Когда цвет не имеет значения

Когда цвет не имеет значения

18.11.2016 - 14:46
Приблизительное время чтения: 10 минут. Интересно, но нет времени читать?
Все антифризы в своем первозданном виде не имеют окраски. И все же жидкости, которые находятся на прилавке магазинов, различаются по цвету. И в этом в первую очередь «заслуга» маркетологов, которые и навязали простым покупателям мнение о том, что цвет определяет качество антифриза. По сути же, как отмечают специалисты компании «Техноформ», краситель добавляют в основном для индикации протечек и для определения уровня жидкости в бачке. Разберемся в том, какие еще ошибочные мнения существуют у автомобилистов в отношении охлаждающей жидкости.

Производство антифризов в России: реалии

Для начала рассмотрим принципиально важный для нашей темы вопрос – возможны ли в России разработка и производство охлаждающей жидкости мирового стандарта? И по каким свойствам можно отличить один антифриз от другого?

Найти ответы на эти и другие вопросы нам помогут специалисты уже упомянутой компании «Техноформ», крупнейшего поставщика антифризов на автозаводы России. И хотя компания и ее продукция не нуждаются в излишних представлениях – настолько хорошо они известны российским потребителям, – стоит напомнить, что стратегическим партнером «Техноформ» в области создания антифризов выступает бельгийский производитель Arteco, совместное предприятие международных гигантов Chevron и Total.

Arteco – один из мировых лидеров по разработке и производству присадок, антифризов и теплоносителей. Компания работает по всему миру, ее антифризы – это 40% всей заводской заливки в Европе. Имея огромный рынок сбыта (годовой выпуск компании сопоставим по порядку со всей емкостью российского рынка антифризов), компания имеет возможности инвестировать солидные средства в разработки и испытания новой продукции, а также в создание и тестирование новых технологий – сегодня это порядка 50 млн евро на стендовые и флитовые испытания антифризов ежегодно. Важнейшим фактом также является то, что разработка антифризов для Arteco – это прежде всего совместная проектная работа со специалистами непосредственно автоконцернов. Антифризы Arteco изначально создаются под технические требования соответствующих систем охлаждения для каждого двигателя и автопроизводителя.

Компания «Техноформ», по сути, также является исполнителем мировых контрактов компании Arteco с такими клиентами, как Volkswagen AG, Ford, Volvo, Renault-Nissan, Komatsu и многими другими крупнейшими мировыми автоконцернами, и благодаря особым договоренностями имеет возможность предоставлять заводские антифризы на розничный рынок под брендом CoolStream.

Стоит признать, что вышеперечисленным критериям работы соответствуют далеко не все производители охлаждающей жидкости в России. И тому есть ряд объективных объяснений. Главным препятствием для увеличения инвестиций в разработку антифризов мирового уровня для производителей в России становится нецелесообразность таких затрат. Проще говоря, чтобы их окупить, нужно производить много больше продукции, чем требуется нашему авторынку, – емкость российского авторынка недостаточна для того, чтобы проводить необходимые испытания для каждого производителя и системы охлаждения. К тому же в настоящее время наш рынок сохраняет динамику спада. Как уже упоминалось ранее, для производства качественной охлаждающей жидкости нужны в первую очередь качественные компоненты. В России – и это общепризнанный факт – разработчиков важнейших компонентов присадок попросту нет, а потому некоторые элементы для производства антифризов производителям приходится ввозить с других рынков. И еще принципиальный момент – большинство автопроизводителей, которые занимаются промышленной сборкой автомобилей в России, не размещают здесь свои конструкторские отделы, а потому у российских создателей антифризов почти нет возможности прямого взаимодействия с разработчиками двигателей. Поэтому сегодня единственно возможной моделью бизнеса, когда на территории России создаются антифризы мирового уровня, является та, которую избрала компания «Техноформ», – импорт суперконцентрата антифриза, блендинг и фасовка на специальном адаптированном производстве в России.

Антифриз и тосол – что есть что?

Стоит признать, что в отношении охлаждающей жидкости у отечественных потребителей существует много заблуждений и ошибочных мнений. Антифриз или тосол – что есть что, в чем же разница и есть ли она? Для начала нужно напомнить, чем тосол отличается от антифриза (он же – охлаждающая жидкость). С тосолом произошла такая же ситуация, как и с ксероксом и джипом, когда наименование одного товара стало названием для целого класса продуктов. Известно, что тосолом называли охлаждающую жидкость, которую еще в 70-х годах разработал для конвейерного использования отдел «Технология органического синтеза» НИИ органической химии и технологии. Отсюда и название «тосол», где окончание «-ол» указывает на то, что этот продукт относится к группе спиртов. Эта жидкость получила название «антифриз «Тосол - А», для него был создан также отдельный ГОСТ – ГОСТ 28084-89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие» 1989 года. Резюмируя, тосол – это охлаждающая жидкость, разработанная под нужны автоотрасли СССР 70-х годов. Очевидно, что для современных двигателей, где используются многокомпонентные сплавы металлов, самые различные полимеры, где нагрузка на систему в разы превышает то, что было 30–40 лет назад (форсированные системы TSI, Twin Power Turbo и прочее), подобные жидкости абсолютно не подходят. Однако по старинке люди продолжают покупать тосол даже для тех двигателей, разработчики которых о таком продукте даже и не слышали.

G11/G12, или как спецификации Volkswagen поделили весь российский рынок антифризов

Большая путаница существует до сих пор и в классификации охлаждающей жидкости, потому как во многих странах существуют сейчас свои стандарты для антифризов. Забегая вперед, отметим, что многие ошибочно полагают, что универсальной системой является классификация, по которой все охлаждающие жидкости делятся на такие группы, как G11, G12 (G12+ и G12++).

Все, что нужно знать о G11, G12, G12+, G12++, – что это всего лишь торговая символика антифризов автоконцерна Volkswagen Group, которые отвечают спецификациям VW TL 774-C, VW TL 774-D, VW TL 774-F и VW TL 774-G. Поэтому удивительно, когда антифризы, которые по информации производителя предназначены для автомобилей европейских производителей (не VAG), азиатских автоконцернов, имеют на этикетке надпись G11 или G12 – спецификацию конкретного производителя, которой, кстати, ни у кого по факту нет.

Более того, уже более 10 лет на конвейерах компании Volkswagen ни антифриз G11, ни G12, который вообще был признан неудачным продуктом, не используются. Сейчас используется спецификация G13 (в России единственным производителем является ОАО «Техноформ»).

Что такое антифриз?

Чтобы понять, как можно классифицировать антифризы, напомним, из чего состоит эта жидкость. Самый главный ее компонент – этиленгликоль, который вместе с водой (45% на 50% в среднем) занимает более 90% в объеме охлаждающей жидкости. Другим компонентом, чья сопоставимая доля мала (от 3% до 12%), но значение велико, является пакет присадок. Они-то, по сути, и определяют характеристики антифриза и его функциональные способности.

Специалисты «Техноформа» предлагают различать антифризы по типам присадок – традиционные неорганические присадки (сюда относится тосол), карбоксилатные присадки (ОАТ), гибридные присадки и лобридные.

Неорганические технологии присадок (иначе называют силикатной технологией) применяются чаще всего для изготовления традиционных антифризов. В состав данных жидкостей входят такие вещества, как силикаты, фосфаты, бораты, нитриты, нитраты, молибдаты, амины и их различные комбинации. Технологи компании «Техноформ» отмечают, что, защищая систему охлаждения от коррозии, силикатные охлаждающие жидкости создают на поверхности металла толстый защитный слой, который существенно ухудшает теплообмен и приводит к тому, что двигатель постоянно работает в режиме небольшого перегрева.

Как следствие, возникает более быстрое окисление масла. Из курса школьной химии: температура в +10°С приводит к ускорению скорости химической реакции в два раза. Таким образом, моторное масло окисляется быстрее, теряя свои свойства. Кроме того, увеличивается расход бензина из-за нештатной работы двигателя, и возрастает износ деталей системы. Другие негативные последствия: разъедание помпы кавитацией из-за поверхностного кипения некачественного антифриза (особенно с добавлением метанола) и засорение протоков радиатора и быстрый выход его из строя.

Хотя многие производители охлаждающей жидкости с «неорганикой» заявляют, что их продукт можно эксплуатировать пять лет и более, необходимо понимать, что столь длительное использование антифриза такого типа без его замены представляет риск для системы охлаждения автомобиля и его двигателя. По данным специалистов «Техноформа», антифризы с неорганическими присадками теряют до 60% своих защитных свойств уже после первого года их использования. Среди известных плюсов таких антифризов – их невысокая стоимость. Однако, как справедливо отмечают в «Техноформе», это достоинство мнимое. Ведь низкая стоимость многих антифризов на неорганической основе, представленных в России, обусловлена не дешевизной такой технологии, а банальным несоблюдением производственных стандартов и экономией на качестве продукции. Называя вещи своими именами, 25% российского рынка – это контрафакт на основе метанола, это составы, которые запрещены законодательно, ибо несут прямой вред системе охлаждения двигателя.

Технология органических кислот позволила разработать другую, более совершенную и эффективную охлаждающую жидкость. Речь идет о карбоксилатных антифризах, которые создают в системе защитный слой только в местах начала коррозии, то есть локально покрывают такие участки, покрывая их тонкой пленкой, и препятствуют коррозии. При этом на остальной части поверхности пленки нет, а значит, эффективность теплоотвода не ухудшается.

Как отмечают технологи «Техноформ», антифризы на основе карбоксилатных присадок имеют ряд очевидных преимуществ. Так, в течение срока эксплуатации в таких жидкостях не образуются абразивные неорганические вещества, которые могут нанести вред системе, эти антифризы отличаются улучшенной теплоотдачей и улучшенными охлаждающими свойствами, расходуются меньше, а служат значительно дольше – на протяжении 10 лет жидкости не теряют защитных свойств. Таким образом, использование карбоксилатной охлаждающей жидкости позволяет снизить общие затраты на эксплуатацию автомобиля, а также сэкономить на частоте обслуживания системы охлаждения. То есть залил – и забыл.

Объединив традиционную (силикатную) и карбоксилатную технологию, производители антифризов создали новый тип охлаждающей жидкости. Это гибридный антифриз. Добавив к жидкости такого типа пакет минеральных присадок, разработчики получили новый класс антифризов – лобридные, которые отличаются увеличенным сроком службы и подходят к автомобилям многих марок. По сути, лобридный антифриз (lobrid, от low hybrid) – это гибрид, в котором количество неорганических присадок не более 9% от общей доли присадок. «Неорганика» вводится ввиду специфических требований производителей (например, Kia/Huyndai), использующих особые материалы, защита которых требует использования определенных неорганических компонентов.

Итак, если с типологией антифризов все понятно, то как их можно безошибочно различать в продаже? В первую очередь при выборе охлаждающей жидкости нужно ориентироваться на соответствие конкретного антифриза спецификациям конкретного автопроизводителя, напоминают специалисты компании «Техноформ».

Проще говоря, подходит или нет конкретная охлаждающая жидкость именно для определенной машины, можно определить только по наличию допуска или соответствию данного антифриза необходимой спецификации автопроизводителя. Как, например, в случае с антифризом CoolStream G13 — охлаждающей жидкостью лобридного типа, специально разработанной под технические требования Volkswagen AG. Такой антифриз используется для конвейерной заправки автомобилей Volkswagen и допускается для долива во все поколения охлаждающих жидкостей Volkswagen (G11, G12, G12+ и G12++).

И снова про цвет. Мы уже говорили, что цвет антифриза никоим образом не определяет его свойства, в том числе и химические особенности. Окраска жидкости в тот или иной цвет – исключительно маркетинговый ход. И порой очень опасный. Многие автомобилисты убеждены в том, что, к примеру, к зеленому антифризу нужно доливать жидкость именно такого же оттенка. Однако, как мы уже говорили, цвет не определяет химические свойства, и, ошибочно руководствуясь «цветовым» принципом, автомобилист может смешать два разных типа антифриза, что гарантированно приведет к поломке всей системы.

О важности правильного подбора антифриза стоит сказать еще несколько слов. К сожалению, в среде автомобилистов распространено мнение о том, то необязательно уделять принципиальное значение качеству антифриза. Тем не менее именно система охлаждения, вернее, ее отказ  является наиболее распространенной поломкой в автомобиле. Именно поэтому, как отмечают специалисты компании «Техноформ», не стоит экономить на качестве охлаждающей жидкости. Тем более что стоимость даже топового антифриза Coolstream Premium составляет всего лишь 40 копеек в расчете на 100 км (при использовании на 250 000 км одной канистры продукта). В итоге у потребителя, как и всегда, есть выбор – доплатить 300–400 рублей и забыть про антифриз на 5–10 лет или сэкономить со всеми вытекающими последствиями, о которых было написано выше.


Посмотрите похожие материалы: