Борьба с протечками

Борьба с протечками

03.11.2021 - 21:47
Приблизительное время чтения: 13 минуты. Интересно, но нет времени читать?

Технические жидкости играют огромную роль практически во всех аспектах эксплуатации автомобиля, включая экономию топлива и износостойкость основных узлов и агрегатов. Однако они, как вообще любые жидкости на этой планете, имеют неприятную склонность к протечкам по самым разнообразным причинам. Каковы эти причины? Как обнаружить утечку? Как с ней бороться? Ответ на эти и многие другие вопросы в нашем материале.

Моторное масло

После топлива (если, конечно же, вы не имеете дела с новомодным электромобилем) самая важная жидкость в автомобиле – это моторное масло. Компоненты двигателя вращаются тысячи раз в минуту, и именно масло обеспечивает плавность их работы.

Интервал замены моторного масла жестко регламентируется каждым автопроизводителем. Как правило, он составляет 15 тыс. км пробега или один раз в год.

У большинства автомобилей в моторном отсеке есть щуп, который позволяет быстро проверить масло. Лучше всего проверять масло после того, как двигатель был выключен хотя бы на 10 минут, чтобы оно могло осесть и остыть. На щупе присутствуют отметки – максимальный и минимальный уровни. Оптимальное количество – примерно посередине между ними. Если же объем на минимальном уровне или ниже – это хороший повод задуматься о вероятной протечке или повышенном расходе.

Кроме того, определённую информацию о состоянии деталей двигателя и возможных неисправностях даст состав моторного масла. Если вы заметили в масле на щупе какие-либо частицы или песчинки, скорее всего, процесс износа приближается к критической отметке, что является серьезной проблемой.

Также обратите внимание на цвет масла. Если он желтый или янтарный – все в порядке. Если масло приобрело темный кофейный оттенок вплоть до черного цвета – пришло время замены, даже если регламентированный интервал еще не пройден. Молочный цвет свидетельствует о попадании в масло охлаждающей жидкости, что тоже совсем нехорошо.

Вообще надо сказать, что утечки моторного масла довольно распространены в автомобилях, причем некоторые модели страдают этим заболеванием хронически. Однако это не повод закрывать на них глаза, поскольку утечки не только приносят вред окружающей среде и двигателю, но и способны вызвать возгорание автомобиля (если масло протекает рядом с горячей выхлопной системой).

Самые распространённые причины утечки масла в автомобиле:  

  • Неисправный или поврежденный масляный фильтр. Проверьте масляный фильтр, чтобы убедиться, что он плотно затянут и на нем отсутствуют следы ржавчины. Если вы обнаружили на нем ржавчину, определенно пора заменить моторное масло и фильтр. Утечка также может происходить из-за уплотнительного кольца. Однако чаще всего его сложно заменить отдельно, поэтому вам потребуется замена всего фильтра целиком.
  • Изношенная или поврежденная маслосливная пробка, находящаяся в нижней части масляного картера. Уплотнение маслосливной пробки или всю маслосливную пробку следует менять при каждой замене масла. Однако довольно часто на СТО игнорирует эту рекомендацию, и снова устанавливают старую сливную пробку/уплотнение. В конечном итоге это однозначно приводит к утечке через уплотнительное кольцо масляной пробки.
  • Износ прокладки клапанной крышки. Прокладка клапанной крышки служит уплотнением для предотвращения утечки масла. Ее ресурс ограничен, что вызвано неблагоприятными условиями эксплуатации при высоких температурах и естественными процессами старения материала прокладки. Протечки из под прокладки хорошо заметны снаружи, хотя иногда они могут происходить на тыльной стороне двигателя. Поэтому для их точного обнаружения уместно воспользоваться зеркалом.
  • Забитая вентиляция картера. Картер часто вентилируется через клапан и шланг, снова идущий на впуск. Засоренная вентиляция картера может вызвать избыточное давление в двигателе, став основной причиной нескольких различных утечек масла в автомобиле – из-за повышенного давления масло попытается найти какой-нибудь выход из двигателя. Чтобы проверить вентиляцию, необходимо открутить крышку маслозаливной горловины при работающем на холостом ходу двигателе. О том, что все нормально свидетельствует небольшое пониженное давление.
  • Поврежденная прокладка головки блока цилиндров может вызвать утечку масла в камеру сгорания, в систему охлаждающей жидкости или на внешнюю поверхность агрегата. Такие протечки не очень сильно распространены, но временами случаются.
  • Уплотнения вокруг коленчатого и распределительного валов удерживают моторное масло внутри двигателя. Как вы понимаете, коленчатый вал и распредвалы всегда вращаются, и это может привести к износу уплотнений. Коленчатый вал имеет уплотнения как спереди двигателя, за шкивом коленчатого вала, так и напротив коробки передач. Если вы видите утечку масла из картера коробки передач, скорее всего, это происходит из-за уплотнения коленчатого вала. Распределительный вал часто имеет уплотнения только на передней части двигателя.
  • Датчик давления масла часто устанавливают в головке блока цилиндров или на блоке двигателя. Этот датчик преимущественно изготавливают  из пластика, который со временем растрескивается, что собственно и вызывает утечку. Его, как правило, не очень тяжело менять.
  • Треснувшая головка блока цилиндра или блок двигателя. Такое происходит нечасто, но все-таки происходит, поэтому со счетов столь серьезную поломку сбрасывать нельзя.

Для предупреждения утечек масла очень важно регулярно очищать шланги вентиляции картера и регулирующие клапаны, чтобы поддерживать небольшое разрежение в двигателе. Избыточное давление приведет к разрыву уплотнений и утечке масла.

Охлаждающая жидкость

Процессы сгорания и трения, происходящие в двигателе, выделяют колоссальные количества тепла. Охлаждающая жидкость (также известная как антифриз) поглощает это тепло, рассеивая его затем через радиатор. Поддержание правильного уровня охлаждающей жидкости предотвращает перегрев.

Проверка и замена охлаждающей жидкости осуществляется каждые 70 тыс. км пробега или не реже чем 1 раз в 2-3 года. Но если присутствует утечка, ее нужно срочно устранить. В противном случае может быть нанесен непоправимый вред двигателю и его компонентам. К счастью, устраняется утечка относительно несложно даже для начинающих автовладельцев. Однако всегда важно помнить, что охлаждающая жидкость расширяется и меняет уровень. Поэтому проверять уровень надо, когда машина либо полностью прогрета, либо полностью остыла.

Многие модели оснащены датчиком в резервуаре охлаждающей жидкости, который подает аварийный сигнал на приборную панель, когда уровень становится слишком низким. Обязательно обращайте внимание на такие сигналы.

Вот несколько общих симптомов, которые могут указывать на утечку охлаждающей жидкости в автомобиле:

  • Сладкий запах антифриза
  • Перегрев двигателя
  • Лужи под машиной
  • Низкий уровень охлаждающей жидкости

А это наиболее распространённые места утечек и способы их устранения:

  • К системе охлаждения автомобиля подключено как минимум четыре шланга. Со временем из-за постоянного нагревания и старения они могут стать хрупкими, начав трескаться в первую очередь в местах крепления, тем самым вызывая небольшие утечки. В этом случае лучше всего приобрести новый шланг и хомуты для замены.
  • Термостат обычно находится в верхней части двигателя, но во многих моделях может быть установлен и внизу (например, Subaru). Скорее всего, он располагается рядом с водяным насосом и заключен в корпус по соседству с одним из шлангов, идущих к радиатору в передней части автомобиля. Этот корпус в большинстве случаев прикручивается болтами, чтобы его можно было легко снять, если нужно заменить термостат. И как раз в зоне крепления чаще всего и возникает течь. Решение – замена прокладки корпуса или же всего узла в сборе, так как это относительно недорогая деталь.
  • Сердечник нагревателя расположен под приборной панелью рядом с вентилятором системы вентиляции. Теплая охлаждающая жидкость из двигателя прокачивается через сердечник обогревателя, а затем система вентиляции салона использует его для нагрева воздуха в салоне. Если теплообменник протекает, вы обнаружите охлаждающую жидкость на половицах автомобиля. Замена сердечника может быть дорогостоящей и утомительной работой, требующей демонтажа значительной части интерьера автомобиля.
  • Коррозия внутри радиатора – одна из основных причин утечки охлаждающей жидкости. По мере того, как трубки становятся старше и слабее, накопившийся мусор и осадок может приводить к их повреждению и как следствие – утечкам. Кроме того, изнашивается уплотнительная прокладка между бачком радиатора и собственно радиатором. Выход из положения только один – замена.
  • Повреждения прокладки головки блока цилиндров могут не выдавать себя довольно продолжительное время. Однако такие повреждения чрезвычайно критичны, поскольку нередко приводят к попаданию в моторное масло охлаждающей жидкости, что может привести к отказу двигателя и весьма дорогостоящим с точки зрения ремонта поломкам.
  • Водяной насос играет решающую роль в обеспечении циркуляции охлаждающей жидкости по всей системе охлаждения. Обычно он приводится в движение ремнем и расположен в нижней части двигателя. То есть там, где велик риск повреждения из-за летящего с дороги мусора, камней и т. д. Кроме того, часто утечки возникают в месте соединения шланга.

Один из главных способов предотвращения утечек охлаждающей жидкости – четкое соблюдение графика регулярного профилактического обслуживания, который включает замену охлаждающей жидкости. Старая охлаждающая жидкость может закиснуть, и начать энергично разъедать алюминий радиатора.

Тормозная жидкость

О том насколько важна тормозная жидкость для современного автомобиля с гидравлической системой торможения, пожалуй, много говорить не нужно. Все и так, в общем-то, ясно. Но важно понимать, что со временем тормозная жидкость напитывается влагой, что может вызывать коррозию тормозных магистралей. Также могут образовываться утечки, приводящие к ощущению чрезмерной «мягкости» педали или неправильной работе тормозов.

У большинства автомобилей в моторном отсеке располагается бачок с тормозной жидкостью. Проверяя, как и в случае с другими жидкостями, убедитесь, что уровень находится между минимальным и максимальным показателями. Добавьте еще, если он ниже минимального, но убедитесь, что тип тормозной жидкости совместим с данным конкретным автомобилем.

Основные причины утечки:

  • Поврежденный бачок главного тормозного цилиндра. Бачок главного тормозного цилиндра обычно изготавливается из пластика и может стать хрупким из-за теплового воздействия. Возникающие трещины приводят к протечкам тормозной жидкости по задней части двигателя.
  • Неисправное уплотнение поршня. Компоненты тормозной системы, такие как главный цилиндр, суппорт дискового тормоза или цилиндр барабанного тормоза, работают через поршень. Поршень – это подвижная часть, которая приводится в действие тормозной жидкостью. У него есть уплотнения, которые помогают удерживать жидкость, и они могут быть повреждены в результате регулярного износа, что приведет к утечке.
  • Изношенные тормозные колодки, накладки и проч. Тормозные колодки, диски, накладки и барабаны также могут со временем изнашиваться. Когда это происходит, поршень суппорта или поршень колесного цилиндра может чрезмерно растянуться, что приведет к повреждению уплотнений поршня и утечке жидкости.
  • Поврежденные тормозные магистрали или тормозной шланг. Тормозные магистрали и шланги рассчитаны на работу в большинстве дорожных и погодных условий. Но со временем они подвержены ржавчине, разрывам и прочим повреждениям. Обрыв тормозной магистрали, разрыв тормозного шланга или поврежденные фитинги тормозной магистрали могут привести к утечкам тормозной жидкости.
  • Поврежденный или незакрепленный спускной клапан. Каждый тормозной суппорт или тормозной барабан имеет спускной клапан (или выпускной винт), используемый для «выпуска воздуха из тормозов» в процессе так называемой прокачки, что позволяет удалять воздух из стальных тормозных магистралей. Если выпускной клапан поврежден или ослаблен, это может привести к утечке тормозной жидкости.
  • Неисправный модуль АБС. Некоторые части насоса ABS в тормозах несут и удерживают тормозную жидкость под высоким давлением. К сожалению, уплотнения со временем изнашиваются, что приводит к утечке тормозной жидкости.

Состояние тормозной жидкости надо проверять не реже чем один раз в 2 года и менять каждые 60 тыс. км пробега.

Жидкость гидроусилителя рулевого управления

Утечка жидкости гидроусилителя рулевого управления (ГУР) не так страшна, как утечка масла или тормозной жидкости. Тем не менее, ее так же не стоит оставлять без должного внимания, чтобы не получить в конечном итоге серозных повреждений системы. В частности, недостаток жидкости ГУР в системе создает дополнительное давление на насос и рулевую рейку, что может вызвать их преждевременный выход из строя. Если же в системе слишком много жидкости, это создает дополнительное давление на шланги и уплотнения, что приводит к тем самым утечкам жидкости рулевого управления. И круг замыкается.

Как правило, утечка жидкости ГУР, возникающая при заглушенном автомобиле, может быть вызвана протекающим насосом ГУР, треснувшим шлангом системы или неисправной рулевой рейкой.

Если жидкость для гидроусилителя рулевого управления протекает, вы можете заметить небольшое отложение засохшей жидкости вокруг соединений некоторых шлангов, или жидкость в соответствующем бачке постоянно опускается ниже минимально рекомендуемого уровня.

На самом деле утечка из системы гидроусилителя рулевого управления не такая уж редкость, особенно в старых автомобилях. Во многих случаях она обусловлена возрастной коррозией и износом системы. Утечка часто становится заметной после того, как автомобиль некоторое время простаивал на стояке. Причина заключается в том, что при выключенном двигателе жидкость ГУР остается в системе, но не находится под давлением. Из-за «подсоса» воздуха снаружи, вследствие создавшегося разряжения, жидкость ГУР начнет просачиваться наружу через самое слабое место в системе.

Вот наиболее частые причины утечки жидкости рулевого управления с гидроусилителем:

  • Использование неправильной жидкости ГУР
  • Утечка из насоса системы ГУР
  • Изношенные шланги и уплотнения гидроусилителя рулевого управления
  • Управление автомобилем с некорректным количеством жидкости ГУР
  • Утечка из бачка с жидкостью ГУР

Срок службы жидкости ГУР не превышает 100 тыс. км пробега, рекомендуемый интервал проверки – ежегодно.

Трансмиссионная жидкость

Трансмиссионная жидкость служит той же цели, что и масло в двигателе: она смазывает и охлаждает компоненты внутри трансмиссии. Коробки передач содержат шестерни, муфты и клапаны, которые должны плавно перемещаться, чтобы обеспечить плавное переключение. Хотя во многих трансмиссиях используется «пожизненная» жидкость, которая никогда не нуждается в замене, плохая трансмиссионная жидкость может вызвать грубое переключение передач, странные шумы и неконтролируемые колебания, затрудняющие вождение.

Если у вас возникли проблемы с трансмиссией, сначала проверьте жидкость. Утечка трансмиссионной жидкости – не шутка. Даже выглядящая снаружи незначительной, она может быть признаком очень серьезной внутренней проблемы. Поэтому крайне важно ее вовремя зафиксировать и устранить пока не произошло серьезного повреждения трансмиссии. Всегда помните – даже самая крошечная утечка может привести к фатальной поломке, если ею пренебречь: когда через систему проходит недостаточно жидкости, детали будут терять жизненно важную смазку, и внутри трансмиссии произойдут категорические неприятности.

Помните, что в автомобиле используются разные типы технических жидкостей, а лужа под автомобилем не всегда указывает на проблему – иногда это просто конденсат от кондиционера, усердно молотившего в жаркий день. Поэтому сразу паниковать не стоит, лучше присмотритесь внимательнее:

 

 

Утечки охлаждающей жидкости обычно проявляются в виде пятен жидкости с зеленым оттенком, оранжевого или розового цвета, имеющей сладкий запах.
Трансмиссионная жидкость и жидкость для гидроусилителя руля имеют розовый или красный цвет.
Моторное масло – от золотисто-коричневого до черного
Тормозная жидкость прозрачная, от желтого до темно-коричневого цвета.

Каковы общие причины такого рода утечек? Вот список наиболее вероятных виновников:

  • Прокладка поддона коробки передач. В большинстве случаев причиной утечки трансмиссионной жидкости является изношенная или смещенная прокладка поддона трансмиссии. Она обеспечивает уплотнение между поддоном трансмиссии и колоколом. Это простая резиновая прокладка, которая со временем изнашивается естественным образом и требует регулярной замены в рамках стандартного обслуживания трансмиссии.
  • Уплотнения и другие прокладки. По всей системе трансмиссии используются различные уплотнения и прокладки. Это может быть заднее главное уплотнение двигателя и переднее входное уплотнение. Резина может испортиться или что-то может выйти из-под контроля и вызвать утечку трансмиссионной жидкости.
  • Магистрали. В любой трансмиссии обеспечивается постоянный поток жидкости по всей системе за счет использования различных шлангов и магистралей. Плохое соединение, обрыв, прорыв, трещина – всегда вызывают утечку.
  • Клапаны и соленоиды. Система трансмиссии имеет клапаны и соленоиды, которые контролируют поток жидкости во время движения автомобиля. Поврежденная деталь или неисправный клапан/соленоид могут привести к утечке трансмиссионной жидкости.
  • Трещины и другие повреждения. Помните, что в трансмиссии и во всем автомобиле довольно много движущихся частей. Переключения под давлением, определенные экстремальные нагрузки и проч. могут привести к образованию трещин в картере трансмиссии, поддоне трансмиссии или где-либо еще. Очевидно, что это серьезная проблема, и потребуется отремонтировать или заменить поврежденные детали.

В общем, в любом случае, если вы заметили утечку трансмиссионной жидкости – не игнорируйте ее. Замена изношенного уплотнения намного дешевле, чем замена или восстановление всей трансмиссии.


Посмотрите похожие материалы: