Как выбрать хорошие колодки: рассказывает Владимир Черноус, руководитель инженерно-технического отдела GTS Spare Parts

Как выбрать хорошие колодки: рассказывает Владимир Черноус, руководитель инженерно-технического отдела GTS Spare Parts

14.12.2023 - 21:12
Приблизительное время чтения: 6 минут. Интересно, но нет времени читать?

Владимир Черноус


Почему плохие колодки опасны для вашего бизнеса, груза и жизни

Тормозные колодки – это главный расходный компонент тормозной системы автомобиля. Мы не можем позволить себе покупать подделку или колодки низкого качества, иначе наш грузовик – достаточно тяжелый – не сможет затормозить вовремя. Плохие колодки могут стать причиной повреждений автомобиля или человеческих жертв. Поэтому тормозная система – главное, что влияет на безопасность дорожного движения. 

Сегодня купить колодки нормального качества – сложная задача. Производители, которые много лет поставляли их официально и боролись с контрафактом, ушли с рынка. Возник дефицит, которым охотно пользуются производители и поставщики подделок. Более того – много подделок поставляют под видом известных и знакомых нам брендов. Как правило, это подделки очень плохого качества, которые не работают, как положено. Выявить их сложно, потому что все деньги такие «производители» вкладывают в упаковку и соответствующую оригиналу маркировку. Такие колодки опасны. Продаются они по цене оригинала – довольно высокой – а работают хуже, чем запчасти неизвестных брендов.

Важно понимать, что задача подпольщиков – сорвать куш на дешевом производстве. Они тратятся на упаковку, чтобы обмануть покупателя, а денег на качественное изделие не остается. 

Как работают колодки и из чего они состоят

Колодки – главный элемент тормозной системы. Работают они так – когда вы давите на педаль тормоза, тормозная система прижимает колодки к дискам или барабану. За счет этого прижатия и трения автомобиль останавливается. Колодки – расходный материал. Из-за трения они стираются, становятся тоньше, поэтому их нужно регулярно менять. Тормозные диски, кстати, меняют по той же причине – колодки трутся по диску, поэтому диск тоже истончается, просто чуть медленней.

Качество колодок напрямую влияет не только на безопасность, но и на экономику бизнеса. Если колодки быстро стираются, их нужно чаще менять, а значит – чаще платить, чаще снимать машину с рейса, чаще оплачивать простой. Кажется, что в этом случае идеальные колодки должны стачиваться как можно медленней? Тоже нет – если колодки твердые, то гораздо быстрее будет стираться диск, замена которого обойдется кратно дороже. Нужен баланс, чтобы колодки выдерживали не меньше определенного пробега, но при этом не слишком изнашивали диски. А это, в свою очередь, зависит от состава колодок и пропорций.

Колодка состоит из двух частей:

  1. Стальная подложка: является управляющей и имеет специальную форму, которая соответствует тормозному суппорту и прижимается к нему. Именно на стальную подложку приходится усилие поршней. Стальное и прочное основание подложки распределяет усилие поршней на всю поверхность фрикционного слоя. 

  2. Фрикционный слой: самое главное в колодке. Это крепко спрессованный блок из фрикционной смеси, состав которой определяет все остальные свойства тормозной колодки. 

Состав фрикционного слоя состоит из множества разных веществ, каждое из которых дает колодке свои свойства. Почти всегда этот состав уникален – каждый серьезный производитель тормозных колодок разрабатывает фрикционный состав самостоятельно. Именно поэтому в колодках от разных производителей будет разное «наполнение», разные пропорции веществ, разные фракции. Обычно эти составы держат в секрете – это ноу-хау каждого производителя, которое никто не разглашает. 

Чем отличаются колодки разных производителей и почему их состав так важен 

Главное отличие колодок – состав фрикционной смеси. Его основа – это минеральные вещества, каменная или песчаная крошка. Именно они изнашиваются, стираются и уносятся с колодки в процессе торможения. Минеральное волокно довольно хрупкое, поэтому в состав добавляют синтетические материалы, которые обеспечат ему прочность – например, в наш состав «Super Fine Plus» мы добавляем арамидные волокна, из которых делают высокопрочную ткань «кевлар». Такие волокна нужны для прочного и надежного сцепления минеральных волокон, чтобы колодка была прочной, не трескалась и не осыпалась. Также колодка должна быть устойчива к нагреву – для этого используют другие синтетические волокна с разными температурами плавления. 

Минералы стачивают диск, поэтому нам нужно вещество, которое уменьшает трение и улучшает торможение, чтобы не было скрипов, свистов и шумов. Для этого в состав фрикционной смеси добавляют графит, оксид титана и другие вещества, чтобы такая «смазка» хорошо работала при разных температурах.

При изменении температуры работа тормозных колодок не должна меняться. В процессе торможения они могут нагреваться более чем до 500 градусов Цельсия, и, если начнут тормозить хуже, водителю придется «дожимать» и быстро адаптироваться. Это нехорошая ситуация, особенно при экстренном торможении в сложных условиях. Колодки не должны гореть и рассыпаться от перегрева. Даже если это сложное торможение на спуске, они должны отработать до конца. Пускай они выйдут из строя, но они должны продолжать выполнять свою функцию, чтобы спасти автопоезд, груз и человеческую жизнь. 

Как выбрать хорошие колодки и не купить некачественную подделку

Подделку может обнаружить только сам производитель оригинального изделия, и то не всегда. Я лично сталкивался с тем, что даже завод-производитель запчасти затрудняется определить оригинальность изделия по внешнему виду – слишком хорошо мошенники подделывают упаковку и маркировку.

Однако есть здравые рекомендации, которые помогут хотя бы минимизировать риск.

  1. Рассмотреть альтернативных производителей

Не рекомендую гнаться за изделиями компаний, которые ушли с рынка – их подделывают в первую очередь. Привезти их сложно, оригиналы будут стоить космических денег, а покупать их за «разумные» деньги – неосмотрительно. Бизнесу не интересно работать в минус, чудес не бывает. Поэтому есть смысл концентрироваться на брендах, которые официально представлены на нашем рынке – в частности, на российских. Им можно позвонить, написать, проконсультироваться, получить техническую поддержку и обучающие материалы, с помощью которых вы отличите их запчасти от подделок. 

Понятно, что не все местные производители и бренды одинаково хороши, но они есть на рынке и с ними можно связаться. По закону они должны нести ответственность за качество своей продукции. Объясню на примере нашей компании – мы несем гарантийные обязательства согласно российскому законодательству. Возможные риски, связанные с ответственностью производителя, застрахованы. 

  1. Не искать цену дешевле

У нас открытый рынок, где конкуренты смотрят друг на друга и регулируют цены. И низкими они быть не могут. Нельзя сделать дешево хорошую, качественную вещь. Если колодки стоят дешево, откажитесь от этой покупки. Вероятней всего, это подделка или изделие очень низкого качества. Никто не будет продавать дешево то, что дорого в производстве.

  1. Изучить упаковку и комплектующие

Как я уже говорил, производители подделок научились делать упаковку, идентичную оригиналу. Однако, они могут делать опечатки в словах – например, китайцы не знают русского языка и порой делают забавные ошибки. Такие опечатки – прямое доказательство подделки. Также коробка должна быть прочной, так как колодки – товар тяжелый. Сами колодки должны быть крепко утянуты в пленку, не пылить, не болтаться в коробке, не биться друг об друга. Кроме того, вместе с колодками всегда должен поставляться комплект аксессуаров для их установки – они тоже должны быть хорошего качества. Не ржавые, не гнутые, хорошо упакованные.

В заключение отмечу – хорош тот производитель, кто регулярно проводит тесты, опрашивает водителей и сравнивает свои колодки с конкурентными. Например, мы провели несколько серий ресурсных испытаний на автомобилях партнеров-грузоперевозчиков, после которых опросили как водителей, так и механиков. Результаты опубликованы на нашем сайте. 

Также мы заказали стендовые испытания в ГУП НАМИ, где наши колодки сравнили с аналогичными по применимости колодками четырех конкурентов. По итогам сравнительных лабораторных исследований мы получили официальный отчет, из которого следует, что наши тормозные колодки выигрывают у конкурентов по целому ряду критически важных параметров. Для нас такие результаты – повод для гордости. Но не повод почивать на лаврах – мы расширяем продуктовый ассортимент, совершенствуем наши изделия и их упаковку, а также продолжаем ресурсные испытания.


Посмотрите похожие материалы: