Полимеры в автомобилестроении: курс на локализацию

Полимеры в автомобилестроении: курс на локализацию

31.07.2018 - 15:37
Приблизительное время чтения: 8 минут. Интересно, но нет времени читать?

Открыл форум Рафаэль Григорян, генеральный директор INVENTRA: «Российский автомобильный рынок начал расти после четырехлетнего падения. По итогам первых месяцев 2018 года рост продолжается, однако его темпы замедляются. Увеличение рыночных объемов связано с реализацией отложенного спроса, а также с программами господдержки отрасли. Как изменится ситуация на фоне окончания действия стимулирующих программ в преддверии возможных макроэкономических сдвигов – вопрос открытый.

Ситуация на автомобильном рынке двойственная: с одной стороны, отмечается рост продаж новых автомобилей, c другой, нет четкого понимания, как будет меняться рынок в условиях низкой покупательской активности населения и после окончания действия программ господдержки отрасли, служивших основным драйвером восстановления рынка.

Параллельно с ростом продаж автомобилей повышается объем производства автокомпонентов, который связан с изношенностью российского автопарка и выражается в увеличении производства шин, аккумуляторов и других продуктов. Доля полимеров и инженерных пластмасс в отечественных транспортных средствах ниже, чем в иностранных. Помимо этого, наблюдается снижение потребления полимеров, вызванное оптимизацией рецептуры и применением новых технологий переработки.

Подстегнуть увеличение локализации производства автокомпонентов из полимерных материалов может отмена льгот на импорт деталей для промсборки автомобилей. Тем не менее, в условиях дефицита дешевых и качественных материалов, высоких пошлин на зарубежное сырье и длительного периода омологации, локализация материалов и их промышленное внедрение сложны, требуют денег и времени.

В текущей ситуации снижение производственных издержек имеет решающее значение, поэтому вопрос создания единого омологационного центра стоит особенно остро. Кроме того, для дальнейшего роста уровня локализации требуются консолидация и тесное сотрудничество автоконцернов, производителей полимеров и автокомпонентов».

Затем с докладом «Автомобильный рынок Российской Федерации и локализация автокомпонентов» выступила Татьяна Арабаджи, директор Russian Automotive Market Research: «Несмотря на то что сейчас автомобильный рынок растет, его потенциал ограничен. Рост в настоящее время в основном происходит за счет отложенного спроса. По прогнозам Russian Automotive Market Research, в 2023 году объем российского рынка достигнет по производству 1,449–1,777 млн автомобилей, по продажам – 1,54–1,852 млн. Затем наступят стагнация или даже снижение производства. В случае неблагоприятных макроэкономических факторов этот период может наступить раньше. Помимо этого, в некоторых отраслях спад начнется раньше, например в сегменте малотоннажных грузовых автомобилей и автобусов. При этом в автомобильной промышлености сохранится большой избыток производственных мощностей. В 2014 году общие производственные мощности российских автозаводов составляли 3,6 млн автомобилей, к 2020 году они вырастут до 3,9 млн. 

Объем экспорта автомобилей в 2017 году хотя и увеличился по сравнению с предыдущим годом, но все равно этот показатель значительно хуже результата 2013 года, когда было продано за рубеж около 150 тыс. автомобилей. В целом потенциал для роста экспорта есть, но он ограниченный и вряд ли превысит отметку в 200 тыс. машин в год.

Локализация производства идет довольно успешно, в том числе и по производству деталей из полимеров. Так, например, Faurecia в 2017 году локализовала производство пластика на 43%, а в 2018 году планирует довести этот показатель до 55%.

Потенциал для локализации производства автокомпонентов для легковых и грузовых автомобилей разный. Это связано с тем, что большая часть рынка легковых автомобилей в России – это иностранные бренды, у которых свои поставщики комплектующих. При этом в коммерческой технике ситуация обратная, здесь 75% рынка занимают автомобили отечественных марок, что дает перспективы для развития автокомпонентной отрасли в данном сегменте.

Основные факторы, которые мешают дальнейшей локализации производства в России, – это отсутствие многих современных материалов и технологий. У нас нет единого центра испытаний автокомпонентов, многие комплектующие приходится омологировать за границей. Помимо этого, локализацию сдерживают ограниченный объем производства и его низкая эффективность из-за большого количества различных платформ. Также разработки большинства моделей легковых автомобилей ведутся за рубежом, а это значит, что такие автопроизводители работают со своими поставщиками компонентов».

Рафаэль Григорян поинтересовался, заявлены ли в будущем проекты господдержки автомобильной отрасли. Татьяна Арабаджи ответила, что все меры государственной поддержки принимаются на год и на 2018 год они уже приняты и очерчены. Если рынок начнет оживляться, объемы поддержки со стороны государства сократятся.

По данным AEB, продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе – апреле 2018 года выросли на 20,5% по отношению к аналогичному периоду 2017 года и составили 545 тыс. автомобилей, об этом сообщил руководитель службы закупок сырья и материалов FordSollers Holding Игорь Чефанов. Продажи автомобилей, произведенных холдингом, за четыре месяца текущего года выросли на 31%.

Всего в 2017 году в мире было произведено более 96 млн автомобилей, 29 млн из них приходятся на Китай, 11 млн – на Америку, 9,5 млн – на Японию, 5,9 млн – на Германию, что составляет 57% от общего производства. Оставшиеся 43% распределились между 26 странами, в т.ч. и Россией, которая находится на 16-м месте по производству – 1,6 млн транспортных средств, такую информацию предоставил выступающий со ссылкой на VERcity.

Директор Exotest-Рус Наиля Диярова поделилась с участниками новостью об открытии лаборатории в Казани, проводящей испытания автокомпонентов на световое и климатическое старение, устойчивость к царапинам, тесты на трение, износостойкость, ударопрочность, стирание маркировки и другие виды испытаний на проверку соответствия требованиям автопроизводителей.

В продолжение темы Игорь Чефанов добавил, что стратегия по локализации сырья и материалов FordSollers была определена в 2012 г. и компания с начала существования назвала ее одним из стратегических направлений работы, отметив, что правительство Республики Татарстан оказывает серьезную поддержку по локализации материалов для нужд FordSollers. Возможность использования локальных нефтепродуктов для высокотехнологичных материалов является результатом совместных усилий нефтехимических предприятий Татарстана и FordSollers.

Игорь Чефанов также отметил, что 97% всех материалов для локализованных пластмассовых компонентов основаны на базовом сырье Республики Татарстан, 92% из которых приходится на полипропилен «Нижнекамскнефтехим», 2% – на АБС «Нижнекамскнефтехим», 3% – на полиэтилен «Казаньоргсинтез», и лишь 3% полиамида поставляются из других регионов России.

Специалист лаборатории качества материалов «Фольксваген Групп Рус» Виктор Абросимов представил доклад о проведении испытаний полимерных деталей в лаборатории компании, среди которых физико-механические тесты, оценка полимерных деталей после полигонных испытаний, специфические тесты, климатические испытания и эмиссия. Также Виктор Абросимов сообщил, что производственные мощности полного цикла «Фольксваген Групп Рус» в Калуге составляют 160 тыс. автомобилей в год, в Нижнем Новгороде – 107 тыс. автомобилей в год, а производственные мощности моторного завода в Калуге – 600 моторов в день.

Рафаэль Григорян задал вопрос о стратегии «Фольксваген Групп Рус» при работе с поставщиками и о планах по локализации. Выступающий ответил, что их концерн стремится к стопроцентной локализации. Но все зависит от поставщиков, так как представители «Фольксваген Групп Рус» часто встречаются со случаями несоответствия материалов требованиям. Компанией ведется кропотливая работа по локализации деталей на 70% и ее увеличению в будущем путем поиска новых поставщиков, производящих качественные материалы.

Ведущий специалист по закупке сырья и материалов FordSollers Гузель Кирсанкина добавила, что процедура омологации материалов «Фольксваген Групп Рус» закрыта. И поинтересовалась, сами ли они проводят испытания материалов. Виктор Абросимов уточнил, что поставщик сначала должен предоставить спецификацию, результаты испытаний своего материала, и только потом компания принимает решение – доверять или перепроверять, иногда опытный образец испытывается своими силами, и если он не соответствует требованиям, компания указывает поставщику, в чем и где улучшиться.

Генеральный директор Volgalon Константин Поляков во время своего выступления отметил, что среднегодовое снижение на 1% производства полиамидов для автомобильной промышленности в России в период 2011–2013 гг. сменилось устойчивым ростом на 2% в год до 2017 года, составив почти 150 тыс. т.

На период 2017–2020 гг. выступающий прогнозировал существенный годовой прирост до 15% за счет реализации инвестпроектов на «КуйбышевАзот». Потребление полиамидов в России в сегменте волокон и нитей вырастет на 21% за счет реализации инвестпроектов на «КурскХимВолокно», ориентировочно до 60 тыс. т.

Также до 2020 года докладчик прогнозировал увеличение потребления полиамидов для производства пластиков и пленок на 10–14% (до 30 тыс. т) в год за счет восстановления автопрома, реализации крупных инфраструктурных проектов и завершения инвестиционных проектов в сегменте пищевой упаковки.

Традиционно преобладающим сегментом потребления полимеров ПА6 в структуре автопрома в России являются волокна и нити, на которые приходится 60%, при этом Константин Поляков отметил сохранение значения сегментов пленок и инженерных пластиков как растущих. Полимер ПА66 не имеет локальной сырьевой базы, поэтому его потребление в сегменте инженерных пластиков обеспечивается за счет импорта.

Годовой объем полимерных композиционных материалов для автомобильной промышленности, произведенных «НПП «Полипластик» в 2017 году, составил более 25 тыс. т, из которых порядка 10 тыс. т произведено для деталей экстерьера, около 12 тыс. т – для интерьерных деталей и более 4 тыс. т – для деталей подкапотного пространства, такие данные представила руководитель проектов группы автопромышленности отдела развития рынка «НПП «Полипластик» Ирина Пьяных.

Выступающая выделила тот факт, что за последнее время «НПП «Полипластик» провело омологацию материалов для бамперов и деталей экстерьера Renault-Nissan, для воздуховодов Renault, для арок колес Renault, Ford, термостойких полипропиленов для деталей подкапотного пространства Volkswagen, производятся материалы для панели приборов, экстерьера «Автоваз», ГАЗ и КАМАЗ. Основными потребителями материалов НПП «Полипластик» для автомобильной промышленности Ирина Пьяных назвала альянс Автоваз-Renault-Nissan, Volkswagen, Ford, УАЗ, КАМАЗ и ГАЗ.

Представитель отдела разработки и технической поддержки IDI Composites International Europe Седрик Дефойе выступил с докладом о термореактивных композиционных материалах для облегчения конструкции транспортных средств. По мнению Седрика Дефойе, одним из преимуществ использования SMC/BMC (листовые формовочные материалы/компаунды для объемного прессования) в автомобилестроении является снижение выброса CO2 – облегчение конструкции на 10 кг позволит снизить выброс CO2 на 1 г на 1 км пути.

Различные виды материалов, производимых компанией, такие как IDILight SMC, обладают низкой плотностью и используются при производстве панелей кузова. IDIPure SMC имеют низкое содержание VOC-выбросов, не содержат стирола и применяются для деталей интерьера. IDIStrong SMC обладают высокими механическими характеристиками, используются для производства несущих частей кузова, позволяя OEM-производителям уменьшить вес транспортного средства. Помимо этого, данные материалы соответствуют всем экологическим спецификациям, таким как устойчивость и пригодность для повторного использования.


Посмотрите похожие материалы: