Когда собираешь сведения о фильтрах, фильтрующих элементах и материалах, невольно вспоминаются великие слова Козьмы Пруткова о тщетности попыток объять необъятное. Тем не менее осознать объемы и увидеть границы того, что называют мировым рынком автомобильных фильтров, пытаются многие профессионалы. Так, например, в середине прошлого года компания Global Industry Analysts Inc., специализирующаяся на выпуске маркетинговых исследований, опубликовала прогноз емкости мирового рынка автомобильных фильтров на ближайшее будущее. По мнению аналитиков этой фирмы, мировой рынок масляных фильтров к 2017 году составит 6,1 млрд долларов, воздушных – 11,9 млрд долларов и топливных – 12,5 млрд долларов. И в сумме это дает более 30 млрд долларов!
По данным Ассоциации дистрибьюторов автомобильных комплектующих (АДАК), емкость российского рынка (легковые + грузовые, только IAM, без оригинала) по всем автомобильным фильтрам составила в 2013 году 333 000 000 EUR (розничная стоимость).
Такая гигантская емкость рынка определяется большим количеством потребителей фильтров: восемь фильтров на легковом автомобиле – это теперь дело обычное, на одном грузовике может быть установлено до 11 различных фильтров, при этом ежегодной замене подлежат до 6 из них. Кроме привычных каждому, кто хоть поверхностно знаком с автомобилем, воздушных, масляных, топливных, салонных, а начиная с двигателей стандарта Евро-3, фильтров картерных газов, в автомобиле могут быть фильтр для очистки масла в АКПП (если установлена автоматическая коробка перемены передач, естественно), дополнительные фильтры для тонкой очистки дизельного топлива с подогревом, а также системы предварительной фильтрации дизтоплива для удаления воды, эмульсий и крупнодисперсных загрязнений (для машин с дизельным двигателем), фильтры-адсорберы для удаления влаги из пневматической тормозной системы (что встречается только в грузовиках и автобусах), фильтры для очистки антифриза системы охлаждения, фильтры-адсорберы климатической установки… и этот список постоянно расширяется. Все это означает, что вокруг разработки и производства фильтров сосредоточены огромные инвестиции.
Однако и конкуренция в этом секторе крайне высока. Перед вами список ключевых игроков (по данным той же Global Industry Analysts Inc.), производящих воздушные и салонные фильтры: 3М Company, A.L.Filter, Aerospace America Inc. Ahlstrom Corp., Air Filter service Company, Airtech Japan Ltd., American Air Filter (AAF) Integration, Bruce Air Filter Company, Cafmil, Carlson AirFiltration Products Inc., Cummins Inc., Donaldson Co. Inc., Dust Free Inc., Filtration Group Inc., Filtration System Products Inc., Flanders Corporation, Freudenberg & Co. KG, GVS Group, Hollingworth & Vose Company, Lydall Inc., MANN+HUMMEL, Midwesco Fillter Resouces Inc., Sogefi SpA, Spectrum Filtration Private Ltd., UCI-FRAM Group. В категории масляных и топливных фильтров примерно столько же ключевых производителей и разработчиков, хотя значительная часть из них коррелируется со списком, приведенным выше.
За каждым из этих названий корпораций стоят десятки предприятий, которые расположены по всему миру. Вот только два примера:
MANN + HUMMEL – один из крупнейших разработчиков фильтров, его продукция поставляется на конвейеры всех автомобильных марок. Основное производство двух его главных подразделений (ОЕМ и афтемаркет) размещено в Германии, в активе компании еще свыше 30 заводов по всему миру.
Sogefi SpA – лидер в продвижении инновационных решений – имеет 44 производственные площадки, расположенные в 16 странах мира на 5 континентах, значительная часть из которых работает на подразделение Sogefi Fluid Filtration, входящее в пятерку крупнейших мировых поставщиков фильтров.
Обратите внимание, в размещенном здесь списке приведены лишь предприятия, где инновации стали стратегией развития, компании, которые сделали научные открытия, запатентовали новые решения и обеспечили коммерциализацию своих изобретений. Именно такие фирмы демонстрируют значительный рост основных бизнес-показателей. В список включены главным образом американские, европейские и японские разработчики. А ведь существуют еще региональные производители (корейские компании или такие, как, например, отечественный «Автоагрегат» из города Ливны) и мелкие компании, которые беззастенчиво копируют разработки ведущих игроков, буквально наводнили вторичный рынок продукцией мало чем подтвержденного качества.
В производство фильтров и фильтрующих элементов включена значительная часть гигантской структуры индустриальной мощи мира со всеми необходимыми логистическими, дистрибуционными и маркетинговыми подразделениями. И, тем не менее, низкая себестоимость продукции и огромная емкость рынка позволяют на фильтрах зарабатывать всем.