Соотношение цен, рыночные доли и спрос на бренды автомобильных масел, представленные на российском рынке.
Основа
В первую очередь интересно посмотреть на сегментацию рынка по типу базовой основы моторного масла: синтетика/ полусинтетика/минеральное/ гидрокрекинг. Сразу оговоримся, что данное деление достаточно условно, так как на рынке нет единого стандарта, что считать синтетическим, а что полусинтетическим моторным маслом. Строго говоря, чистой синтетики в массовой продаже нет вообще, можно лишь говорить о процентном соотношении синтетического и минерального масла в составе базовой основы. Поэтому в оценке рынка мы будем опираться исключительно на то, как свои продукты позиционируют сами производители.
К синтетическим маслам свой продукт относят 48% производителей, что, разумеется, является очень немалым преувеличением; 44% брендов менее амбициозны и называют себя полусинтетическим продуктом. В использовании технологии гидрокрекинга признается только 3% производителей, а чистую минералку предлагают 4,5% фирм-изготовителей.
Продукты
Далее предлагаем посмотреть на востребованность конкретных продуктовых линеек. Распределение долей рынка по моторным, трансмиссионным маслам, гидравлическим и спец-жидкостям выглядит следующим образом: моторные масла прогнозируемо обеспечивают 77% продаж смазочных материалов, трансмиссионные – 14%; жидкости ГУР – 5%, остальные смазки и спецжидкости – менее 4%.
Вязкость
Несмотря на то что автомобильный рынок России за последние годы серьезно обновился, став более современным, особенно в крупных городах, доля высокотехнологичных масел на нем не так уж и велика. Масла с низкой вязкостью, применяемые в моторах последних поколений, занимают всего несколько процентов рынка. С другой стороны, многие современные моторы рассчитаны на использование масла 5w30.
Отрадно, что его доля на отечественном рынке максимальна и составляет 34% от общего объема продаж. Следом по популярности идет масло 5w40 с долей в 29%, еще 28% принадлежит маслам с характеристиками 10w40.
Независимый сегмент рынка
При оценке долей, занимаемых брендами моторных масел для легковых автомобилей в сегменте независимого рынка запчастей (IAM) России, вырисовывается довольно любопытная картина.
В нашей стране есть бесспорный лидер, который со значительным отрывом опережает всех конкурентов, – марка Shell, собирающая пятую долю всех продаж. За ней следует Mobil, под контролем, которого 12% рынка. Следом идет Castrol с показателем в 9%, по 6% российского рынка имеют Total и ZIC, а Elf и Liqui Moly – по 5%. Остальные производители борются друг с другом за доли процентов.
Оригинальные масла
Довольно большим спросом у потребителей по-прежнему пользуются оригинальные масла (Oes), канистры с логотипом автопроизводителя в денежном эквиваленте занимают не менее 20% рынка всех моторных масел, продающихся в России. Хотя их доля в продажах постепенно снижается.
Лидером продаж в сегменте Oes-масел является южнокорейский концерн KIA-Hyunday, их «оригинальный» бренд Mobis занимает 20% продаж. На втором месте VAG с долей продаж в 15%, далее с минимальный отрывом следует GM, на чью долю приходится 14% продаж. Среди лидеров также Toyota/Lexus, Nissan и Ford.
Соотношение цен
В данном исследовании мы сравниваем розничные цены на масло в офлайн-магазинах за литр в пластиковой упаковке. На среднюю цену существенно влияет ликвидность конкретных артикулов, поэтому цены производителей могут отличаться в разы, в зависимости от того, что больше продается в портфеле конкретного бренда: синтетика, полусинтетика или минеральное масло. Тем не менее мы можем оценить среднюю стоимость в категории по конкретному бренду.
Статистика брендов
Итак, самыми дорогими являются оригинальные моторные масла Nissan, Mitsubishi и VAG, продукция под этими брендами предлагается в ценовом диапазоне от 1500 до 1600 рублей за один литр. Почти вдвое меньше просят за масло Castrol, Liqui Moly и Ravenol – около 800 рублей. Mannol, NGN и GM стоят еще дешевле – в среднем 400 рублей за литр.
Методология
Статистика предоставлена аналитической платформой Aftermarket-DATA, которая является частью экосистемы маркетплейса запчастей ВИН-КОД.РФ и CRM для автосервисов Win-Sto.ru. В общей сложности на площадке работают более 1500 магазинов запчастей и независимых СТО. Годовая аудитория портала составляет не менее 4 миллионов уникальных пользователей, из них 9000 посещают платформу ежедневно. Важно, что все посетители платформы – это представители профессионального сервисного сообщества.