Трудные времена авторынка

Трудные времена авторынка

22.11.2019 - 15:08
Приблизительное время чтения: 11 минут. Интересно, но нет времени читать?

Куда движется автомобильный рынок России, что его ждет в ближайшее время и кто сможет выправить ситуацию спада, читайте в нашем новом обзоре.

Рост в рублях

Российский автомобильный ретейл надеется пережить временные трудности несмотря на то, что они несколько затянулись. И даже Сбербанк начал инвестировать в проекты, посвященные продаже автомобилей с пробегом, рассматривая вторичный рынок как более стабильный, нежели направление новых авто.

Ряд аналитиков утверждает, что цифры позитивной стагнации (некритичного спада) обеспечиваются так называемыми «желтыми» машинами, то есть теми, что стоят на складах дилеров, но отражены в статистике как проданные. Либо происходит объединение в одну группу легковых и коммерческих авто...

Как бы то ни было, на 12-м Московском международном форуме «Автокомпоненты-2019» были озвучены интересные данные первичной регистрации новых автомобилей от ГИБДД за первые пять месяцев текущего

года. Любопытность цифр заключается в том, что если считать про- данные автомобили в «штуках», то идет падение по всем пунктам, а в рублевом выражении есть рост в 8%.

Статистика продаж

Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) утверждает, что в мае 2019 года российский рынок упал на 6,7%, в июне падение продолжилось (продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в июле составили 139 988 ед. (–2,4%)). Спрос на новые автомобили иностранных брендов за первое полугодие упал на 4%, до 611 800 единиц, говорит «Автостат».

В целом за полгода российский авторынок сократился на 2,4% (по другим данным, во II квартале 2019 года продали на 5,5% меньше автомобилей, чем за аналогичный период прошлого года), а на покупку автомобилей за первые 5 месяцев этого года потрачено на 8% больше (из-за роста цен), чем за аналогичный период 2018 года (данные «Автостат»).

Та же тенденция на вторичном рынке: по данным агентства «Автостат», в первом полугодии 2019 года объем рынка автомобилей с пробегом составил без малого 2 505 000 единиц (–1,4%), в июне вторичный рынок сократился на 4,8%.

Помогала господдержка

Источники разные, данные несколько разнятся, но тенденция прослеживается четко – наметилось падение продаж по всем позициям. Если посмотреть чуть дальше в историю, то окажется, что российский рынок потерпел крах в 2015 году, потом медлен- но восстанавливался. Подъем 2017–2018 годов специалисты объясняют исключительно мерами господдержки. В 2019 году помощь правительства сократилась, и продажи опять стали падать.

В такой ситуации хуже всего продаются, а значит, уходят с рынка относительно недорогие модели, на которые не распространяется помощь государства.

Угроза для дилеров

Сокращение спроса больнее всего бьет по отечественным дилерам. Максимальное количество официальных продавцов автомобилей в нашей стране наблюдалось в 2014 году, с тех пор оно плавно сокращается. По- рой пугающими темпами. Новые реалии привели к тому, что даже банки начали считать авторетейл зоной повышенного риска.

Значит, ничего не остается, как

сокращать бизнес? Именно это подтверждает статистика последних лет –количество дилерских центров сокращается: с 4100 (это максимальное количество автосалонов за российскую историю), где работало 410 000 сотрудников, в 2013–2014 годах до 3355 и 300 000 сотрудников соответственно в 2018 году. Такие данные приводит Ассоциация РОАД. «Автостат» говорит, что сокращение дилерских центров продолжается и в этом году: в январе их было 3450, в июле стало 3376 – на 74 меньше.

Участники рынка пытаются защитить инвестиции любыми способами. Несколько лет назад члены РОАД пытались пролоббировать продажи подержанных автомобилей исключительно через официальных дилеров, теперь хотят протолкнуть инициативу по обязательной сертификации независимых СТО, которые забирают у них львиную долю негарантийных клиентов.

Лидеры рынка

Их опасения оправданны, ведь серьезно расширить дилерские сети смогли только «китайцы»: JAK – +43 шт., Haval – +27 шт., Chandan – +8 шт. Но у бизнесменов из Поднебесной специфические задачи, они пытаются на волне кризиса захватить рынок, не ожидая быстрой прибыли. За счет этого у многих дилеров есть возможность легкого перехода на китайские бренды с минимальными вложениями, так что считать расширение предложения Made in China рыночным можно только с немалой натяжкой.

Кроме «китайцев», неплохо чувствуют себя премиальные бренды. Так, российский дилер Rolls-Royce Motor Cars Moscow стал мировым лидером по продаже подержанных Rolls-Royce. Одинаково востребованными казались Phantom, Ghost и Wraith с пробегом. Продажи новых машин тоже выросли – на 4%. Любопытно, что на каждые 5 новых продается 4 подержанных автомобиля.

Диверсификация

Чтобы удержаться на плаву, российский авторетейл пытается найти дополнительные источники дохода в абсолютно иных, порой совершенно экзотических, сферах бизнеса. Вплоть до производства и торговли продуктами питания, чем собирается заниматься второй по обороту российский автодилер Major, развивая аграрный проект «Ферма М2».

Меры стимуляции продаж

Стратегия и тактика автопроизводителя на падающем рынке могут принять неожиданный оборот. В стратегическом плане авто- производители могут отказаться от бизнес-модели, согласно которой создавались автомобили, способные прослужить не более 10 лет, ведь качество современных транспортных средств и уровень сервиса позволяют при относительно небольших затратах на обслуживание эксплуатировать автомобиль и после первого круглого юбилея.

Миф о том, что раньше маши-ны были качественнее и прочнее, не выдерживает проверки временем. В начале 2000-х годов средний срок службы автомобилей в Западной Европе составлял всего 6,5 года. Теперь: Евросоюз – 11,1 года (Норвегия – 12 лет), США – 11,8 года, Россия – 11,4 года.

Снизив качество выпускаемых машин, можно сделать их доступнее по цене и гарантировать большие продажи в будущем. По этому пути уже сейчас идет Renault (Dacia). Присоединятся ли к этому концерну другие производители, пока неизвестно.

Отечественные автопроизводители

В качестве экстренных мер АВТОВАЗ с 22 июля по 11 августа останавливал сборку своих автомобилей на заводах в Тольятти и Ижевске. Сотрудники отправлены в корпоративный отпуск. Товарный запас автомобилей был подготовлен заранее. Поэтому дефицита у дилеров не ожидается. Напомним, что на АВТОВАЗе в этом году уже была краткосрочная остановка главного конвейера.

УАЗ начал сокращение 1000 сотрудников вспомогательного персонала под флагом «добровольного высвобождения». Увольняемые получают едино- временные выплаты, равные трем месячным зарплатам. Правительство Ульяновской области прилагает большие усилия к тому, чтобы увольняемые сотрудники смогли найти новую работу на российских и иностранных предприятиях, работающих на территории Ульяновской области.

Искусственный дефицит

Согласно некоторым данным, часть автопроизводителей для стимулирования рынка рассматривают такой рискованный шаг, как создание искусственного дефицита автомобилей. Однако этот процесс не так прост, как кажется. Производство автомобилей – это прежде всего сложная, разветвленная цепь поставок, в которой задействованы десятки фирм. Все они связаны контрактами не только с автосборщиком, но и со своими поставщиками.

авторынок

Объемы поставок оговорены на многие месяцы вперед. При желании сократить складские остатки придется пересматривать всю цепочку контрактов. Это неизбежно потребует массу времени и породит большое количество ошибок, но приведет ли к увеличению спроса – неизвестно.

Причины кризиса

Статистика говорит, что автомобильный рынок находится в состоянии перманентного кризиса, у которого две основные причины: рост цен на автомобили при отсутствии роста доходов большинства населения. Посчитано, что за последние 5 лет доход обычной российской семьи упал на 40%, а средняя цена автомобиля возросла на 66%.

И первая, и вторая причины вызваны составляющими, которые невозможно регулировать изнутри отрасли. Цены на автомобили в течение многих лет медленно, но верно идут вверх. Инфляция, падение курса рубля и увеличение ставки НДС привели к существенному росту цен на новые автомобили. Некоторые автомобили с 2014 года подорожали в 2 раза (например, Lada Granta в кузове седан). Рост средней стоимости за тот же период, по данным «Автостат», составил более 60%. Аналитики отмечают, что сегодняшняя средняя цена нового автомобиля, высчитанная по итогам первого полугодия 2019 года (1 518 700 рублей), на 10% выше прошлогоднего показателя в 1 383 000 рублей.

Вторая составляющая кризиса – падение доходов населения при неуверенности большей его части в завтрашнем дне – также находится вне компетенции отрасли, но именно на нее направлены меры по стабилизации спроса.

Государство дает деньги

Точнее, государство снижает цену для потребителя, предоставляя некоторым категориям покупателей субсидии или обеспечив льготным кредитованием по программам господдержки, либо и тем, и другим.

Именно льготным потому, что количество обычных кредитов сокращается – люди предпочитают больше не накапливать долги, особенно с учетом драконовских процентных ставок. На стимулирование продаж с помощью льготных кредитов и лизинга этим летом дополнительно было выделено еще 10 млрд рублей: 6 млрд на кредиты и 4 млрд на лизинг. Предполагается, что эти деньги вернутся в бюджет в виде налогов и что выделенных денег хватит для реализации 75 тысяч автомобилей.

Рост за счет льгот

Действующие до этого программы господдержки «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» позволяли экономить до 10% при покупке автомобиля отечественного производства. Лизинговые программы «Российский тягач», «Российский фермер» и «Свое дело» экономили автовладельцу 12,5%, но выделенные на это 10,4 млрд руб. закончились, позволив реализовать 63 тысячи автомобилей.

По итогам второго квартала количество автомобилей, ку- пленных в кредит по различным программам (241,2 тыс. ед.), по- казало рост в 8%. Этот рост связан в первую очередь с программами льготного кредитования. Причем если раньше кредитами больше пользовались в Москве и области, Санкт-Петербурге, Татарстане и Башкортостане, то сейчас идет рост кредитования в Кемеровской, Кировской, Рязанской и Тульской областях, а также в Красноярском крае.

Производство автокомпонентов

Программы господдержки полезны автозаводам, поскольку позволяют сохранить трудоустроенными более 2 миллионов человек, работающих в отрасли. Кроме того, автопроизводители могут получить допуск к госзаказам, к «промсубсидиям», средствам господдержки и на- логовым льготам, если выполнят условия по стратегическому развитию и локализации производства автокомпонентов.

Подробно эти условия отражены в Постановлении Правительства РФ №719 от 25.06.2019 года «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ». И еще разработанная Минпромторгом программа спасения заводов проходит сейчас согласование в Минфине и Минэкономики. Суть ее в том, что, опасаясь санкций, которые могут пресечь поставку автокомпонентов для российских авто- заводов, Минпромторг просит 150 млрд рублей на локализацию некоторых узлов и агрегатов для предприятий ГАЗа, КАМАЗа, АВТОВАЗа и «Соллерса».

Программа в том числе предусматривает создание дизеля объемом не более 3 литров для УАЗа и «Газели», требуемые средства на разработку мотора – 3 млрд рублей. Еще 28,3 млрд рублей понадобятся для раз- работки и организации выпуска компонентов для этого двигателя. Отдельных средств требует производство шасси, тормозной системы, а также иных элементов трансмиссии. Противники проекта утверждают, что для его полноценного осуществления придется перепроектировать существующие автомобили, что потребует дополнительных средств и времени, поскольку унифицировать агрегаты на нескольких различных платформах невозможно.

Мировые тренды

Несколько усугубляет ситуацию в отрасли то, что люди пересматривают свое отношение к автомобилю. Тенденция отказа от владения автомобилем в пользу общественного транспорта и каршеринга захватывает молодые слои населения по всему миру. Другие же поколения теперь считают правильным длительное владение автомобилем. Впервые падение продаж затронуло сразу три важнейших рынка – Китай (–6% к 2017 году и уже –5,5% Тренды автомобильной отрасли в первом квартале этого года), США и Европу (в Германии –10% в 2018 году и –13,4% во втором квартале этого года). Для Европы особую проблему представляет отказ от популярных ранее дизельных моторов. Запрет на дизели с 2030 года только в Германии может уничтожить 620 тысяч рабочих мест, так как производство электромоторов в разы проще выпуска ДВС. В результате мировой автопром уже переживает период слияний, поглощений и массового закрытия нерентабельных заводов.

Альтернативные виды топлива

Снижение продаж бьет по доходам автоконцернов именно в тот момент, когда они вынуждены (из-за экологических норм) инвестировать громадные суммы в автомобили с альтернативными силовыми установка- ми. Проблема в том, что мир не выбрал единого направления к светлому будущему.

Что будет источником энергии в экологически чистом автомобиле: электричество, газ, водород, топливные элементы или что-то другое – разработчик и потребитель еще не решили. А раз так, ведутся дорогостоящие исследования сразу по нескольким направлениям с целью предложить  готовые образцы, которые можно будет оценить только по результатам длительной эксплуатации. Бывшим конкурентам не остается ничего, кроме как, объединившись, инвестировать в ноу-хау и технологии для удешевления и ускорения процессов разработки и производства.

Электричество и беспилотники

Пока дальше всех продвинулись электромобили. Сейчас их с натяжкой можно назвать «зелеными», они стоят дорого и плохо приспособлены для повседневных нужд. Но их производство растет и уже наносит удары по рынку труда: сборка намного проще, комплектующих меньше, а технического обслуживания почти не требуется – в результате высвобождается 30% рабочих рук.

Если удастся вывести беспилотные автомобили на дороги общего пользования, то проблемы отрасли могут быть вообще непредсказуемыми.

Заманчивое предложение

Поддержать нашего покупателя в трудные времена решил Китай, который вот-вот начнет поставку подержанных машин, произведенных на китайских заводах. Среди них могут быть автомобили марок Toyota,Volkswagen, BMW, Mercedes-Benz и других ведущих мировых брендов. Министерство торговли Китая сочло уровень качества поставляемых автомобилей приемлемым для  Мьянмы, Нигерии, Камбоджи и… России. В Китае производится 28 млн машин в год, а общий автопарк достиг 300 млн машин. Потенциал для экспорта подержанных машин из Китая огромен. Учитывая стоимость новых машин и курс юаня, цена автомобилей с пробегом не может быть высокой. Таможенная пошлина (22%) и утилизационный сбор (15%) и СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства), конечно, ее увеличат, но инициаторы проекта считают, что подержанные автомобили ведущих брендов китайского производства будут представлять интерес для определенных категорий российских потребителей.

Цена и бренд на капоте решат все, оставив вопрос трудности обслуживания на втором плане. Тем более что китайские власти обещают тщательно следить за тем, чтобы подержанные машины были качественными и для них предлагался сервис, аналогичный тому, что есть для новых. Если это действительно произойдет, то положение нашего автопрома станет еще более незавидным.


Посмотрите похожие материалы: