На пути к цивилизованному рынку

На пути к цивилизованному рынку

18.04.2017 - 15:39
Приблизительное время чтения: 5 минут. Интересно, но нет времени читать?

Рынок технического обслуживания автомобилей, а также запчастей в России при всех своих особенностях уже давно нуждается в законодательном регулировании, которое помогло бы ему стать цивилизованным и понятным как для бизнес-игроков, так и для простых автомобилистов.

На протяжении многих лет некоммерческое партнерство «Дистрибьюторов автомобильных комплектующих «АДАК», которое объединяет в своих рядах самых крупных поставщиков и дистрибьюторов автокомпонентов в России, работает над тем, чтобы выработать законодательную базу для регулирования рынка. Недавно АДАК и его члены разработали и приняли меморандум, который демонстрирует позицию объединения в вопросах развития рынка техобслуживания и оборота запчастей.

АДАК и его члены разработали и приняли меморандум, который демонстрирует позицию объединения в вопросах развития рынка техобслуживания и оборота запчастей.

Важно подчеркнуть значение этого документа для российского рынка. В нем АДАК и входящие в партнерство компании сформулировали те принципы, на основе которых они будут организовывать свою работу в России до появления на рынке соответствующей нормативно-правовой базы.

Особенности российского рынка

Рынок технического обслуживания автомобилей, а также запчастей в РФ имеет ряд особенностей. Авторынок России становится все более сложным и специализированным, отмечают в АДАК. На рынке представлено много разных автомобильных марок, а также большое число автомобилей и разнообразных модификаций, разработанных под запросы различных категорий потребителей.

Современный автомобиль уже давно стал сложным техническим устройством с электронными и автоматизированными системами. Стоимость владения машиной заметно выросла, в том числе и из-за того, что увеличились и стоимость обслуживания автомобиля, и затраты на его ремонт.

Среди других особенностей рынка в АДАК выделяют «отсутствие понятийного аппарата, соответствующего современным международным нормам (оригинальные запасные части, запасные части соответствующего качества, платный ремонт в течение гарантийного периода транспортного средства и т.д.), а также отсутствие справедливой системы взаимоотношений всех участников рынка, отсутствие законодательной базы для регулирования рынка». В качестве примера такого регулирования приводятся европейские документы Commission Regulation 461/2010 и Supplementary guidelines (2010/C 138/05).

Основные понятия рынка

Для регулирования рынка технического обслуживания важно, как считают в АДАК, определить основные понятия, которые регулируют этот рынок. Среди прочих понятий важное значение имеет формулировка, которая описывает суть понятия оригинальные и неоригинальные запчасти (запчасти надлежащего качества). В меморандуме, который подписали члены АДАК, даются такие определения:

  1. Оригинальные автомобильные компоненты (запасные части) – это запасные части или оборудование, произведенные в соответствии со спецификациями и производственными стандартами, разработанными автопроизводителем для производства запасных частей или оборудования для сборки его транспортных средств. Это означает, что оригинальными компонентами, если они соответствуют указанным требованиям, могут быть: а) запчасти, произведенные самими автопроизводителями и распространяемые под своими торговыми марками; б) запчасти, изготовленные производителями автомобильных компонентов, которые поставляются автопроизводителям для сборки транспортных средств или для дистрибуции членам их авторизованных сетей, т.е. их дилерам, распространяемые под торговыми марками автопроизводителей; в) запчасти, изготовленные производителями автомобильных компонентов, которые поставляются под своими торговыми марками на независимый вторичный рынок их дистрибьюторам, с соблюдением условия, что они произведены в соответствии со спецификациями автопроизводителей.
  2. Компоненты (запасные части) соответствующего качества – запасные части, которые должны быть достаточно высокого качества, чтобы их использование не угрожало репутации авторизованной ремонтной сети автопроизводителя. Необходимость же доказать, что запасная часть не соответствует этому требованию, ложится на автопроизводителя, который должен привести доказательство негативных последствий, если он хочет воспрепятствовать своему дилеру использовать такую запасную часть.

За конкуренцию на равных 

В АДАК считают, что автопроизводитель имеет право требовать проведения гарантийного ремонта с применением оригинальных компонентов и исключительно в своей дилерской сети. Платный ремонт в течение гарантийного периода и послегарантийный ремонт дилеры автопроизводителей могут проводить с использованием или оригинальных запчастей, или запчастей соответствующего качества (по договоренности с автовладельцем). Также автовладелец при проведении этих типов ремонта может выбрать организацию для обслуживания. Это может быть или дилерская станция, или независимая СТО. «Проведение платного ремонта в независимой СТО с использованием компонентов, поставляемых не автопроизводителем, не может являться причиной отказа в гарантийном обслуживании автомобиля дилером и/или автопроизводителем, – отмечается в тексте меморандума АДАК. – Отказ в гарантийном обслуживании автомобиля может быть осуществлен только в том случае, если автопроизводитель и/или дилер докажут, что причина обращения и выявленного дефекта состоит в некачественном обслуживании в независимой СТО и/или использовании ей некачественных компонентов».

Среди особенностей рынка РФ в АДАК выделяют «отсутствие понятийного аппарата, соответствующего современным международным нормам (оригинальные запасные части, запасные части соответствующего качества, платный ремонт в течение гарантийного периода транспортного средства и т.д.), а также отсутствие справедливой системы взаимоотношений всех участников рынка, отсутствие законодательной базы для регулирования рынка».

АДАК также считает необходимым обеспечить независимым СТО равные с дилерами права в доступе к запасным частям, поставляемым автопроизводителями. При этом автопроизводители не должны отказываться от сотрудничества с независимыми сервисами, если, конечно, такие СТО соблюдают требования по закупке запасных частей, предъявляемые дилерам (минимальный объем закупок, минимальный размер заказа, условия оплаты и т.д.). Тот же принцип равенства должен действовать и в отношении доступа к технической информации по ремонту и обслуживанию автомобилей. Независимые СТО, так же как и дилерские станции, должны иметь свободный доступ к такой информации, считают в АДАК. При этом уточняется, что отказ в предоставлении технической информации можно рассматривать как ограничение конкуренции. Доступ к технической информации, инструментам и обучению является необходимым предварительным условием для эффективной конкуренции на вторичном рынке обслуживания транспортных средств, подчеркивается в меморандуме.

Снизить стоимость владения

Принципы, прописанные в меморандуме, должны не только поддержать условия честной конкуренции на рынке технического обслуживания, но и способствовать снижению стоимости владения автомобилем и повышению безопасности содержания автопарка страны. «НП «АДАК» и его члены призывают государственные законодательные и профильные исполнительные органы власти инициировать обсуждение и разработку нормативно-правовой базы регулирования рынка технического обслуживания транспортных средств и оборота запасных частей», – отмечает Алексей Пёвхёнен, директор НП «АДАК».


Посмотрите похожие материалы: