Китай. Надуманная истерия

Китай. Надуманная истерия

08.08.2022 - 19:38
Приблизительное время чтения: 5 минут. Интересно, но нет времени читать?

Вот уже который месяц мы открываем новостную ленту – и понеслось. Дефицит машин уже реальность. Нет, неправда, в Подмосковье стоянки переполнены новыми автомобилями. Не соглашусь, это не показатель, ведь там 30–40 тыс. экземпляров, которых хватит на месяц-полтора. Не стоит переживать, ведь активно ищутся альтернативные пути доставки автомобилей в Россию. Еще есть запасы в Санкт-Петербурге. И снова нет. Стоянки пустые, нас ждет автомобильное голодание. А ведь еще и Китай. Он точно захватит российский рынок. Они уже наращивают количество дилерских центров, и продажи растут. Все описанное выше больше похоже на размышления психически нестабильного человека. Но, к сожалению, такие заголовки то и дело мелькают в различных средствах массовой информации. Да даже мы сейчас об этом упомянули.

 

В этой статье мы хотим поговорить скорее не о том, насколько вероятно, что российский рынок останется без автомобилей, а на не менее интересную и популярную в последнее время тему – китайский рынок захватит российский.

Все чаще можно услышать, что китайцы не то что неплохо научились подражать европейским коллегам, а даже активно наступают им на пятки. Только на практике видно одно, разговоров об этом много, а фактов, подтверждающих слухи, как раз таки мало. Давайте разбираться.

Не так давно прошла новость о том, что Правительство РФ и деловые круги начали переговоры в формате стран БРИКС о привлечении на российский рынок автомобилестроительных компаний с Востока. Это прозвучало в приветственной речи Владимира Путина участникам делового форума БРИКС. Но что мы видим на самом деле: за весенний период 2022 года Китай не предпринял почти никаких шагов, чтобы существенно увеличить продажи машин в России.

1

Европейцы друг за другом покидают Россию, а предсказатели сулят китайским автомобилям светлое будущее на месте ушедших французских и японских компаний. Но парадокс заключается в том, что и представители Востока не спешат завоевывать российские сердца. Более того, импорт легковых автомобилей из Китая сокращается месяц от месяца. По данным таможенной статистики КНР, если в апреле 2022 года суммарная стоимость ввезенной автопродукции составляла 84,6 млн долларов, то в мае уже только 32 млн. А по сравнению с мартом падение еще более значительное. Тогда было ввезено китайских автомобилей на 190,7 млн долларов.

Обратимся к аналитике

Агентство «Автостат» подсчитало продажи китайских машин. По итогам обработки и анализа новых электронных паспортов (ЭПТС), в мае 2022 года россияне купили 4627 новых легковых автомобилей всех китайских марок, что составляет 16,9% от общего объема автомобильного рынка России. На первый взгляд это значительный рост, потому как в мае 2021-го на долю всех китайских брендов приходилось только 6,9% авторынка. С чем это связано? С бешеным ростом популярности китайских автомобилей? Спойлер – нет. Все достаточно прозаично. Если убрать романтические мысли и логически подумать, то становится видно, что если подсчитывать в численном выражении, то правильнее будет фиксировать не рост, а общее падение продаж на 55%. То есть увеличение доли рынка у китайцев происходит не за счет увеличения продаж, а потому, что их конкуренты остановили производство машин в России.

Да и не надо быть аналитиком, чтобы прийти к этой мысли. Иногда просто можно включить наблюдательность. В кулуарах то и дело нахваливают новинки китайского автопрома, мол, стараются концерны, все ближе подбираются к европейскому качеству и по цене более приятны. Но, несмотря на все хвалебные оды, процент тех, кто действительно их покупает, очень мал. В итоге получается следующее: китайцы молодцы и стараются, но мы подождем, пока одумаются дорогие сердцу европейцы и японцы.

2

Мощности китайских брендов

Какие китайские модели стали самыми покупаемыми в России в этом году? По итогам последнего месяца весны Chery реализовал 455 автомобилей, а коллеги из премиального Exeed – 167 машин. Возьмем другого производителя – Geely. Продажи этого бренда за тот же период составили 348 автомобилей, Haval – 334 штуки, ну а компания Changan реализовала только 30 машин.

А теперь посмотрим на другой бренд – Hyundai. За май 2021 года был продан 16 261 автомобиль. Еще одна марка – Kia – за тот же период времени реализовала уже 18 818 автомобилей разных моделей. Из чего мы видим, что один корейский производитель в разы превосходил по продажам все китайские марки, представленные в России.

Сделано в России

А как насчет производств на месте? В России существует всего один китайский завод, который производит автомобили, – Haval. Мощности завода, при условии работы в две смены, составляют 80 тысяч автомобилей в год. По итогам 2021 года Haval установил абсолютный рекорд продаж на российском рынке, реализовав 39 126 автомобилей.

Ближайшее СНГ

В Белоруссии СЗАО «БелДжи» выпускает методом крупноузловой сборки автомобили бренда Geely. Мощность предприятия составляет 60 тысяч автомобилей при условии работы в две смены. Однако производством это назвать трудно, потому что автомобили поступают из Китая в разобранном состоянии и только собираются в Белоруссии. Резко увеличить объемы производства китайцы не смогут.

3

Для сравнения: завод Hyundai в Санкт-Петербурге имеет производственную мощность 300 тысяч автомобилей в год. Производство велось по полному циклу. Завод Volkswagen под Калугой может производить свыше 200 тыс. машин в год.

Как обстоят дела во всем мире

На сегодня дефицит новых автомобилей – это общая проблема, и связано это с ограничениями по выпуску электронных чипов. Поэтому китайские концерны могут развиваться в любых регионах мира. Ну и в первую очередь акцент делается на экспорт более премиальных моделей, которые, как известно, не могут стать массовыми. Еще один факт – внутренний рынок Китая обладает гораздо большим потенциалом, чем российский. С чем и связано такое неактивное поведение китайских брендов в последние годы на российском рынке.

При подробном изучении вопроса стало видно, что китайцами не предпринимается серьезных шагов для отработки новых логистических цепочек и наращивания производства. По этой причине сокращаются поставки автокомпонентов в Россию. Импорт комплектующих и запчастей в РФ из Китая для всех видов автомобилей наиболее значительно сократился в марте. Было ввезено компонентов на 76,3 млн долларов против 117,1 млн в апреле.

 

 

 

 


Посмотрите похожие материалы: