному типу АКБ.
Также перед покупкой ПЗУ необходимо знать, будет ли прибор использоваться в гараже либо лежать в багажнике. В первом случае можно купить прибор, основным элементом которого является мощный трансформатор. Трансформаторные ПЗУ имеют некоторые преимущества: они надежны, просты в конструктивном плане, ремонтопригодны, не создают радиопомех при работе. Но при этом имеют большую массу, металлоемки, обладают внушительными габаритами, особенно ПЗУ большой мощности.
Все большую популярность сегодня набирают электронно-цифровые устройства, основой которых является схема на микропроцессорах. Приборы автоматически подбирают оптимальный режим зарядки. В отличие от трансформаторных ПЗУ зарядка батареи в них производится импульсным током, что благоприятно отражается на качестве зарядки: процесс идет быстрее, а энергии в целом требуется меньше.
К тому же импульсные ПЗУ имеют гораздо меньшую массу по сравнению с трансформаторными, в то же время надежность импульсных приборов вполне сравнима с надежностью линейных стабилизаторов. Импульсные приборы работают тише, имеют, как правило, встроенные цепи защиты от непредвиденных ситуаций, таких как КЗ, неправильное подключение, отсутствие нагрузки на выходе и т.п. И, главное, КПД импульсных «зарядников» достигает 98%.
Как правильно запустить движок?
Для начала «крокодилы» ПЗУ подключаются, соблюдая, естественно, полярность, к клеммам АКБ. Далее возникают определенные нюансы. Если батарея разряжена незначительно и ей нужно всего лишь немного помочь, то включают ПЗУ в режиме «Пуск» или Start и заводят стартером автомобиль. Таким образом заводят двигатель, используя ПЗУ с пусковым током на уровне пускового тока автомобиля или немного ниже.
Если же ПЗУ выдает небольшой пусковой ток, то следует перед пуском подзарядить АКБ, кратковременно, минут на 10, установив зарядный ток в 15–20 А. Мощным током вообще желательно подзарядить любую сильно разряженную батарею перед пуском. В некоторых ПЗУ имеется функция 5-минутной форсированной зарядки. Мощный ток до 50 А кратковременно, не более чем в течение 15 минут, восстанавливает емкость батареи, и уже совместными усилиями с ПЗУ, включенным в режиме Start, двигатель запускается.
В характеристиках каждого пускового устройства имеются рекомендованные циклы пуска и пауз. Например, для ПЗУ Start-500 рекомендуется после 3-секундного замыкания цепи машины сделать минимум двухминутную паузу. В целом же процедуру пуска двигателя с помощью ПЗУ можно производить не более 3–5 раз подряд. Если двигатель не завелся, попытки надо прекратить и искать причину неисправности, иначе можно вывести из строя и аккумулятор, и стартер.
После запуска двигателя ПЗУ следует отсоединить – совместная работа автомобильного генератора и зарядного устройства может привести к перезаряду аккумулятора.