Мыть или не мыть? Вот в чем вопрос!

Мыть или не мыть? Вот в чем вопрос!

08.08.2017 - 14:53
Приблизительное время чтения: 7 минут. Интересно, но нет времени читать?

Замена масла – обязательный пункт технического обслуживания

Под контролем технического состояния автомобиля многие водители понимают его осмотр раз в сезон. Однако контроль должен быть постоянным, начиная с проверки техсостояния перед каждым выездом и заканчивая ежегодным обслуживанием всех систем. Причем перечень работ, входящих в техническое обслуживание, меняется по мере увеличения пробега машины и ее возраста. Когда автомобиль прошел 10–15 тыc. км, то нужно проводить обслуживание, включающее регулировку, смазку, замену расходных материалов и отдельных деталей. И первым мероприятием, рекомендуемым практически всеми автопроизводителями, является замена масляного фильтра и самого масла.

Масляный фильтр – маленькая деталь, несущая большую нагрузку

Редко кто задумывается, что масляный фильтр имеет огромное значение в работе двигателя. В процессе эксплуатации в масле накапливаются продукты неполного сгорания топлива, соединений серы, вещества, образующиеся в результате термического разложения масла, продукты окисления и полимеризации топлива и масла, остатки отработавших зольных присадок и просто частицы износа. И масляный фильтр улавливает все мелкие частицы размером от 1/50 мм и выше, ведь если не очищать масло, то твердые частицы могут повредить мотор. Возможно, это не произойдет сразу, но ущерб будет нанесен обязательно. И проблемы могут создавать не только абразивные частицы, не меньшие беды принесут и «мягкие» частицы синтетического волокна или пластмассы.

Масло поступает в фильтр под большим давлением, около 5 бар. Когда оно горячее и обладает необходимой вязкостью, а фильтровальный элемент в корпусе фильтра относительно чист, то проблем со смазыванием не возникает. Если же фильтр уже загрязнен, а масло оказывается холодным, имея повышенную вязкость, то бумажный патрон фильтра становится существенной преградой на пути масляного потока. Таким образом, холодный двигатель может не получить необходимого количества смазки, а масло, находящееся под давлением, порвет бумагу фильтра, что и происходит порой с фильтровальными элементами в некачественных фильтрах.

Но конструкторы нашли решение этой проблемы. В фильтрах есть клапан, который при высоком давлении пропускает масло без фильтрации. Срабатывает этот перепускной клапан довольно редко, но безотказная его работа, связанная с вязкостью и давлением масла, ‒ один из показателей качества фильтра.

Некоторые автолюбители почему-то считают, что менять масляный фильтр можно не при каждой смене масла, а через две или даже реже. А ведь этим они только сокращают продолжительность работы мотора. Накопление вредных для мотора частиц в фильтре увеличивается по мере работы двигателя, и с определенного момента качество очистки существенно падает. Моторное же масло, в свою очередь, начинает интенсивно терять эксплуатационные свойства, даже если пробег после замены масла совсем небольшой.

Целесообразность промывки двигателя – вопрос сложный

Для слива отработанного масла откручивают специальную заглушку на плоскости поддона картера, предварительно приготовив емкость для отработки. И хотя есть рекомендации, что нужно сливать масло в горячем виде, так как оно становится более текучим, надо помнить, что вытекающее из нагретого двигателя масло может нанести ожоги. Рекомендуется производить замену масла, используя резиновые перчатки – отработка очень вредна для кожи, а при частых попаданиях на нее может вызвать заболевание.

Но перед сливом масла для многих водителей возникает дилемма – промывать двигатель или нет? В продаже сейчас представлен огромный выбор средств для внутренней промывки двигателей. Все их можно разделить на три группы. К первым двум группам относятся моющие добавки. Одни из них, так называемые мягкого действия, добавляются в масло с тем, чтобы автомобиль перед заменой поездил с таким «коктейлем» некоторое время. В качестве примера можно взять промывку в двигатель, выпускаемую компанией «Супротек». По утверждению производителя, средство содержит комплекс активных добавок Active Shield Оil System и активный компонент Супротек. Подготовка к замене происходит в два этапа: за 1000–1500 км до смены масла рекомендуется залить в него триботехнический состав Супротек, а за 200 км – еще и 285 мл «Долговременной промывки Супротек». Как пишет производитель, в результате промывки резиновые уплотнители, сальники и маслосъемные колпачки не пострадают, каналы масляной системы не окажутся забиты, а на поверхности деталей двигателя будет нанесено покрытие со сверхмикропористой структурой повышенной прочности, отличающееся маслоудерживающей способностью. Слой этот, как говорится в описании состава, обладает комплексом уникальных свойств, улучшающих работу мотора.

Наряду с немалым ассортиментом промывок «мягкого действия» имеется большой выбор более агрессивных моющих добавок, которые называют «пятиминутками». К таким относится средство Engine flush от компании Millers Oils. Содержание флакона, а это 250 мм, заливается в бензиновый или дизельный мотор, в котором находится 4–6 л масла, требующего замены. Затем двигатель запускают на 15–20 мин., после чего можно слить отработку, заменить масляный фильтр и залить новое масло.

Пожалуй, использование «пятиминуток» ‒ наиболее рискованный способ очистить детали двигателя от отложений и нагара. Эти средства вымывают отложения очень агрессивно, возникают реакции между компонентами заливаемого химиката и маслом в двигателе. После использования агрессивных промывок вполне прогнозируемо могут потечь сальники, забиться масляные трубопроводы. Для уменьшения риска отрицательного воздействия следует строго выполнять инструкции по применению, не превышая времени нахождения моющей добавки в двигателе.

Третий вид – это специальные промывочные масла, которые заливаются в систему смазки в объеме 3,5–5 л после полного удаления отработки. Действуют такие масла менее агрессивно, чем первые два вида промывок, растворяя остатки находившегося в двигателе масла и различные отложения. Такой вид масла содержит повышенное, по сравнению со стандартным моторным, количество моющих агентов, поэтому в работающем на холостых оборотах двигателе оно не должно находиться долго, до 5–10 мин. Затем масло сливается, меняется фильтр, и заливается свежее масло. Сегодня промывочное масло выпускают многие наши производители – ТНК, «Лукойл» и другие, торговля предлагает и импортные промывочные, например ZIC Flush.

Кстати, иногда думают, что моющие средства для двигателей являются в основном смесью щелочных реагентов, таких как гидроксид натрия или гидроксид калия, которые должны компенсировать подобные же присадки для повышения эксплуатационных, в т.ч. и моющих, качеств, первоначально входившие в состав моторных масел и со временем пропавшие. Но часто емкости с промывочными добавками и маслами для промывки заполняет примерно на 90% керосин. Конечно, это очищенный керосин, и, кроме него, в составе имеются другие компоненты, но, тем не менее, это так.

Решили все же промыть?

Если рассуждать о промывке двигателя, то тут ситуация следующая. Качественное масло любого типа, будь то синтетика, полусинтетика или минеральное, представляет собой смесь базового масла с присадками в определенной пропорции, причем значительную долю в составе занимают именно моющие присадки. Если владелец автомобиля, следуя рекомендациям автопроизводителя, меняет в регламентные сроки масло, используя при этом продукцию либо одной, либо различных марок, но того же класса и очень близкие по характеристикам, то, очевидно, какие-то дополнительные операции с двигателем можно считать излишними.

Другое дело, если речь идет о подержанных автомобилях, переходящих из одних водительских рук в другие. В этом случае часто новый владелец автомобиля не имеет представления, какой марки и качества залито масло в двигатель, а также какой пробег с этим маслом автомобиль прошел. В такой ситуации, и вообще в случаях перехода с одного типа масла на другой, промывку можно порекомендовать. Если не очистить двигатель внутри от остатков прежнего масла, а просто слить старое и залить новое, то смесь остатков прежнего масла со свежим может вызвать образование взвеси в масле или выпадение осадка, который частично, а иногда и полностью, может перекрыть маслопроводы, по которым курсирует масло. В этом случае серьезного ремонта не избежать.

Гораздо меньшему травмированию подвергается двигатель при очистке от отложений и нагаров, если используется моторное масло высокого класса, которое меняется не реже рекомендуемых автопроизводителем пробегов, и даже чаще, если условия эксплуатации автомобиля отличаются от стандартных. Причем интервал между заменами иногда может сокращаться вдвое от рекомендованного производителем масла. Например, если автомобиль совершает поездки на большие расстояния по хорошим трассам, то присадки в моторном масле сохранят свои качества даже при пробеге, превышающем рекомендованный для замены. Но в случае использования автомобиля главным образом в городской черте, где часты простои в пробках, остановки на перекрестках и светофорах, периодичность замены необходимо сократить. Такой подход многие эксперты считают оптимальным. Очистка двигателя осуществляется безопасно и в то же время достаточно эффективно.


Посмотрите похожие материалы: